Тема 4. Массовая информация и ее виды. Информационная политика СМИ, способы ее реализации.
Вопросы для подготовки:
1. Массовая информация как ключевое понятие теории коммуникативистики. Виды информации.
2. Информация и аудитория. Типы информации в зависимости от освоения текста аудиторией.
3. Информационная насыщенность и информативность текста (семантическая, синтактическая, прагматическая адекватность текста).
а) семантический аспект массово-информационной деятельности: дескриптивная, прескриптивная, валюативная, нормативная типы информации.
б) синтактический аспект массово-информационной деятельности: набор, интенсивность, порядок элементов текста.
в) прагматический аспект массово-информационной деятельности: небанальность, декодируемость, релевантность.
4. Проблема дезинформации как одного из типов информации.
Методические рекомендации:
1. При подготовке устного ответа на первый – четвертый вопрос воспользуйтесь главой 2. «Журналистика как сфера массово-информационной деятельности» учебника Прохорова Е.П. «Введение в теорию журналистики» и учебником С. Г. Корконосенко «Основы журналистики» параграфом «Журналистика как средство информации».
2. Законспектируйте по учебнику Е.П. Прохорова
а) понятия потенциальной, принятой и реальной информации;
б) понятия семантической, синтактической, прагматической адекватности текста;
в) понятия дескриптивной, прескриптивной, валюативной, нормативной типов информации;
г) понятия информационной насыщенности и информативности текста.
2. Для освоения понятий теории массовой информации студенты играют в ролевую игру. Цель игры − показать разницу в восприятии информации разными людьми, сделать зримой возможность трансформации информации в журналистском материале, показать субъективность восприятия информации и передачи ее. Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации для каждого играющего. Итак, участники семинара делятся на наблюдателей (которые фиксируют в таблицу происходящее), свидетелей (6 человек) и журналиста. Свидетели и журналист выходят из аудитории. Основная нагрузка по анализу ситуации ложится на наблюдателей, они фиксируют изменения в информации, передаваемой свидетелями. Для оставшихся наблюдателей зачитывается текст, содержащий большое количество фактических данных. После этого свидетели приглашаются по очереди и выслушивают пересказ текста от предыдущего участника. Последним заходит журналист, который может задавать вопросы. Он пишет небольшое информационное сообщение, затем зачитывается первоначальный текст. Преподаватель указывает, что произошел переход потенциальной информации в реальную, а наблюдатели- аналитики рассматривают на каких звеньях происходила трансформация информации, какие типы информации были задействованы, пытаются подвести итог, что же послужило причиной данных трансформаций. Преподаватель делает вывод.
Задания для контроля:
1. Дайте определение понятию «массовая информация». Расскажите об основных значимых характеристиках явления.
2. Перечислите типы информации, дайте определения каждому из них.
3. Рассмотрите типы информации в зависимости от особенностей освоения текста аудиторией.
4. Дайте определения понятиям «информационная насыщенность» и «информативность» текста.
5. Раскройте семантический аспект массовой информации, охарактеризуйте типы информации входящие в это понятие.
6. Раскройте синтактический аспект массово-информационной деятельности.
7. Охарактеризуйте прагматический аспект массовой информации. Определите понятия «небанальность», «декодируемость», «релевантность».
8. Опишите проблему дезинформации в современном обществе.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. – М: Аспект-Пресс, 2009.
2. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М: Аспект- Пресс, 2007.
Дополнительная:
1. Ким М.Н. От замысла к воплощению: технология подготовки журналистского произведения. – Спб 1999.
2. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. – М., 1996.