Лекция 1. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

Вопросы лекции 1

1. Коммуникативные исследования. Виды коммуникации. Российская коммуникативная ассоциация.

2. Массовая коммуникация и массовая культура.

3. Информационное пространство. Медиапространство.

4. Социальные функции массовой коммуникации. Основные проблемы массовой коммуникации – ее функции, институты, особенности каналов, закономерности развития, эффекты и технологии воздействия на массовое сознание и поведение.

5. Четыре доктрины развития массовой коммуникации Абрахама Моля.

6.Определение массовой коммуникации Б. А. Грушина.

7. Масс-медиа как социальный институт. Социальные функции медиакультуры (информативная, коммуникативная, нормативная, релаксационная, креативная, интеграционная, посредническая)

Ключевые термины, понятия, концепции: теория коммуникации, социология массовой коммуникации, информационное пространство, медиапространство, виды МК, типология СМИ, масс-культура, средства массовой коммуникации, информационная индустрия, интернет-дискурс, блогосфера, Торонтская , Гарвардская, Чикагская школа, Анненбергская школа, функции массовой коммуникации, доктрины массовой коммуникации

Ключевые авторы: М. Маклюэн, Ф. Уэбстер, Д. Белл, М. Кастельс, Г. Шиллер, Ю. Хабермас, Э. Гидденс, Ж. Бодрийяр. З. Бауман, Н. Луман, Р. Барт, М. Фуко, К. Ясперс, Ж. Бодрийяр, О. Шпенглер, К. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно, В. Беньямин, Х. Ортега-и Гассет, П. Сорокин, Разлогов К. Э., Флиер А. Я., М. Шишкина, Бореев В. Ю., Ионин Л. Г., Каган М. С., Московичи С., Почепцов Г. Г., Б. А. Грушин, У. Шрам, М. М. Назаров, Л. Н. Федотова, А. И. Черных

Лекция 2. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Вопросы лекции 2

1. Печатный станок, фотография, телеграф, радио, телевидение, компьютерная сеть как средства технического прогресса.

2. Гарольд Лассуэл, Уолтер Липман и Пол Лазарсфельд. Анализ массовой коммуникации.

3. Контент-анализ, анализ институционно-организационных форм медиа и их персонала и принципов, которыми руководствуются журналисты, анализ эффектов на аудиторию, анализ общественного мнения.

4. Медиаметрия.

5. Глобализация информации, новые экономические реалии, сращивание информационного бизнеса с финансово-промышленным капиталом, концентрация и монополизация, специализация и дифференциация – новые тенденции развития журналистики

6. Проблематика социологии МК. Знакомство с работами Л. Н. Федотовой, Б. А. Грушина, Ю. А. Левады, Б. В. Дубина, Л. Г. Гудкова, И. Д. Фомичевой, А. И. Черных, М. М. Назарова, Т. Г. Адамьянц.

7. Международное и национальное законодательство по вопросам медиакультуры.

Ключевые слова и концепты:анализ содержания (контент-анализ), медиаметрия, лидеры общественного мнения., спираль молчания, глобализация, общественное мнение, рейтинг, пиплметр, аудиметр, шкалирование

Ключевые имена:В. А.Ядов, Г. Лассуэл, Б. А. Грушин, Л. Н. Федотова, М. М. Назаров, А. Я. Черных, Т. Парсонс, П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Г. Иннис, М. Маклюэн, П. Бурдье, Засурский И. И., Засурский Я. Н., Землянова Л. М., Луман Н., Мельник Г. С., Почепцов Г. Г., Э. Ноэль-Нойман, И. Д. Фомичева

Самостоятельная работа № 1.. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Вопросы

1. Виды коммуникации. Основания классификации - по формам, видам, уровням, средствам.

2. Массовая коммуникация как особый вид дискурса, ее признаки. Дистантность, ретиальность, индивидуально-коллективный субъект, массовый рассосредоточенный адресат, технический канал распространения.

3. Массовая информация. Функции массовой коммуникации (для индивида - информационная, личностной идентификации, интеграции социального общения, рекреационная, развлекательная, для общества – информационная, социальной связи, обеспечение преемственности, рекреационно- развлекательная, мобилизации).

4. Пресса как публичный институт.

5. Элементы социальной и ментальной структуры общества, которые воздействуют на медийное производство.

6. Трихотомия культуры – высокая, традиционная и массовая. Признаки, свойства массовой культуры. Лики массовой культуры - кинематограф, мода, дизайн, поп-музыка, блогосфера , массовый туризм и культура повседневности, компьютерная субкультура, реклама, фотография. Специфика воздействия СМК на личность.

Литература

Литвинова Е. Н.Массовая культура и массовая коммуникация в современном информационном пространстве: к проблеме взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. 2010, № 1. С. 195-199.

Медведева Е. В.Теория и практика изучения разновидностей массовой коммуникации// Вестник МГУ, сер 19 лингвистика и межкультурная коммуникация, 2009 , № 3, с. 66- 76.

А.В. Соколов. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002.

М. М. Назаров. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М., 2010.

Кроме указанных работ, можно рекомендовать работы Л. Н. Федотовой, А. И. Черных, Г. Г. Почепцова.

А. А. Киселев. Теория и практика СМИ.М., 2008.

Ионин Л. Г. Социология культуры. Путь в новое тысячелетие. М., 2000.

Костина А. В. Массовая культура. М., 2010.

Шапинская Е. Н. Очерки популярной культуры. М.,Ю 2008.

Ученова В. В. Реклама и массовая культура. М. 2008.

Crossing the divide : Dialogue among civilizations / A. Kamal Aboulmagd, Lourdes Arizpe, Hanan Ashrawi a. o. - New Jersey : Seton Hall university, 2001. - 252 p. - Ind.: p.247-252. - ISBN 0-971061-0-2 : 69.00.

Киричек П. Н. Духовная культура и массовая информация: феномен сиамских близнецов?// Вопросы культурологии, 2010. № 1. С. 16-21.

Горохова А. В. Основные теории медиа-индустрии и коммуникаций в современном массовом обществе//Вопросы философии. 2009.№ 12. C.43-55.

Воропай Т. С. Между глобализацией и масс-культурой// Философские науки, 2009. C. 11-31.

Barry, Brian. Culture and equality : an egalitarian critique of multiculturalism / Barry, Brian ; Brian Barry. - Cambridge : Polity, 2006. - XI, 399 p. - Ind.: p. 372-399. - ISBN 0-7456-2228-3 : 926.31.

Stark, Rodney. Sociology / Stark, Rodney ; Ed. S. Beauparlant. - 5-th ed. - Belmont (California) : Wadsworth Publ. Co., 1994. - XXП, 691 p. : ill. - Bibliogr.: p.647-662. - Ind. p.: 667-691. - ISBN 0-534-20502-X : 15000.00.

Сетевое сообщество «Российская культурология». Адрес в Интернете:

Медиаскоп.www.mediasope.ru

Медиаальманах. www.journ.msu.ru

Медиатренды. www.journ.msu.ru

Живое слово. Портал для журналистов. Zhivoeslovo.ru

Библиотека сайта для журналистов EVARTIST

Библиотека портала www.journ-port.ru

Поиск в Интернете:

Mass communication, media and communication; media research; theories of mass communication; social theory of media; media society; discourse, cultural studies, mass culture, pop art, kitsch, classical commercials, branding, hypertextб effective print media measurement, measuring media audiences, media communication research

Дополнительные проекты

1. А. А. Зиновьев о масс-медиа.

2. Л. Альтюссер: идеология и масс-медиа.

3. Понимание массовой коммуникации в рамках Франкфуртской школы

4. Медиариторика (теория Анненковой И. В.)

5. Сайт-центра медиафилософии: структура, проблематика, контент.

6. М. Маклюэн о «горячих» и «холодных» медиа.

7. Социодинамическая теория массовой коммуникации А. Молля.

8. Н. Луман о масс-медиа как самореферентной социальной системе.

9. Понимание массовой коммуникации теоретиками постмодерна.

10. Энди Уорхол и массовая культура.

11. Китч, его характеристики и примеры.

12. Философия фотографии.

13. Примеры масс-медийного дискурса, связанного с глобальной масс-культурой.

14. Медиаметрические исследования в современной России.

15. Качественное социологическое исследование телеаудитории.

Ключевые термины, понятия, концепции: теория коммуникации, социология массовой коммуникации, информационное пространство, медиапространство, виды МК, типология СМИ, масскультура, средства массовой коммуникации, информационная индустрия, интернет-дискурс, блогосфера анализ содержания (контент-анализ), медиаметрия, лидеры общественного мнения., спираль молчания, глобализация, общественное мнение

Ключевые авторы: Маклюэн, Ф. Уэбстер, Д. Белл, М. Кастельс, Г. Шиллер, Ю. Хабермас, Э. Гидденс, Ж. Бодрийяр. З. Бауман, Н. Луман, Р. барт, М. Фуко, К. Ясперс, Ж. Бодрийяр, О. Шпенглер, К. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно, В. Беньямин, Х. Ортега-и Гассет, П. Сорокин,, Разлогов К. Э., Флиер А. Я., М. Шишкина, Бореев В. Ю., Ионин Л. Г., Каган М. С., Московичи С., Почепцов Г. Г., Б. А. ГрушинЯдов, Лассуэл, Грушин, Федотова, Назаров, Черных, Парсонс, Лазарсфельд, Мертон, Иннис, Маклюэн, П. Бурдье, Засурский И. И., Засурский Я. Н., Землянова Л. М., Луман Н., Мельник Г. С., Почепцов Г. Г. Э. Ноэль-Нойман, И. Д. Фомичева

Лекция 3. МЕДИА

Вопросы лекции 3

1. Многообразие мира медиа: комиксы, книгоиздание, реклама, агентства новостей, PR и журналистика, газеты, журналы, радио, телевидение, кино, поп-музыка, технология.

2. критерии массовой информации и журналистики.

3. Журналы и стиль жизни.

4. Значимы ли различия между информационными агентствами и электронными СМИ на сегодняшний день? Какова роль агентств новостей в процессах глобализации? Появление агентств как условия для появления объективности в журналистке. Функции агентств - информационная, инновационная, культурная, координационная, интеграционная. Специализация информационных агентств.

5. Прецизионная журналистика, концептуализм (новый документализм), исследовательская и расследовательская журналистика, потребительская журналистика. Техническая трансформация продукта.

Ключевые термины, понятия: концепции:комиксы, книгоиздание, реклама, агентства новостей, пиар, журналистика, газеты, журналы, радио, телевидение, кино, поп-музыка, технология, прецизионная журналистика, концептуализм (новый документализм), исследовательская и расследовательская журналистика, потребительская журналистика

Ключевые имена:М. Кастельс , М. Маклюэн, Е. Масуда, В. И. Сапунов, Т. Вульф, А. А. Тертычный, А. Константинов

Лекция 4. ИНТЕРНЕТ-СМИ

Вопросы лекции 4

1. Конвергентные СМИ. Интернет-СМИ.

2. Компьютеризация, дигитализация, интерактивность, мультимедийность, трансграничность и глобальность, коммерциализация, нарастание эффективности коммуникативных процессов, концентрация и монополизация СМИ, включение СМИ в систему корпораций, дифференциация и специализация СМИ, зависимость журнальной практики от внедрения новых технологических достижений.

3. Контент, производимый аудиторией.

4. Интернет-реклама и ее виды. Особенности Интернет- рекламы : интерактивность, активность пользователей, регистрируемость, двухуровневое воздействие и возможности фокусировок. Основные формы представления рекламной информации в Интернете: баннеры. Rich-media баннеры, тестовые и текстово-графические блоки, всплывающие окна, рекламные вставки и минисайты. В качестве типов рекламных площадок выступают электронные СМИ, порталы, бесплатные почтовые серверы, тематические сайты, торговые системы, поисковые каталоги и системы, баннерные сети, почтовые рассылки и т.д.

5. Медиабизнес. Кластер производства содержания и кластер распространения содержания.

6. Кризис традиционной журналистики. СМИ среди видов социальной коммуникации в Интернете.

7. Виды сайтов (электронные версии СМИ, сайты документации научных и т.п. учреждений, сайты коммерческих компаний, сайты энтузиастов Интернет, откроенное неквалифицированные и намеренно или непреднамеренно недостоверные сайты).

Ключевые термины, понятия, концепции:личностно-цифровое неравенство, веб-версии, он-лайн счетчики, интернет-опросы, опросы в офлайне, радио в Интернете, подкастинг, видеоблоги, звуковой и текстовой архивы с рассылкой RSS, версии для мобильного телефона, мультимедийный портал, интернет-ТВ, пиринговые сети, интернет-вещатели, сайты-коллекторы контента, конвергентная редакция, мультимедийная статья, «перевернутая пирамида», интерактивность, голосование, формы для отправки пользовательского контента, блоги, гиперссылки, группировка мультимедийных элементов

Ключевые авторы:М. М.Лукина, А. А. Калмыков, Л.А. Коханова, М. Г. Делягин , Л. М. Землянова, Е. Л. Вартанова, А. Е. Войскунский , К. Э. Разлогов

Самостоятельная работа №2.. КОНВЕРГЕНЦИЯ МЕДИА

Вопросы

1. Приведите примеры СМИ, присутствующих в Интернете , в радиоэфире, на ТВ и в печатном виде. Оцените структуру сайта СМИ ( сайты «Комсомольской правды», «Эха Москвы», «Известий», «Завтра», «Коммерсанта», «Новой газеты», «Литературной газеты», «МК» «Русского репортера», «Би-би-си», «Си-эн- эн»).

2. Анализ рекламы на радио. Как радио компенсирует то состояние что является невизуальным СМИ?

3. Чем станции, транслирующие классическую музыку отличаются от станций поп-музыки (кроме контента). Какой тип слушателя стоит за работой станции?

4. Модели телевидения в Европе и США.

5. Приведите примеры высокоспециализированных каналов.

6. Оцените контент на основных телеканалах России. Телекритика в России (С. Муратов, А. Вартанов, И. Петровская, Ю. Богомолов, С. Тарощина, А. Бородина, А. Мельман, В. Кичин, А. Качкаева и др.)

7. Чем же все-таки является блогосфера - виртуальным аналогом межличностных бесед, трибуной для публичных выступлений или новым каналом распространения информации.

Литература

Дженни Маккеу.Все о журналах. М., 2008.

Джон Мориш.Журнал: как создать успешное издание. М,. 2008

Джил Денис.Отбор и оценка рукописей. М., 2008.

PODстанция в Интернете.Подкасты студентов-журналистов.

Телевизионный музей в Интернете:tv.museum.ru

Портал онлайновой журналистики: www.onlinejournalism.com

А. Черных. Мир современных медиа. М., 2007.

Андрей Подшибякин. По живому 1999-2009: Livejournsl в России. М., 2010.

Алексеева И. Ю. Возникновение идеологии информационного общества. // Информационное общество. 1999. Вып. 1. (URL: http://NetHistoryRu/biblio/l043171700.html.

Ершова Т.В. Концептуальные вопросы перехода к информационному обществу XXI века. // Вестник РФФИ. — 1999. — № 3. (URL: http://www.rfbr.ru/dcfault.asp?doc_id=5210).

Сюнтюренко О. В. Информационное общество и информатизация науки. // Вестник РФФИ — 1999. — № 3. (URL: http://www.rfbr.ru/default.asp?doc_id=5198).

— Интернет. История Интернета (URL: http://connect.rin.ru/cgi-bin/print. pl?id=2&s=internet);

— "официальная" версия истории возникновения Интернета (URL: http://www.seoded.ru/istoriya/internet-history/voznik-interneta-of.html);

— "неофициальная" версия истории возникновения Интернета (URL: http://www.seoded.ru/istoriya/internet-history/voznik-interneta-neof.html).

Ресурс "Медиаспрут"

Вейлер К., Маурер Р. И. Сетевые СМИ — другая журналистика? (URL: http://www.mediasprut.ru/jour/theorie/online/webjour.shtml)

Ресурс "Acta Diurna"

Блоггинг, журналистика и достоверность информации // Материалы конференции Гарвардского университета, 21—22.01.2005. (URL: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/bogging.html).

Раздел "Дилетантизм и профессионализм в интернете (плюсы и минусы web 2.0.)"

Ресурс"Acta Diurna"

Кин Э. Дилетантская Америка. Как современный интернет убивает нашу культуру // Chicago Sun-limes, 03.06.2007. Перевод. URL: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/kin_chic.html.

Кин Э. Web 2.0 как напоминание о Марксе // Weekly Standard, 15.02.2006. Перевод, URL: http://psujoum.narod.ru/vestnik/vyp_3/kin_web2.html.

Вайнбергер Д. Лучшее достижение Эндрю Кина // The Huffington Post, 16.08.2008. URL: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/kin_wein.html.

Шерки К. Что мы скажем по поводу "Культа любителя"? // Corante, Many-to-Many Weblog, 24.05.2007. URL: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/kin shir.html.

Барышев Е. В. Современные возможности политического Интернета// Вестник РГГУ, серия политология 2012, № 1, С. 201- 208.

Поиск в Интернете:

Наши рекомендации