Ii.сообщение темы и задач урока. мотивация учебной деятельности.

Русское чтение

Тема.Учебный текст о книге и чтении. Сжатый пересказ.

ХОД УРОКА

I.ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

1.Рассказы детей о зимних праздниках.

2.Конкурс загадок о зиме.

3.Подведение итогов проверки домашнего задания.

II.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

III. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

1.Рассказ учителя о скифах.

Скифы жили в наших степях 2,5 тысячи лет тому назад. Они были кочевниками. Это был мудрый, свободолюбивый и в то же время воин­ственный народ. Во всем мире славился скифский лук — недаром сосе­ди называли скифов конными лучниками. Жилищем скифам служили большие возы. Выносливые, смелые и отчаянные, скифы несколько столетий господствовали в степи.

Около украинских городов Никополя, Мелитополя, Керчи (показ на географической карте Украины) в степи встречаются искусственные холмы — курганы. Это могилы скифов — древнего на­рода, жившего когда-то в Причерноморье. Скифы вери­ли, что умерший после смерти попадает в загробный мир и там, как и в жизни, ест, пьет, ездит на коне. И ему в могилу клали его оружие, драгоценности, золотые и серебряные чаши, кубки, а сверху насыпали курган — большой холм, метров двадцать высотой. Раскопки таких курганов помогли ученым узнать многое из жиз­ни скифов.

Скифское общество делилось на богачей, бедняков и рабов. Богачи владели большими участками земли, рабами, многими табунами, драгоценными вещами. У бедняков нередко не было ничего, кроме юрты на повозке да запряженной в нее пары волов. Скифские цари жестоко подавляли всякое недовольство рабов и бедняков.

Скифы создали интересную культуру, свои песни, легенды, сказания, высокое искусство. Скифские скульп­туры называют иногда «каменными бабами», хотя мно­гие из них изображают воинов-мужчин. К концу III века до н. э. из-за Дона на скифов стали нападать воинствен­ные племена сарматов и вытеснили их из Южной Украи­ны в Крым. В Крыму Скифское государство просущест­вовало до III века до н. э.

Скифы исчезли среди народов, занявших их место. Их язык был забыт, но кое-что из их культуры заимство­вали сарматы и другие племена.

2. Просмотр иллюстраций- скифы: уклад жизни, культура, занятия, быт .

3.Словарная работа.

В тексте вам встретятся такие слова:

Пектораль — металлическое шейное украшение, облегающее грудь и плечи;

Г о р и т ы — чехлы для лука и стрел;

Амфора — сосуд для вина, масла, суживающийся книзу, с узким горлом и двумя ручками;

Сычуг — часть желудка жвачных животных.

4.Чтение текста «Ветер истории» учащимися (с. 22—26 учебника).

5.Шепотковое чтение. Ответы на вопросы.

- Что нового было для вас в этом тексте?

- Что больше всего поразило?

- С чем сравнивают скифские курганы? Почему?

-Почему для нас не только интересны, но и очень важны изображе­ния на пекторалях?

6.Выборочное чтение.

-Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о том, как ко­чевали скифы с места на место.

7.Физминутка.

IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ:

1.Чтение «цепочкой».

2. Составление плана произведения.

Памятка «Как составить план текста»

Прочитай рассказ, обращая внимание на то, как он построен: о чем говорится вначале, какие события описаны в середине, чем заканчива­ется текст?

Раздели рассказ на смысловые части.

Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные пред­ложения.

Перечитай их. Скажи своими словами, о чем главном говорится в данной части. Подбери к ней заголовок. Запиши свой заголовок к каждой части.

Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли названия, не пропущено ли что-либо важное.

Памятка — это план наших действий. Давайте выполним все требо­вания этой памятки, и тогда план текста будет несложно составить.

Примерный план:

1. Скифы: уклад их жизни, занятия, быт.

2.Исторические сведения о жизни скифов. Геродот о кочевой жиз­ни скифов.

3.Ценные находки скифских курганов. Пектораль.

3. Пересказ прочитанного текста по составленному плану.

VI. ИТОГ УРОКА:

1.Итоговая беседа:

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что запомнили о скифах, о греках?

-Как дошли до нас сведения о скифах и греках и укладе их жизни?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :

Прочитать текст «Ветер истории» (с. 22—26 учебника). Подготовить пересказ, близкий к тексту. Использовать для этого следующую памятку:

Памятка

Внимательно прочитай текст; выясни значение непонятных слов.

Ответь на вопросы, данные в учебнике.

Сформулируй тему и основную мысль текста.

Определи, к какому типу речи относится текст.

Раздели текст на смысловые части согласно данному плану или со­ставь план самостоятельно.

Определи стиль текста (научный, художественный).

Постарайся за­помнить некоторые особенности языка данного произведения и сохра­ни их в пересказе.

Прочитай текст снова, раздели смысловые части его значительны­ми паузами.

Закрой книгу и перескажи текст.

Наши рекомендации