Ii.сообщение темы и задач урока. мотивация учебной деятельности.
Русское чтение
Тема.Учебный текст о книге и чтении. Сжатый пересказ.
ХОД УРОКА
I.ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
1.Рассказы детей о зимних праздниках.
2.Конкурс загадок о зиме.
3.Подведение итогов проверки домашнего задания.
II.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
III. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
1.Рассказ учителя о скифах.
Скифы жили в наших степях 2,5 тысячи лет тому назад. Они были кочевниками. Это был мудрый, свободолюбивый и в то же время воинственный народ. Во всем мире славился скифский лук — недаром соседи называли скифов конными лучниками. Жилищем скифам служили большие возы. Выносливые, смелые и отчаянные, скифы несколько столетий господствовали в степи.
Около украинских городов Никополя, Мелитополя, Керчи (показ на географической карте Украины) в степи встречаются искусственные холмы — курганы. Это могилы скифов — древнего народа, жившего когда-то в Причерноморье. Скифы верили, что умерший после смерти попадает в загробный мир и там, как и в жизни, ест, пьет, ездит на коне. И ему в могилу клали его оружие, драгоценности, золотые и серебряные чаши, кубки, а сверху насыпали курган — большой холм, метров двадцать высотой. Раскопки таких курганов помогли ученым узнать многое из жизни скифов.
Скифское общество делилось на богачей, бедняков и рабов. Богачи владели большими участками земли, рабами, многими табунами, драгоценными вещами. У бедняков нередко не было ничего, кроме юрты на повозке да запряженной в нее пары волов. Скифские цари жестоко подавляли всякое недовольство рабов и бедняков.
Скифы создали интересную культуру, свои песни, легенды, сказания, высокое искусство. Скифские скульптуры называют иногда «каменными бабами», хотя многие из них изображают воинов-мужчин. К концу III века до н. э. из-за Дона на скифов стали нападать воинственные племена сарматов и вытеснили их из Южной Украины в Крым. В Крыму Скифское государство просуществовало до III века до н. э.
Скифы исчезли среди народов, занявших их место. Их язык был забыт, но кое-что из их культуры заимствовали сарматы и другие племена.
2. Просмотр иллюстраций- скифы: уклад жизни, культура, занятия, быт .
3.Словарная работа.
В тексте вам встретятся такие слова:
Пектораль — металлическое шейное украшение, облегающее грудь и плечи;
Г о р и т ы — чехлы для лука и стрел;
Амфора — сосуд для вина, масла, суживающийся книзу, с узким горлом и двумя ручками;
Сычуг — часть желудка жвачных животных.
4.Чтение текста «Ветер истории» учащимися (с. 22—26 учебника).
5.Шепотковое чтение. Ответы на вопросы.
- Что нового было для вас в этом тексте?
- Что больше всего поразило?
- С чем сравнивают скифские курганы? Почему?
-Почему для нас не только интересны, но и очень важны изображения на пекторалях?
6.Выборочное чтение.
-Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о том, как кочевали скифы с места на место.
7.Физминутка.
IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ:
1.Чтение «цепочкой».
2. Составление плана произведения.
Памятка «Как составить план текста»
Прочитай рассказ, обращая внимание на то, как он построен: о чем говорится вначале, какие события описаны в середине, чем заканчивается текст?
Раздели рассказ на смысловые части.
Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.
Перечитай их. Скажи своими словами, о чем главном говорится в данной части. Подбери к ней заголовок. Запиши свой заголовок к каждой части.
Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли названия, не пропущено ли что-либо важное.
Памятка — это план наших действий. Давайте выполним все требования этой памятки, и тогда план текста будет несложно составить.
Примерный план:
1. Скифы: уклад их жизни, занятия, быт.
2.Исторические сведения о жизни скифов. Геродот о кочевой жизни скифов.
3.Ценные находки скифских курганов. Пектораль.
3. Пересказ прочитанного текста по составленному плану.
VI. ИТОГ УРОКА:
1.Итоговая беседа:
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что запомнили о скифах, о греках?
-Как дошли до нас сведения о скифах и греках и укладе их жизни?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :
Прочитать текст «Ветер истории» (с. 22—26 учебника). Подготовить пересказ, близкий к тексту. Использовать для этого следующую памятку:
Памятка
Внимательно прочитай текст; выясни значение непонятных слов.
Ответь на вопросы, данные в учебнике.
Сформулируй тему и основную мысль текста.
Определи, к какому типу речи относится текст.
Раздели текст на смысловые части согласно данному плану или составь план самостоятельно.
Определи стиль текста (научный, художественный).
Постарайся запомнить некоторые особенности языка данного произведения и сохрани их в пересказе.
Прочитай текст снова, раздели смысловые части его значительными паузами.
Закрой книгу и перескажи текст.