IV. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке изучаем родительный падеж имён существительных. Как вы думаете, какие особенности данного падежа мы должны рассмотреть? (Вспомните план рассказа об именительном падеже.)

– Итак, изучение родительного падежа ведём по плану:

1. Вопросы р. п.

2. Предлоги р. п.

3. Каким членом предложения может быть существительное в родительном падеже.

V. Наблюдение над особенностями родительного падежа.

1. Записать предложения с комментированием, указать главные члены.

Р..бята играли возле реки.

Деду..ка вернулся из п..ездки.

Сергей см..стерил из бумаги игрушку.

2. Проверка.

– Какие вопросы можно задать к второстепенному члену в первом предложении? (Возле чего? Где?)

– Во втором? (Из чего? Откуда?)

– В третьем? (Из чего?)

– Вспомните вопросы родительного падежа. Что можете сказать об этих существительных? (Они употреблены в родительном падеже.)

– Какие предлоги были использованы в родительном падеже? Знаете ли другие предлоги родительного падежа?

– На что указывало существительное родительного падежа в первом предложении? (Возле чего? Где? У реки – на место действия.)

– Во втором? (Из чего? Откуда? Из поездки – место.)

– В третьем предложении? (Из чего? Из бумаги – на материал, из которого сделали игрушку.)

– Каким членом предложения является существительное в родительном падеже?

3. Обобщение знаний о родительном падеже. Составление и запись таблицы.

Родительный падеж

Кого? Чего?

(Откуда? Где? Куда?)

у, от, до, из, около, возле, вокруг,

для, с, без, кроме, после

(второстепенный член предложения)

Учитель обращает внимание, что вопросы кого? чего? – падежные, а остальные – куда? откуда? где? – смысловые, вспомогательные; некоторые из них встречаются в других падежах (кроме вопроса откуда?). Поэтому лучше задавать к существительному падежные вопросы.

– Существительные в родительном падеже могут употребляться и без предлога. В этом случае падеж определяется по вопросу.

– На что может указывать существительное в родительном падеже?

4. Стихотворение о родительном падеже.

– А я – падеж родительный. До неба вверх и с неба вниз.

Характер мой – общительный. Похож я на винительный

Кого? чего? – и вот он я! Бываю иногда,

Предлоги часто мне друзья: Но в тексте различите вы

И с, и до, и у, и из – Два падежа всегда.

IV. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи. - student2.ru

VI. Работа с учебником. Закрепление.

1. Выделение из предложений словосочетаний с существительными в родительном падеже (упр. 122).

Разбор отмеченных слов по составу:

IV. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи. - student2.ru

Синтаксический разбор четвертого предложения.

2. Упражнение в определении падежа существительных. Повторение правила проверки безударных гласных (упр. 123).

IV. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи. - student2.ru

3. Самостоятельная работа (упр. 124).

4. Проверка.

VII. Домашнее задание: упражнения 125, 126, с. 69.

VIII. Итог урока.

– Что изучали на уроке?

– Какие особенности родительного падежа вы узнали?

Урок 39. ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Цель: учащиеся знакомятся с особенностями имён существительных в дательном падеже, вопросами и предлогами дательного падежа.

Оборудование:сигнальные карточки: IV. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи. - student2.ru для фронтальной проверки (у каждого ученика).

Ход урока

I. Организационный момент.

Наши рекомендации