II. Знакомство с новым материалом.
Сегодня я сама вам почитаю. Мы познакомимся с новым жанром литературы - это слово.
Слово характерно именно для русской литературы. Жанр этот знаком нам из глубокой древности. Напоминает русские распевы. Слово описывает силу, красоту и мощь Руси.
Прочитайте информацию о слове и авторах слова на странице 14 учебника.
Вопрос | Ответ |
Вы прослушали «Слово о Русской земле». Какие слова вам показались непонятными, новыми. Прочитайте их значение на странице 13. | |
Какие слова в «Слове...» кажутся вам старинными? Как вы их понимаете? | Местночтимые достопримечательности; Горододельцы - строители городов; Пригожее - хорошее, удобное; Нынешняя — сегодняшняя, современная. |
Что напоминает «Слово...»? | Песню. |
Какой вы представляете Русскую землю? | (Самостоятельные размышления учеников). |
Как автор описывает Русскую землю? | (Пересказ). |
Найдите и прочитайте слова из летописи. | (Чтение). |
Как называются слова из одного произведения, помещенные в другое? | Цитата. |
Что в этом произведении вам особенно запомнилось? | (Самостоятельные размышления учеников). |
Чем удивляет и восхищает нас Русская земля? Прочитайте. | «Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными...» |
Кто живет на Руси? | Руссы и россы. |
Как перевести эти названия? | Люди, живущие у воды. |
Прочитайте, что обозначает слово «Русь». | «Русь обозначает страну озер и рек». |
Что такое местночтимые источники? | Родники. |
Как их еще называют? | Живунами. |
Почему? | Они живут, порка к ним звери и люди наведываются. |
Расскажите о родниках Руси, пользуясь учебником. | (Пересказ). |
Прочитайте, как читалось «Слово...». | «В старину «Слово...» читалось и пелось под игру гуслей звончатых». |
Вспомните стихотворение И. Никитина «Русь». Чем похожи эти два произведения? | Возвращают нас в старину манерой изложения, использованием старинных форм слов и оборотов. |
III. Практические задания.
Вопрос | Ответ |
РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 1. | «Русь светлое, пригожее место, страна света». |
РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 2. | Русичи - русские. Дубравы - леса. |
Береста - кора березы. Гусли струнный инструмент. | |
РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 3. | «О светло светлая и красно украшенная земля Русская!» |
РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 3. ^ Прочитайте цепочку слов. Какие это слова? Выделите общую часть. ^ Приходилось ли вам пить воду из родника? | Родственные. |
IV. Домашнее задание.
1. Нарисуйте, как вы представляете родник.
2. Выучите наизусть отрывок из «Слова...»: РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 3.
3. Учебник: страницы 14-15. С. Прокофьев «Родина». Выполнить задания на странице 15.
Урок 5. «Русская народная песня«Я с горы на гору шла»
Цели:
• Формирование навыка размышлять и анализировать;
• Знакомство с новыми литературоведческими понятиями;
• Познакомиться с новым произведением.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Вопрос | Ответ |
Проверка выполненных заданий в РТ. | |
С каким чувством автор говорит о Родине? | «Лучше Родины нашей нет на свете, друзья». |
С какой интонацией вы читали это стихотворение? | Торжественно. |
Чтение стихотворения наизусть. | |
Чтение наизусть отрывка из «Слова...». | |
II. Повторение изученного в 1-ом классе. | |
Вопрос | Ответ |
Помните, в прошлом году мы читали произведения, которые не имели автора. Как назывались такие произведения? | Произведения устного народного творчества. |
Почему это устное творчество? | Потому что не записывалось, а передавалось из уст в уста. |
Почему народное? | Произведения сочинял народ, содержание передавали в устной форме. Поэтому сюжет мог различаться у разных рассказчиков. |
Какие произведения устного народного творчества вы знаете? | Сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. |
III. Знакомство с новым материалом. В этом году мы углубим ваши знания в области фольклора. Познакомимся с новыми жанрами и национальными героями. | |
Вопрос | Ответ |
Ознакомьтесь с теоретическим материалом на странице 16 нашего учебника. | |
Обратите внимание - жанры фольклора изображены в виде лепестков ромашки. Вам так легче будет их запомнить. | |
А теперь давайте прочитаем русскуюнародную песню «Я с горы на гору шла» | (Ученики «про себя» читают песню). |
Как надо читать эту песню -плавно или быстро? Поясните свой ответ. | Плавно. |
Прочитайте песню вслух. | |
Какие слова в песне повторяются? | «Я серых гусей гнала». «Гнала». «Приговаривала». «Ко холодной ко воде». «Ко шелковой ко траве». «Ой-ли, ой-ли, ой-люли». |
Для чего нужны эти повторы? | Они поддерживают плавность и мелодичность песни. |
Для русских народных песен вообще характерны повторы. |
Теоретический материал:
Познакомьтесь самостоятельно с «материалом для обогащения читательского опыта»:
Учебник, страницы 18-19.
С хороводной песней мы познакомимся в хрестоматии на с. 3
Вопрос | Ответ |
Любите ли вы загадывать загадки? | Да. |
А отгадывать? | |
Прочитайте и отгадайте загадки на стр. 18 учебника. | 1. Мухомор. 2. Карандаш. 3. Ежик. |
Давайте поотгадываем загадки, помещенные в хрестоматии на стр. 8-9. Ответы вы найдете на иллюстрации на странице 9 хрестоматии. | 1. Прорубь. 2. Петух. 3. Дождь, земля, трава. 4. Рыба. 5. Радуга. 6. Лук. 7. Кукушка. 8. Петух. 9. Стрекоза. 10. Олень. |
IV. Практические задания.
Вопрос | Ответ |
РТ «Литературное чтение»: стр. 8 № 1. | «Ой-ли, ой-ли, ой-люли». «Мои гуси». |
Прочитайте информацию на странице 9 РТ «Литературное чтение». РТ «Литературное чтение»: стр. 9 №2. | Мягкая. |
Какие колыбельные песни вы знаете? | «Баю-баюшки, баю...», «Котя, котенька, коток...», «Ой люли-люли-люли, прилетели журавли...» и др. |
РТ «Литературное чтение»: стр. 9№3. |
V. Домашнее задание.
1. Учебник: страница 17. Выучите песню наизусть.
2. Выучите определение загадки (Учебник: страница 19), РТ «Литературное чтение»: стр. 9 № 4.
Урок6. «Как Илья из Мурома богатырем стал».