III. Знакомство с новым материалом.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Советы третьеклассникам.

Учитель. В третьем классе вы продолжите изучать окружающий мир. Учебник приглашает вас в увлекательное путешествие: вы познакомитесь поближе с прошлым и настоящим нашей Родины, с миром природы и жизнью людей, побываете в старинных русских городах, узнаете о знаменитых событиях, славных делах и подвигах наших предков.

Сегодня к нам на урок пришли бывшие третьеклассники. Они хотят вам дать некоторые советы.

Выступают ученики четвертого класса с советами авторов учебника, с. 3–4.

– Здравствуйте, ребята. Мы с удовольствием изучали окружающий мир в третьем классе и узнали много интересного, теперь хотим стать вашими помощниками. Если вам будет трудно, можете смело обращаться к нам – объясним, подскажем, вместе разберемся. Чтобы у вас все хорошо получалось на уроках окружающего мира, послушайте наши советы.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Вводная беседа.

– Прочитайте название I раздела.

– О чем вы узнаете в этом разделе?

– На какие вопросы вы ответите?

2. Работа по карте.

Учитель. Все мы живем на планете, которая называется Земля. Посмотрите на карту. На нашей планете 6 континентов, или 6 материков (показ по карте).

Материк – это огромное пространство земной суши, омываемое морями и океанами.

Мы живем на материке Евразия, в стране с удивительно красивым названием – Россия (показ по карте).

– В каком городе вы живёте? Давайте найдём его на карте.

3. Чтение и анализ текста по учебнику.

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 7 учебника, объясните данную схему.

– Каждый человек не только живет в пространстве, но и во времени. Все, кто живет сейчас, находятся в настоящем времени. Что происходит с вами сейчас, в настоящее время?

– Как называется то время, когда люди жили, работали, учились давно?

– Назовите события, происходившие с вами в прошлом.

– Как назовем время, в котором события только будут происходить?

– Приведите примеры того, что бы вы хотели иметь, увидеть в будущем времени.

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 8. Назовите события настоящего, прошедшего и будущего времени.

III. Знакомство с новым материалом. - student2.ru Физкультминутка

Игра «Изобразите действия».

1-й ряд – изображает события настоящего времени;

2-й ряд – события прошедшего времени;

3-й ряд – события будущего времени.

4. Обсуждение вопросов: как развивалась жизнь на Земле? Как мы узнаем о прошлом?

– Почти все животные, которые сегодня обитают на Земле, в далеком прошлом не существовали. В то же время большинство прежних обитателей планеты вымерло. Первые растения и животные были крошечными и жили в воде. У первых животных было мягкое тело, как у современных медуз или червей. Потом появились животные с твердыми раковинами, затем рыбы.

Около 400 миллионов лет назад на суше появились растения, из воды на сушу начали выходить некоторые рыбы. Они ползали по земле, опираясь на крепкие короткие плавники. Это были предки земноводных, которые жили на суше, но возвращались в воду, чтобы отложить яйца.

Динозавры обитали на нашей планете 228 миллионов лет назад. Одни из них имели колоссальные размеры и были самыми крупными животными из всех, когда-либо живших на суше. Другие, наоборот, ростом не превышали цыпленка. Все они вымерли примерно 64 миллиона лет назад.

Динозавры прожили на Земле 165 миллионов лет, а затем они исчезли – вымерли навсегда.

После того как вымерли динозавры, самыми крупными распространенными существами на суше стали млекопитающие и птицы.

На Земле долго не было людей. Первые подобные нам люди появились на планете лишь около 100000 лет назад.

– Как мы узнаем о жизни людей в далеком прошлом?

– Рассмотрите форзац учебника и назовите, что помогает людям узнать прошлое.

5. Знакомство с понятиями «историческое время», «тысячелетие», «век», обозначениями римских цифр.

Учитель. Все вы слышали выражение: «Это было давным-давно». Оно обозначает, что какие-то события происходили очень давно, в историческом времени. В истории счет времени часто идет не на месяцы и годы, а на века и тысячелетия.

Тысячелетие – это период времени в 1000 лет.

Век – это промежуток времени в 100 лет.

Мы с вами живем в XXI веке, который начался 1 января 2001 года. Чтобы узнать его окончание, надо к 2000 прибавить 100. XXI век закончится 31 декабря 2100 года.

Когда на уроке математики вы решаете примеры и задачи, вы используете арабские цифры (показ). Они так называются потому, что пришли из арабских стран. Совсем другие цифры были в древнем городе Риме. Они так и называются – римские (показ). Этими цифрами обозначаются века. Посмотрите, как записывается век, в котором нам довелось жить, – XXI в.

6. Знакомство с памяткой «Как определить по году век?».

Если в четырехзначном числе после первых двух цифр идут нули, то первые цифры будут означать век: 1100 год – 11 (XI) век, 1200 год – 12 (XII) век. Но стоит на месте нулей появиться любой другой цифре, и уже начнется следующий век: 1101 год – 12 (XII) век, 1210 год – 13 (XIII) век.

Иначе определяется век в трехзначном году, например в 988. Эта дата означает, что прошло девять полных веков и 88 лет десятого века, то есть идет 10 (X) век.

IV. Итог урока.

– С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились? Что они означают?

Домашнее задание:выполнить задание в рабочей тетради № 1 на с. 3.

Наши рекомендации