II.Знакомство с новым материалом.

Вопрос Ответ
Мы прочитаем сегодня произ­ведение, в котором также затра­гивается тема труда. . Прочитайте стихотворение Г. Сапгира «Рабочие руки» на странице учебника 49.  
О чем это стихотворение? О труде, о рабочих, трудолюбивых руках.
Как в стихотворении автор называет такие руки? Охочие.
Прочитайте, что это значит (страница учебника 49). Имеющие желание, или охоту, что-то делать.
Часто ли мы употребляем это слово в разговорной речи? Нет.
Это устаревшее слово.  
Укажите рифмы в стихотворении. Рука - в округе; Самокат - смастерят; Старушке - игрушки; Вбеде - везде; Пока ученика; Рабочие - охочие.
III. Практические задания.
Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. 20 № 1. Добрые, умелые, рабочие, к делу охочие.
РТ «Литературное чтение»: стр. 20 № 3. Смастерят, дров принесут, починят, выручат, помогут.

IV. Домашнее задание.

1. Прочитайте сказку «Айога» на страницах 119-122 учебной хрестоматии.

2. Выполните задания к тексту.

Урок16. И. Крылов <Лебедь, Рак и Щука»

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыка монологической речи;

• Познакомиться с новым жанром литературы;

• Расширение словарного теоретического аппарата;

• Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Вопрос Ответ
Какую сказку вы прочитали дома? Нанайская народная сказка «Айога».

Проверку домашнего задания следует проводить по заданиям, предложенным в РТ «Литературное чтение» (страница 21).

В задании № 3 предлагается дописать определение диалога. Авторское определение дано на странице 9 в учебнике.

II.Знакомство с новым материалом.

Вопрос Ответ
Сегодня мы познакомимся с новым жанром литературы - это басня. Прочитайте определение басни на странице 52 учебника. Писателей, сочиняющих басни, называют баснописцами. Прочи­тайте определение на странице учебника 53. Басня - это поучительное произведение.
Мы прочитаем с вами басню Ивана Андреевича Крылова «Ле­бедь, Щука и Рак».  
Все ли слова в басне вам понятны? Нет. Что такое лад, поклажа?
Определение новых слов найдите на странице учебника 52.  
Можно ли назвать басню большой пословицей? Да. В басне мудрость спрятана за образами животных. Смысл нужно додумать самому, в пословице все лежит на поверхности.
Прочитайте первые три строчки басни. Как вы их понимаете? (Самостоятельные рассуж­дения учеников).
Похожи ли эти слова на пословицу? Чем? (Самостоятельные рассуж­дения учеников).
А теперь сравните свои доводы с авторским определением. Прочитайте «подсказку» на странице учебника 52.  
Почему героям не удалось тронуть воз с места? Возможности и потребности животных разные. А за образами животных скрыты пороки людей. Поэтому «на лад их дело не пойдет».
Какие басни Крылова вам еще знакомы? «Ворона и лисица», «Волк и ягненок» и т.д.
III. Практические задания.
Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. 22 № 1. Лебедь, Щука и Рак.
РТ «Литературное чтение»: стр. 22 № 2. Лад, единство.
РТ «Литературное чтение»: стр. 22 № 3. Допишите предложение (дома): Его перу принадлежат такие произведения, как Баснописец.

IV. Домашнее задание.

1. Выучите наизусть басню И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

2. Прочитайте несколько басен самостоятельно.

3. Допишите предложение, начатое в классе.

Урок 17. Л. Толстой «Страшный зверь»

Цели:

Формирование навыка размышлять и анализировать;

Научиться выявлять особенности художественных произ­ведений;

Формирование навыка монологической речи;

Формирование литературоведческих представлений и понятий; Познакомиться с новым произведением; Проверка полученных знаний.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть басни И. Крылова.

Как вы закончили домашнее предложение?

Вопрос Ответ
На прошлом занятии мы поз­накомились с понятием басни. Напомните определение басни. Поучительное произведе­ние, в котором высмеиваются недостатки и пороки людей.
На какой род литературы похожи басни Крылова? На стихотворения.
Почему? Есть рифмы.
Сегодня прочитаем басню Л. Н. Толстого. Она представляет собой поучительный рассказ, или сказку.  
Расскажите, какими вы представляете маленькую мышку и старую мышь? (Самостоятельные рассуж­дения учеников).
Прочитайте, как мышка рассказывала о петухе. «...страшный, ходит по двору вот так: ноги у него красные, гребешок красный, нос крючком. Кричит громко...»


Какое впечатление у мышки от кошки? Добрая.
Как построено произведение? Каким литературоведческим поня­тием называется разговор двух героев? Диалог.
В этой басне мораль спрятана в тексте. Ее надо понять и объяснить. Попробуйте это сделать. Не все красивое излучает добро. Внешность обманчива.
Прочитайте басню по ролям.  
III. Практические задания.
Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. 22 № 1. Басня.
РТ «Литературное чтение»: стр. 22 № 2. Страшный петух. Добрый кот.
РТ «Литературное чтение»: стр. 23№ 3. Лев Николаевич Толстой..
РТ «Литературное чтение»: стр. 23 № 4. Глупая.

IV. Домашнее задание.

1. РТ «Литературное чтение»: стр. 23 № 5.

2. Прочитайте первую часть рассказа М. Зощенко «Самое главное»

(учебник, страницы 55-56).

Наши рекомендации