Упражнения для самостоятельной работы. Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего

Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

Упражнение 1

Определите способ образования следующих наречий:

Лишне, взволнованно, наудалую, впятером, по-своему, накрепко, молча, тут, там, вверх дном, вверх ногами, на босу ногу, на скорую руку, рукой подать, лежа, крадучись, припеваючи.

Упражнение 2

Определите, как, от какой части речи и с помощью чего образованы следующие наречия:

Задорно, изысканно, крепко, ласково, мило, нарядно, озорно, просто, рьяно, сильно, трогательно, упрямо, фантастично, хитро, цепко, чисто, шумно, щедро, экспрессивно, ярко, изнеженно, понимающе, умышленно, малехонько, хорошенечко, глубоко-глубоко, мелко-мелко, светлым-светло, синевато, красновато,разнобумажно, оловянно,по-стариковски, по-молодецки, туго-натуго,замертво, заново, влево, вправо,поминутно, поквартально,вплотную, вчистую, впустую, втемную, вслепую, вручную, врукопашную, вхолостую,дочиста, дотемна, досветла, иссиня, издавна, изредка; сразу, смолоду, снова, справа, слева, сызнова, сызмала,дочиста, дотемна, досветла, иссиня, издавна, изредка, сразу, смолоду, снова, справа, слева, сызнова, сызмала,по­тихоньку, потихонечку, по-вчерашнему, по-ино­земному, по-моему, по-твоему, налегке, наготове, навеселе, наравне, ежиком, живьем, зимой, летом, мигом, ночью, осенью, оптом, ощупью, прямиком, рядком, силком, торчком, шагом, целиком, чудом, навылет, насмех, внутрь, втихомолку, заглаза, замуж, зараз, под стать, подчас, под уклон, поодаль, обок, окрест, с размаху, сроду, сразу, сбоку, с разбегу, издали, исподлобья, изнутри, довеку, до зарезу, до отказа, дотла, донизу,кстати, некстати, понизу, поверху, поблизости, посре­дине, поутру, поначалу, пополам, поделом, понаслышке,внутри, втайне, взаперти, впотьмах, впопыхах, впросонках, в сердцах, наверху, на ходу, навыкате, настороже, на днях,бок о бок, рука об руку,чин по чину,вверх дном, вверх ногами, на босу ногу, на скорую руку, рукой подать,всегда, всюду, навсегда, повсюду, отовсюду, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, по-своему, лежа, крадучись, припеваючи,гормя горит, кишмя кишит, почтеннейше.

Упражнение 3

С помощью представленных суффиксов образуйте новые слова, какой части речи они будут:

-енько, -онько, -енечко, -охонько, одно слово с -о, другое - с –ым, -и,-а, -я, -учи, -мя, -ее, -ей, -ше, -е.

Упражнение 4

С помощью представленных предлогов и морфем образуйте новые слова, какой части речи они будут:

С предлогами на, в, по, за, до, с, из.

С приставкой на-.

С предлогом пои суффиксами -ому, -ему.

Контрольные задания к разделу русского языка «Словообразование»

Задание 1

Как называется способ образования слова.

А) фонетика

В) лексикология

С) словообразование

Д) нет правильного ответа

Задание 2

Каким способом образованы данные слова: читал, читающий, читавший?

А) словообразование

В) формообразование

С) морфологическим

Д) нет правильного ответа

Задание 3

Подберите синоним к слову «окончание».

А) флексия

В) фонема

С) морфема

Д) нет правильного ответа

Задание 4

В каком варианте в приведенных словах присутствует нулевое окончание?

А) друзей, армия, рабочий

В) друзей, семей, пролетарий

С) станция, знание, семей

Д) нет правильного ответа

Задание 5

В каком варианте в приведенных словах присутствует материально выраженное окончание?

А) красив, лисий, страна, денег

В) узнал, третий, принеси, поют

С) земля, станция, поют, узнали

Д) нет правильного ответа

Задание 6

В каком варианте в приведенных словах нет никакого окончания?

А) столы, земля, старость

В) держа, направо, ярче

С) молодой, принести, пригород

Д) нет правильного ответа

Задание 7

Назовите основу в слове «молодость».

А) производная

В) непроизводная

С) производящая

Д) нет правильного ответа

Задание 8

В каком варианте в приведенных словах присутствуют части производной основы?

А) корень, префикс, суффикс, постфикс, флексия

В) корень, префикс, суффикс, постфикс, интерфикс

С) корень, префикс, суффикс, интерфикс, окончание

Д) нет правильного ответа

Задание 8

Определите морфемную структуру слова «перелесок».

А) П + К + С

В) П + К + С + Ф (нулевая)

С) П + К + С + Ф

Д) нет правильного ответа

Задание 9

Определите морфемную структуру слова «направо».

А) П + К + С

В) П + К + С + Ф

С) К + С + Ф

Д) нет правильного ответа

Задание 10

Определите морфемную структуру слова «оскорбленный».

А) П + К + С

В) П + К + С + Ф

С) К + С + Ф (нулевая)

Д) нет правильного ответа

Задание 11

Назовите способ образования слова «водовоз».

А) сложение основ

В) суффиксальный

С) префиксальный

Д) нет правильного ответа

Задание 12

Назовите способ образования слова «пароходство».

А) сложение основ

В) суффиксальный

С) префиксальный

Д) нет правильного ответа

Задание 13

Укажите вариант слов, в каждом из которых присутствует чередование в области согласных.

А) скрепляет, связанный, оскорбленный, праздничный

В) скрепляет, связанный, оскорбленный, говорить

С) скрепляет, последний, оскорбленный, праздничный

Д) нет правильного ответа

Задание 14

Укажите вариант слов, в каждом из которых присутствует чередование в области гласных.

А) скрепляет, связанный, оскорбленный, праздничный

В) изложить, кланяться, собирать, состояние

С) излагать, растение, наклониться, вскочить

Д) нет правильного ответа

Задание 15

Укажите вариант со словами, имеющими постфикс.

А) ледокол, оделись, поработали бы

В) умывается, оренбургский, какой-то

С) умывается, оделись, отдохнули бы

Д) нет правильного ответа

Задание 16

Укажите вариант слов, имеющих свободный корень.

А) земля, вода, ход

В) лес, сад, ход

С) уйти, передача, сад

Д) нет правильного ответа

Задание 17

Укажите вариант слов, в которых происходит наложение частей слова друг на друга.

А) приду, орский, курский

В) оренбургский, пермский, иду

С) курский, орский, писатель

Д) нет правильного ответа

Раздел русского языка

«Фонетика и орфоэпия»

Основы русской фонетики

План

1. Понятие о фонетике.

2. Фонетическое членение русской речи.

3. Система гласных современного русского языка.

4. Система согласных современного русского языка.

5. Основные фонетические процессы в области гласных и согласных.

6. Основы русской транскрипции.

Содержание темы

Понятие о фонетике

Фонетика(от греч. phonetikos - звуковой, голосовой, phone - звук) - раздел языкознания, изучающий звуко­вые средства языка. Существуют различ­ные определения предмета фонетики: одни учёные предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка - морфем, слов (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский и др.), другие учёные в сферу изучения фонетики включают и интонационные средства языка (Л.Л. Буланин и др.), наконец, существует точка зрения, согласно которой предметом фонетики являются способы обозначения на письме звуковых единиц (графика), и правила написания значимых единиц - орфография (Л.В. Щерба) (см. Приложение 1 «Сведения об исследователях русского языка»).

Фонетика занимается изучением языковых единиц, природа которых материальна. С одной стороны, эти единицы лишены самостоятельного значения (звуки речи, слоги, ударения) или же обладают очень специфическим значением (разные интонационные типы); с другой стороны, эти единицы и обусловливают существование значимых единиц языка (морфемы, слова, фразы или большие высказывания), яв­ляясь средством их материальной реали­зации. Таким образом, фонетические единицы, с одной стороны, противопоставлены дру­гим языковым единицам, с другой сто­роны, обеспечивают их материальную реализацию.

Фонетическое изучение звуковых средств подразумевает выявление основ­ных единиц, описание их фонетических свойств и правил употребления в языке. Основные фонетические единицы – звук речи, слог, фонетическое слово (т.е. самостоятель­ное слово с примыкающими к нему слу­жебными словами, объединённые одним ударением: на горе, под гору), синтагма, высказывание. Выделение этих единиц имеет различное основание. Так, звуки речи выделяются в резуль­тате фонемного анализа, синтагмы и вы­сказывания - в результате анализа смы­словых и интонационных отношений, слог и фонетическое слово - на собственно фонетических, не смысловых основаниях. Как специальная научная дисциплина, фонетика первоначально рассматривала физио­логические характеристики звуков речи; в дальнейшем исследуются и особенности звучания (акустика речи), а также осо­бенности восприятия фонетических еди­ниц человеческим ухом (психоакустика и психофонетика). Три аспекта исследо­ваний - физиологический, акустический и психологический - основаны на непо­средственном наблюдении, поэтому их развитие тесно связано с разработкой специальных методов исследования. Пер­воначально это были субъективные на­блюдения исследователя, определяющего путём анализа собственных мускульных ощущений особенности артикуляции от­дельно произносимого звука. Постепенно развиваются и методы объективного ана­лиза: для исследования артикуляционных характеристик широко применяются тех­нически совершенные методы комплекс­ной регистрации движений артикуляцион­ных органов, кинорентгеносъёмки речево­го тракта во время произнесения тех или иных единиц, разнообразные способы регистрации мышечных потенциалов, воз­никающих во время речи. Для анализа акустических свойств звуковых единиц используется специальная спектроанализирующая аппаратура, широко при­меняются электронно-вычислительные ма­шины. Исследование особенностей вос­приятия звуковых единиц проводится на основе применения специальных прибо­ров, позволяющих выделить из магнит­ных записей непрерывной речи сегменты разной длительности; создана специаль­ная методика синтеза речи, т.е. созда­ния речеподобных звуков искусственным путём, без участия человека. Характе­ристики таких синтезированных звуков или звукосочетаний могут изменяться под контролем исследователя, что даёт возможность оценить роль этих харак­теристик при восприятии их человеком.

Раздел фонетики, изучающий объективные свойства звуковых единиц при помощи специальных методов, называют инст­рументальной или экспери­ментальной фонетикой. Последнее назва­ние более верно, т.к. главное - не в ис­пользовании инструментов для накопления фактов, а в проведении при помощи этих инструментов специальных экспе­риментов для выявления тех или иных характеристик, их относительной значи­мости и особенностей проявления в раз­ных условиях речевого общения.

Важным аспектом фонетики является описательная фонетика, предметом которой являются основные закономерности упот­ребления различных звуковых единиц при оформлении значимых единиц язы­ка, например, распределение ударения в словах различных типов, чередования глас­ных и согласных, звуковые характеристики морфем. Сюда же относится и исследование сочетаемости звуковых еди­ниц, основанное на статистическом обсле­довании текстов.

Специальным аспектом фонетики является историческая фонетика, предметом изучения которой являются изменения в фоне­тическом оформлении значимых единиц, происходящие в истории конкретного языка. Т.к. при историческом подходе к фонетическим явлениям мы имеем дело или с письменными памятниками или с реконструкциями, сфера рассмотрения звуковых явлений при таком подходе сужена: нельзя говорить ни о точных артикуляционно-акустических, или пер­цептивных, характеристиках звуковых единиц, ни об интонационных особенно­стях.

Существует также общая фонетика, зани­мающаяся изучением общих закономер­ностей, действующих в звуковых систе­мах различных языков и являющаяся основой для фонетического анализа лю­бого конкретного языка.

Существуют две противоположные точки зрения: согласно одной из них, фонетика как наука, исследующая материальные яв­ления (артикуляция, акустика звуков речи), вообще не может считаться линг­вистической дисциплиной и по отношению к фонологии - науке, изучающей функ­ции звуковых единиц, должна рассмат­риваться лишь как способ описания некоторых характеристик, используемых в фонологии (Р.И. Аванесов в работах 30-40-х гг.). Согласно другой точке зрения, фонетика и фонология не только существенно дополняют друг дру­га, но и вообще существуют только в не­разрывной связи: для фонетического описания необходим фонологический под­ход, который является основным критерием для выделения ряда фонетических еди­ниц, таких, например, как звук речи: с соб­ственно фонетической точки зрения мини­мальной произносительной единицей яв­ляется слог, а разбивка его на последо­вательность звуков есть результат наших фонологических представлений. С дру­гой стороны, фонологические построения только тогда могут считаться прибли­жающимися к реально существующей в языке ситуации, когда они основаны на достоверных и непротиворечивых фо­нетических фактах (Л.В. Щерба, Р.И. Аванесов). Ко 2-й пол. 70-х гг. выш­ли работы, посвященные описанию звуко­вой системы русского языка с разных точек зрения: и с экспериментально-фонетиче­ской, и с описательной, и с исторической. Изучение фонетики русского языка имеет более чем двухвековую историю и нача­лось с трудов В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова, рассматривавших осо­бенности русской звуковой системы, соотно­шение между написанием и произноше­нием, особенности живых фонетических чередований, правила слогоделения и т.д. Большое значение имели наблюдения Я.К. Грота и О.Н. Бетлингка, касаю­щиеся влияния мягких согласных на соседние гласные. Тонкий и точный фоне­тический анализ дан в работах А.А. По-тебни, А.И. Томсона, В.А. Богородицкого. Впервые в истории языкознания И.А. Бодуэн де Куртенэ (см. Приложение 1) пришёл к пред­ставлениям о лингвистической значимо­сти звуковых единиц – фонем (см. глоссарий). Экс­периментально-фонетические исследова­ния проводились в СССР с самого начала возникновения этого метода - работы В.А. Богородицкого, А.И. Томсона, Л.В. Щербы, посвя­щенные фонетическому анализу русского языка, не потеряли своего значения до настоящего времени.

Современное языкознание характеризуется оп­ределёнными достижениями в области фонетики русского языка - работы Р.И. Аванесова, Л.В. Щербы и др., посвященные и фонетике, и орфоэпии. Широко развер­нулось экспериментально-фонетическое исследование разных элементов звукового строя языка, как его литературной формы, так и диалектов.

Фонетика имеет значение в целом ряде при­кладных аспектов: это преподавание русского языка нерусским, исправление дефектов речи, обучение звучащей речи людей, не имеющих слуха; фонетические данные широко используются при изучении осо­бенностей высшей нервной деятельности человека; в целом ряде технических на­правлений также используются фонетиче­ские данные: для улучшения качества передачи речи по каналам связи, для разработки систем, управляемых звуча­щей речью, и т.д.

2.1.2.2 Фонетическое членение русской речи

Наши рекомендации