Упражнения для самостоятельной работы. Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего
Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Упражнение 1
Определите способ образования следующих наречий:
Лишне, взволнованно, наудалую, впятером, по-своему, накрепко, молча, тут, там, вверх дном, вверх ногами, на босу ногу, на скорую руку, рукой подать, лежа, крадучись, припеваючи.
Упражнение 2
Определите, как, от какой части речи и с помощью чего образованы следующие наречия:
Задорно, изысканно, крепко, ласково, мило, нарядно, озорно, просто, рьяно, сильно, трогательно, упрямо, фантастично, хитро, цепко, чисто, шумно, щедро, экспрессивно, ярко, изнеженно, понимающе, умышленно, малехонько, хорошенечко, глубоко-глубоко, мелко-мелко, светлым-светло, синевато, красновато,разнобумажно, оловянно,по-стариковски, по-молодецки, туго-натуго,замертво, заново, влево, вправо,поминутно, поквартально,вплотную, вчистую, впустую, втемную, вслепую, вручную, врукопашную, вхолостую,дочиста, дотемна, досветла, иссиня, издавна, изредка; сразу, смолоду, снова, справа, слева, сызнова, сызмала,дочиста, дотемна, досветла, иссиня, издавна, изредка, сразу, смолоду, снова, справа, слева, сызнова, сызмала,потихоньку, потихонечку, по-вчерашнему, по-иноземному, по-моему, по-твоему, налегке, наготове, навеселе, наравне, ежиком, живьем, зимой, летом, мигом, ночью, осенью, оптом, ощупью, прямиком, рядком, силком, торчком, шагом, целиком, чудом, навылет, насмех, внутрь, втихомолку, заглаза, замуж, зараз, под стать, подчас, под уклон, поодаль, обок, окрест, с размаху, сроду, сразу, сбоку, с разбегу, издали, исподлобья, изнутри, довеку, до зарезу, до отказа, дотла, донизу,кстати, некстати, понизу, поверху, поблизости, посредине, поутру, поначалу, пополам, поделом, понаслышке,внутри, втайне, взаперти, впотьмах, впопыхах, впросонках, в сердцах, наверху, на ходу, навыкате, настороже, на днях,бок о бок, рука об руку,чин по чину,вверх дном, вверх ногами, на босу ногу, на скорую руку, рукой подать,всегда, всюду, навсегда, повсюду, отовсюду, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, по-своему, лежа, крадучись, припеваючи,гормя горит, кишмя кишит, почтеннейше.
Упражнение 3
С помощью представленных суффиксов образуйте новые слова, какой части речи они будут:
-енько, -онько, -енечко, -охонько, одно слово с -о, другое - с –ым, -и,-а, -я, -учи, -мя, -ее, -ей, -ше, -е.
Упражнение 4
С помощью представленных предлогов и морфем образуйте новые слова, какой части речи они будут:
С предлогами на, в, по, за, до, с, из.
С приставкой на-.
С предлогом пои суффиксами -ому, -ему.
Контрольные задания к разделу русского языка «Словообразование»
Задание 1
Как называется способ образования слова.
А) фонетика
В) лексикология
С) словообразование
Д) нет правильного ответа
Задание 2
Каким способом образованы данные слова: читал, читающий, читавший?
А) словообразование
В) формообразование
С) морфологическим
Д) нет правильного ответа
Задание 3
Подберите синоним к слову «окончание».
А) флексия
В) фонема
С) морфема
Д) нет правильного ответа
Задание 4
В каком варианте в приведенных словах присутствует нулевое окончание?
А) друзей, армия, рабочий
В) друзей, семей, пролетарий
С) станция, знание, семей
Д) нет правильного ответа
Задание 5
В каком варианте в приведенных словах присутствует материально выраженное окончание?
А) красив, лисий, страна, денег
В) узнал, третий, принеси, поют
С) земля, станция, поют, узнали
Д) нет правильного ответа
Задание 6
В каком варианте в приведенных словах нет никакого окончания?
А) столы, земля, старость
В) держа, направо, ярче
С) молодой, принести, пригород
Д) нет правильного ответа
Задание 7
Назовите основу в слове «молодость».
А) производная
В) непроизводная
С) производящая
Д) нет правильного ответа
Задание 8
В каком варианте в приведенных словах присутствуют части производной основы?
А) корень, префикс, суффикс, постфикс, флексия
В) корень, префикс, суффикс, постфикс, интерфикс
С) корень, префикс, суффикс, интерфикс, окончание
Д) нет правильного ответа
Задание 8
Определите морфемную структуру слова «перелесок».
А) П + К + С
В) П + К + С + Ф (нулевая)
С) П + К + С + Ф
Д) нет правильного ответа
Задание 9
Определите морфемную структуру слова «направо».
А) П + К + С
В) П + К + С + Ф
С) К + С + Ф
Д) нет правильного ответа
Задание 10
Определите морфемную структуру слова «оскорбленный».
А) П + К + С
В) П + К + С + Ф
С) К + С + Ф (нулевая)
Д) нет правильного ответа
Задание 11
Назовите способ образования слова «водовоз».
А) сложение основ
В) суффиксальный
С) префиксальный
Д) нет правильного ответа
Задание 12
Назовите способ образования слова «пароходство».
А) сложение основ
В) суффиксальный
С) префиксальный
Д) нет правильного ответа
Задание 13
Укажите вариант слов, в каждом из которых присутствует чередование в области согласных.
А) скрепляет, связанный, оскорбленный, праздничный
В) скрепляет, связанный, оскорбленный, говорить
С) скрепляет, последний, оскорбленный, праздничный
Д) нет правильного ответа
Задание 14
Укажите вариант слов, в каждом из которых присутствует чередование в области гласных.
А) скрепляет, связанный, оскорбленный, праздничный
В) изложить, кланяться, собирать, состояние
С) излагать, растение, наклониться, вскочить
Д) нет правильного ответа
Задание 15
Укажите вариант со словами, имеющими постфикс.
А) ледокол, оделись, поработали бы
В) умывается, оренбургский, какой-то
С) умывается, оделись, отдохнули бы
Д) нет правильного ответа
Задание 16
Укажите вариант слов, имеющих свободный корень.
А) земля, вода, ход
В) лес, сад, ход
С) уйти, передача, сад
Д) нет правильного ответа
Задание 17
Укажите вариант слов, в которых происходит наложение частей слова друг на друга.
А) приду, орский, курский
В) оренбургский, пермский, иду
С) курский, орский, писатель
Д) нет правильного ответа
Раздел русского языка
«Фонетика и орфоэпия»
Основы русской фонетики
План
1. Понятие о фонетике.
2. Фонетическое членение русской речи.
3. Система гласных современного русского языка.
4. Система согласных современного русского языка.
5. Основные фонетические процессы в области гласных и согласных.
6. Основы русской транскрипции.
Содержание темы
Понятие о фонетике
Фонетика(от греч. phonetikos - звуковой, голосовой, phone - звук) - раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка. Существуют различные определения предмета фонетики: одни учёные предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка - морфем, слов (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский и др.), другие учёные в сферу изучения фонетики включают и интонационные средства языка (Л.Л. Буланин и др.), наконец, существует точка зрения, согласно которой предметом фонетики являются способы обозначения на письме звуковых единиц (графика), и правила написания значимых единиц - орфография (Л.В. Щерба) (см. Приложение 1 «Сведения об исследователях русского языка»).
Фонетика занимается изучением языковых единиц, природа которых материальна. С одной стороны, эти единицы лишены самостоятельного значения (звуки речи, слоги, ударения) или же обладают очень специфическим значением (разные интонационные типы); с другой стороны, эти единицы и обусловливают существование значимых единиц языка (морфемы, слова, фразы или большие высказывания), являясь средством их материальной реализации. Таким образом, фонетические единицы, с одной стороны, противопоставлены другим языковым единицам, с другой стороны, обеспечивают их материальную реализацию.
Фонетическое изучение звуковых средств подразумевает выявление основных единиц, описание их фонетических свойств и правил употребления в языке. Основные фонетические единицы – звук речи, слог, фонетическое слово (т.е. самостоятельное слово с примыкающими к нему служебными словами, объединённые одним ударением: на горе, под гору), синтагма, высказывание. Выделение этих единиц имеет различное основание. Так, звуки речи выделяются в результате фонемного анализа, синтагмы и высказывания - в результате анализа смысловых и интонационных отношений, слог и фонетическое слово - на собственно фонетических, не смысловых основаниях. Как специальная научная дисциплина, фонетика первоначально рассматривала физиологические характеристики звуков речи; в дальнейшем исследуются и особенности звучания (акустика речи), а также особенности восприятия фонетических единиц человеческим ухом (психоакустика и психофонетика). Три аспекта исследований - физиологический, акустический и психологический - основаны на непосредственном наблюдении, поэтому их развитие тесно связано с разработкой специальных методов исследования. Первоначально это были субъективные наблюдения исследователя, определяющего путём анализа собственных мускульных ощущений особенности артикуляции отдельно произносимого звука. Постепенно развиваются и методы объективного анализа: для исследования артикуляционных характеристик широко применяются технически совершенные методы комплексной регистрации движений артикуляционных органов, кинорентгеносъёмки речевого тракта во время произнесения тех или иных единиц, разнообразные способы регистрации мышечных потенциалов, возникающих во время речи. Для анализа акустических свойств звуковых единиц используется специальная спектроанализирующая аппаратура, широко применяются электронно-вычислительные машины. Исследование особенностей восприятия звуковых единиц проводится на основе применения специальных приборов, позволяющих выделить из магнитных записей непрерывной речи сегменты разной длительности; создана специальная методика синтеза речи, т.е. создания речеподобных звуков искусственным путём, без участия человека. Характеристики таких синтезированных звуков или звукосочетаний могут изменяться под контролем исследователя, что даёт возможность оценить роль этих характеристик при восприятии их человеком.
Раздел фонетики, изучающий объективные свойства звуковых единиц при помощи специальных методов, называют инструментальной или экспериментальной фонетикой. Последнее название более верно, т.к. главное - не в использовании инструментов для накопления фактов, а в проведении при помощи этих инструментов специальных экспериментов для выявления тех или иных характеристик, их относительной значимости и особенностей проявления в разных условиях речевого общения.
Важным аспектом фонетики является описательная фонетика, предметом которой являются основные закономерности употребления различных звуковых единиц при оформлении значимых единиц языка, например, распределение ударения в словах различных типов, чередования гласных и согласных, звуковые характеристики морфем. Сюда же относится и исследование сочетаемости звуковых единиц, основанное на статистическом обследовании текстов.
Специальным аспектом фонетики является историческая фонетика, предметом изучения которой являются изменения в фонетическом оформлении значимых единиц, происходящие в истории конкретного языка. Т.к. при историческом подходе к фонетическим явлениям мы имеем дело или с письменными памятниками или с реконструкциями, сфера рассмотрения звуковых явлений при таком подходе сужена: нельзя говорить ни о точных артикуляционно-акустических, или перцептивных, характеристиках звуковых единиц, ни об интонационных особенностях.
Существует также общая фонетика, занимающаяся изучением общих закономерностей, действующих в звуковых системах различных языков и являющаяся основой для фонетического анализа любого конкретного языка.
Существуют две противоположные точки зрения: согласно одной из них, фонетика как наука, исследующая материальные явления (артикуляция, акустика звуков речи), вообще не может считаться лингвистической дисциплиной и по отношению к фонологии - науке, изучающей функции звуковых единиц, должна рассматриваться лишь как способ описания некоторых характеристик, используемых в фонологии (Р.И. Аванесов в работах 30-40-х гг.). Согласно другой точке зрения, фонетика и фонология не только существенно дополняют друг друга, но и вообще существуют только в неразрывной связи: для фонетического описания необходим фонологический подход, который является основным критерием для выделения ряда фонетических единиц, таких, например, как звук речи: с собственно фонетической точки зрения минимальной произносительной единицей является слог, а разбивка его на последовательность звуков есть результат наших фонологических представлений. С другой стороны, фонологические построения только тогда могут считаться приближающимися к реально существующей в языке ситуации, когда они основаны на достоверных и непротиворечивых фонетических фактах (Л.В. Щерба, Р.И. Аванесов). Ко 2-й пол. 70-х гг. вышли работы, посвященные описанию звуковой системы русского языка с разных точек зрения: и с экспериментально-фонетической, и с описательной, и с исторической. Изучение фонетики русского языка имеет более чем двухвековую историю и началось с трудов В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова, рассматривавших особенности русской звуковой системы, соотношение между написанием и произношением, особенности живых фонетических чередований, правила слогоделения и т.д. Большое значение имели наблюдения Я.К. Грота и О.Н. Бетлингка, касающиеся влияния мягких согласных на соседние гласные. Тонкий и точный фонетический анализ дан в работах А.А. По-тебни, А.И. Томсона, В.А. Богородицкого. Впервые в истории языкознания И.А. Бодуэн де Куртенэ (см. Приложение 1) пришёл к представлениям о лингвистической значимости звуковых единиц – фонем (см. глоссарий). Экспериментально-фонетические исследования проводились в СССР с самого начала возникновения этого метода - работы В.А. Богородицкого, А.И. Томсона, Л.В. Щербы, посвященные фонетическому анализу русского языка, не потеряли своего значения до настоящего времени.
Современное языкознание характеризуется определёнными достижениями в области фонетики русского языка - работы Р.И. Аванесова, Л.В. Щербы и др., посвященные и фонетике, и орфоэпии. Широко развернулось экспериментально-фонетическое исследование разных элементов звукового строя языка, как его литературной формы, так и диалектов.
Фонетика имеет значение в целом ряде прикладных аспектов: это преподавание русского языка нерусским, исправление дефектов речи, обучение звучащей речи людей, не имеющих слуха; фонетические данные широко используются при изучении особенностей высшей нервной деятельности человека; в целом ряде технических направлений также используются фонетические данные: для улучшения качества передачи речи по каналам связи, для разработки систем, управляемых звучащей речью, и т.д.
2.1.2.2 Фонетическое членение русской речи