Обеспеченность школы историческими картами
В качестве наглядного учебного пособия исторические карты нашли широкое применение в советской школе. В то время было выпущено большое количество картографических изданий, в которых нашли отражение всемирная история и история СССР. Под последней понималось изучение прошлого не только непосредственно Советского Союза с 1922 г., но и всего периода истории человеческого общества, проживавшего на территории, вошедшей потом в состав Советского государства. Обыкновенным было кажущееся сейчас нелепым словосочетание «история СССР досоветского периода».
Школьные атласы, настенные карты, сборники контурных карт в советское время были сделаны на очень высоком уровне. На протяжении нескольких десятилетий картографический материал проходил апробацию в учебных заведениях, подвергался определенной корректировке, связанной со следующими направлениями работы.
1. Прежде всего, следует обратить внимание на определеннуюидеологическую основу, заложенную в советские карты, приоритет некоторых тем (национально-освободительное, революционное движение и т.д.), тенденциозность, связанную даже с искажениями исторических событий и явлений. Таким образом, некоторые изменения карты претерпевали в этом направлении.
2. Наблюдение за специальными научными картами, опубликованными, например, в приложении к «Очеркам истории СССР», показывает, что создание школьных атласов и карт опиралось на достижения исторической науки, вернее, вспомогательной исторической дисциплины - исторической географии. Для советских карт, таким образом, характернанаучная основа.
3. С другой стороны, карты для школьников адаптировались именно для того возраста, которому предназначались.Наглядность, простота исполнения, доступность - вот те характеристики, которые были присущи советским школьным картам. К этому следует добавить хорошую износостойкость настенных карт, удобство формата как таких карт, так и атласов.
В период перестройки еще сохранялся фонд старых карт, некоторые используются и до сих пор. Однако сейчас назрела необходимость пополнения и замены устаревших и обветшавших карт. Прежде всего, изменился концептуальный подход к изучению истории, реально выделился новый предмет (история Беларуси), появилась необходимость в создании карт, иллюстрирующих новые регионы, иные периоды (в сторону их увеличения или, наоборот, уменьшения), историю государственных образований, ранее не рассматривавшихся или рассматривавшихся недостаточно (ВКЛ, Речь Посполитая). Специальное содержание карты отходит от советских образцов, где первенство отдавалось отражению территориальных изменений, военным событиям, а также народным и революционным движениям. В связи с этим сейчас ощутим недостаток в картах по социально-экономическому и культурному развитию регионов, религиозным и демографическим процессам и т.д.
Министерством образования намечена программа издания настенных учебных карт и атласов по истории для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, которые постепенно издаются РУП Белкартография. Причем программа эта гибкая и, в случае необходимости, может быть скорректирована и частично изменена. Например, на раздел программы по Всемирной истории «Славянские народы в XVII-XVIII вв.» была запланирована одна настенная карта. Но на огромном регионе Восточной и Центральной Европы невозможно вместить все, даже важнейшие, события, изменения границ и т.д. По рекомендации автора было решено разделить карту на две. Еще один пример. На историю Древней Руси также предполагалось дать одну настенную карту (IX - начало XIII в.). Однако здесь невозможно было бы отразить два взаимоисключающих друг друга процесса: образование Древнерусского государства и его распад. Согласно учебной программе и параграфам школьного учебника, карта была разделена на две - Древняя Русь IX - начало XI в. и Удельная Русь 2-й половины XI - начала XIII в.