I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Сколько треугольников изображено на рисунке?
Ответ: 6.
2. Решите задачу.
Вдоль прямого участка забора растет 5 деревьев. Расстояние между соседними деревьями равно 2 метрам. Чему равно расстояние между крайними деревьями?
3. Вставьте пропущенный знак действия и число.
80 … = 40 | 90 … = 60 | … 30 = 70 |
50 … = 60 | … 50 = 80 | 20 … = 90 |
III. Сообщение темы урока.
– Прочитайте числовые неравенства.
9 > 6 4 < 10 22 > 7
– Какое неравенство «лишнее»?
– Сегодня на уроке будем учиться сравнивать двузначные и однозначные числа.
IV. Работа по теме урока.
1. Задание 1.
– Назовите самое большое однозначное число и запишите его. (Это число 9.)
– Сравните с числом 9 данные числа. Результат сравнения запишите в виде неравенства.
Запись:
9 > 7 | 9 > 1 | 9 > 4 |
9 > 5 | 9 > 3 | 9 > 8 |
9 > 2 | 9 > 6 | 9 > 0 |
2. Задание 2.
– Назовите самое маленькое двузначное число.
– Сравните с числом 10 следующие числа. Результат сравнения запишите в виде неравенства.
Запись:
17 > 10 | 46 > 10 | 72 > 10 |
23 > 10 | 58 > 10 | 81 > 10 |
35 > 10 | 64 > 10 | 99 > 10 |
3. Задание 3.
– Сравните самое маленькое двузначное число с самым большим однозначным числом. Результат сравнения запишите в виде неравенства.
Запись: 10 > 9.
4. Задание 4.
– Какие числа при счете называются раньше: однозначные или двузначные? (Однозначные.)
– Может ли однозначное число быть больше двузначного? (Нет, не может быть.)
Физкультминутка
5. Задание 5.
– Напишите в порядке убывания 10 чисел, которые меньше 10.
Запись: 9, 8, 7 6. 5, 4, 3, 2, 1, 0.
6. Задание 6.
– Какие числа называют двузначными?
– Сколько существует двузначных чисел? (90 чисел.)
– Назовите по очереди с соседом по парте 10 чисел, которые больше 9. (10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19.)
– Какой вывод можно сделать?
Правило. Любое однозначное число больше, чем любое двузначное.
7. Задание 7.
– Если нужно выполнить разностное сравнение двузначного числа и однозначного, то какое число из какого следует вычитать? (Из двузначного надо вычитать однозначное.)
– Почему всегда в этом случае однозначное число следует вычитать из двузначного? (Двузначное число больше однозначного числа.)
– Сформулируйте правило, которое поможет ответить на этот вопрос.
Правило. Чтобы выполнить разностное сравнение двузначного и однозначного числа, надо из двузначного вычесть однозначное.
8. Задание 8.
– Может ли двузначное число быть больше однозначного на 1? Напишите такие числа.
10 – 9 = 1
– Может ли двузначное число быть больше однозначного на 2? Напишите такие числа.
10 – 8 = 2 и 11 – 9 = 2
– Сколько существует пар, состоящих из двузначного числа и однозначного, в которых эти числа отличаются на 5? Напишите все такие числа.
10 – 5 = 5 11 – 6 =5 12 – 7 = 5
13 – 8 = 5 14 – 9 = 5
9. Работа по карточкам.
№ 1. Выполните вычисления или запишите пропущенные числа так, чтобы равенства стали верными.
42 + 5 = 87 – 6 = 15 – + 6 = 16
34 + 3 = 59 – 4 = 23 – + 8 = 11
62 + 8 = 90 – 7 = 36 – + 9 = 15
№ 2. Вставьте знаки действий «+», «–» и, если надо, расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными.
11 7 8 = 12 50 35 10 = 75
16 8 7 = 15 75 20 40 = 95
8 9 10 = 7 80 50 30 = 0
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как можно сравнить однозначное и двузначное числа?
Домашнее задание: составить задачу по круговой схеме.
Урок 36
сравнение ДВУЗНАЧНЫх ЧИСеЛ
Цели:учить сравнивать двузначные числа; закреплять знание нумерации двузначных чисел; продолжить формирование умения сравнивать суммы и разности; развивать логическое мышление.
Ход урока