История – не учительница, а назидательница, наставница жизни; она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» — считал великий русский историк В.О. Ключевский.
Роль иллюстративного материала при подготовке к олимпиадам и ЕГЭ по истории и обществознанию
История – не учительница, а назидательница, наставница жизни; она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» — считал великий русский историк В.О. Ключевский.
Взяв в руки книгу или любое другое иллюстрированное издание, подавляющее большинство людей сначала рассматривает иллюстрации и лишь затем переходят к чтению. Интересно отметить, что подписи к изображениям прочитывают вдвое больше людей, чем остальной текст.
Яркие зрительные образы более, чем текст, способны вызывать у людей эмоциональный отклик. Кроме того, иллюстрации работают быстрее – идея воспринимается почти мгновенно. Еще одно преимущество изображений – точность. По сравнению со словесной, зрительную информацию исказить намного труднее.
Более трудным видом работы является описание картины. Все методисты соглашаются с тем, что историческая картина и иконография вообще занимают важное место на уроке истории, но мне кажется, есть простые истины, которые никому не приходило в голову изложить
Алиса в известном произведении Льюиса Кэрролла справедливо заметила, что "книжка без картинок - книжка не интересная". Действительно, учебный эффект использования изображений чрезвычайно высок. Ведь они оказывают прямое воздействие на формирование целостного образного представления о историческом персонаже, событии, явлении. Не секрет, что многие из нас, говоря об Александре Невском, не могут не представлять артиста Черкасова в соответствующем гриме и облачении. Бурлаки для большинства из нас - это репинские несчастные, а не вольные богатыри, которые ворочали двадцатипудовые тюки на конкурсном отборе и, кстати, принадлежали к волжской рабочей элите.
Задания Единого государственного экзамена по истории России с использованием иллюстративного материала весьма разнообразны. В таких заданиях могут быть представлены как художественные произведения (памятники архитектуры, живопись, скульптура), так и изобразительные источники, имеющие культурное или историческое значение (плакаты, фотопортреты, исторические иллюстрации и реконструкции). Таким образом, дать какой-то общий алгоритм решения этих заданий довольно трудно.
Нередко главным для выполнения подобных заданий является «узнавание» изображения. Подчеркнем еще раз — именно «узнавание», так как в заданиях с иллюстративным материалом ЕГЭ подписи под изображениями отсутствуют. Поэтому в ходе учебного процесса нужно внимательно знакомиться с иллюстративным материалом в учебнике, стараться дополнить его собственными изысканиями в Интернете. При изучении какой-либо темы по истории культуры желательно найти в дополнительной литературе или в Интернете изображения упомянутых памятников культуры. В ходе подготовки к экзамену можно составить таблицы или карточки с кратким описанием памятников культуры (время и обстоятельства создания, автор, стиль), добавив к ним изображения. Очень полезным является изучение архитектурных стилей и направлений живописи для закрепления представлений об их наиболее характерных чертах. Большую помощь окажет изучение художественных альбомов, посещение музеев, а также знакомство с виртуальными экспозициями, что особенно актуально для учащихся из отдаленных от центральных музеев регионов.
В августе 2016 года ФИПИ опубликовал новые ориентиры для подготовки выпускников к Единому государственному экзамену 2017 года. Среди многих предметов, в основных документах которых произошли серьезные изменения, новый подход необходим теперь и при подготовке к истории. Причем это те изменения, которые существенно осложняют сам экзамен, и без того достаточно специфичный!
Теперь нужно четко знать последовательность событий, термин, а, главное, не только знать основные исторические источники по истории страны, но и уметь их трактовать, привязывать к событиям и делать выводы!
Важной частью работы учителя является подготовка и проведение олимпиад. Они позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на научную деятельность детей, служат популяризацией знаний. Дает возможность учителю проверить уровень подготовки учащихся по предмету, его общий кругозор.
Так как объем необходимой информации выходит за пределы школьного учебника, то участие в олимпиаде – это хороший шанс расширить свои познания. Задания, над которыми работают учащиеся, развивают навыки творческой и научной деятельности. Большое внимание на олимпиадах уделяется анализу письменных источников, умению решать проблемные вопросы, умению работать с иллюстративным материалом.
Задания, которые предлагаются на олимпиадах по истории и обществознанию можно разделить на четыре типа:
- задания на выбор ответа (один верный из нескольких предложенных);
- задания с открытым кратким ответом;
- анализ письменного источника;
- задания с открытым развернутым ответом (эссе).
- Задания с иллюстративным материалом
Данный материал поможет подготовиться к заданиям с иллюстративным материалом.