II. Изучение нового материала. 1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.
1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.
– Мы начинаем сегодня чтение стихотворений из последней, пятой поэтической тетради. В ней помещены стихи, которые вы знаете чуть ли не с самого рождения.
Сначала вам их рассказывали родители, бабушки, дедушки.
Когда вы научились говорить, вы уже сами могли рассказать понравившееся стихотворение.
– Чьи же стихи мы с вами прочитали, попробуйте догадаться:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
(«Лошадка».)
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
(«Бычок».)
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
(«Мишка».)
Автор этих стихов – Агния Львовна Барто.
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
…
Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!
(«Песенка друзей».)
Это написал Сергей Владимирович Михалков.
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: – Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
(«Слон».)
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
(«Жираф».)
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
(«Вот какой рассеянный».)
Автор – Самуил Яковлевич Маршак.
Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала – надевала
Белую сорочку.
(«Вот какая мама».)
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
(«Посидим в тишине».)
– Черемуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
– Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.
(Черемуха.)
Это стихи Елены Александровны Благининой.
– Молодцы. Вы узнали стихи и вспомнили их авторов.
– Открывают поэтическую тетрадь стихи Самуила Яковлевича Маршака. «Любите Маршака, учитесь у него» – эти слова о Маршаке принадлежат Максиму Горькому. Стихи С. Я. Маршак стал писать еще в детстве, а одной из первых его книг для самых маленьких стала книга «детки в клетке», которая вышла в 1922 году.
Учитель показывает книгу.
2. Работа над стихотворениями.
– Сегодня мы прочитаем два стихотворения С. Я. Маршака – «В лесу над росистой поляной» и «Гроза днем».
Учитель выразительно читает стихотворение «В лесу над росистой поляной».
– Чей голос так запал в душу поэта? (Кукушки.)
– О чем напоминает поэту голос кукушки в долгие зимние вечера? (О лете, летнем рассвете, о палаточном лагере, о самой кукушке.)
– Как бы вы прочитали стихотворение?
Упражнение в чтении стихотворения.
Физкультминутка
– Вам, конечно, приходилось наблюдать такую картину в природе: вдруг все затихает, все молчит, а потом слышатся громкие раскаты грома. И вновь тишина… А затем быстро-быстро начинает барабанить дождик. Такую картину изобразил С. Я. Маршак в стихотворении «Гроза днем».
Учитель читает стихотворение.
– Какое настроение вызвало у вас стихотворение?
– Обратите внимание на повторяющиеся в словах звуки. В первой части стихотворения часто повторяется твердый звук «р» – так поэт изображает раскаты грома; во второй части больше мягких согласных – это помогает почувствовать, увидеть теплый летний дождик.
– Прочитайте стихотворение друг другу (работа в парах).
III. Итог урока.
– Что вам больше всего понравилось?
– Что нового узнали?
– Какую работу хотели бы выполнить еще?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений С. Я. Маршака «Голос в лесу», «Гроза днем» (с. 112–113, часть 2-я), выучить одно стихотворение наизусть (по выбору учащихся).
Урок 67
АГНИЯ ЛЬВОВНА БАРТО.
«РАЗЛУКА», «В ТЕАТРЕ»
Цели:продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Л. Барто; учить детей понимать глубину содержания произведения; работать над развитием мышления, выразительной речи учеников.
Ход урока