Закрепление нового материала. Вопросы для закрепления нового материала:

Вопросы для закрепления нового материала:

1. Дайте понятие социального партнерства.

2. Определите субъекты социального партнерства.

3. Перечислите принципы социального партнерства.

4. Дайте понятие коллективного договора.

5. Перечислите виды соглашений.

6. Назовите стороны коллективного договора и стороны соглашения.

7. Перечислите стадии заключения коллективного договора и соглашения.

8. Охарактеризуйте содержание коллективного договора.

9. Охарактеризуйте содержание соглашений.

10. Проанализируйте порядок осуществления контроля и надзора за соблюдением условий коллективного договора.

11. Охарактеризуйте ответственность сторон за несоблюдение условий коллективного договора, соглашения.

Практические ситуации для закрепления нового материала:

1.Продавец магазина Гурина потребовала предоставления ей отпуска в летнее время. При этом она ссылалась на условия коллективного договора, согласно которым отпуск в период времени, удобный для работника, предоставляется женщинам, имеющим детей школьного возраста. Наниматель отказал в предоставлении отпуска в это время, мотивируя это тем, что Гурина была принята на работу после принятия коллективного договора.

Правомерен ли отказ нанимателя?

На кого распространяется действие коллективного договора?

В какие органы можно обжаловать действия нанимателя?

2.На швейной фабрике заключен коллективный договор. В тексте договора указано, что он действует в течении 5 лет. В коллективный договор включены следующие положения:

А) трудовой отпуск за первый год работы работникам предоставляется не ранее чем через 8 месяцев работы на данном предприятии;

Б) заработная плата выплачивается работникам один раз в месяц с 3 по 8 число;

В) положения коллективного договора не распространяются на работников – не членов профсоюзов;

Г) средства индивидуальной защиты выдаются лишь при желании работника;

Д) за нарушение трудовой дисциплины к работникам применяются следующие дисциплинарные взыскания: предупреждение, выговор, понижение в должности, увольнение;

Е) возникающие на предприятии споры разрешаются только внутри предприятия.

Правомерно ли включение в коллективный договор данных положений?

Дайте каждому положению оценку со ссылкой на норму права.

3.Козырев работает на заводе «Спутник» слесарем-сборщиком радиоэлектронной аппаратуры. Приказом по заводу он уволен с работы по п. 1 ст. 42 ТК по сокращению штатов. Считая увольнение незаконным, истец просил суд восстановить его на прежнем месте работы. В судебном заседании было установлено, что в период работы Козырева на заводе в связи с необеспечением нанимателем безопасных условий труда с ним произошел несчастный случай, в результате которого он получил увечье и ему установлена 3 группа инвалидности. Из представленных документов следует, что Министерством промышленности и Республиканским профсоюзом работников радиоэлектронной промышленности было заключено тарифное соглашение, в соответствии с которым не допускается увольнение по сокращению численности или штатов работников, получивших трудовое увечье на предприятии.

Какое решение примет суд по настоящему делу?

4.Борисов нанят на работу в Крупский райпотребсоюз с 30 ноября 1998 г. В сентябре 2000 г. он обратился с заявлением о предоставлении ему очередного трудового отпуска с 9 октября 2000 г. отпуск ему был пре6доставлен из расчета 21 календарный день вместо 28, установленных коллективным договором. На предприятии ему объяснили, что коллективный договор, заключенный в январе 1998 г., распространяется на нанимателя и работников – членов профсоюза, от имени которых он заключен. А так как Борисов не является членом профсоюза, то трудовой отпуск предоставляется ему не 28, а 21 календарный день. Борисов обратился в Управление по инспекции труда с просьбой разъяснить, распространяется ли на него действие коллективного договора.

Какое разъяснение будет дано Борисову?

5.При проверке исполнения обязательств по коллективному договору трикотажной фабрикой было установлено, что не выполнены обязательства нанимателя:

А) не проведен капитальный ремонт цеха №2;

Б) не введен в действие санаторий-профилакторий фабрики;

В) не оборудованы специальные помещения для женщин-работниц;

В связи с этим профком поставил вопрос перед директором о привлечении виновных к ответственности.

Кем и как осуществляется контроль за выполнением условий коллективного договора?

Кто и в каком порядке будет нести ответственность за неисполнение указанных обязательств?

6.Руководитель и профсоюз обувной фабрики обратились в республиканский комитет профсоюза с просьбой разъяснить, следует ли фабрике заключать коллективный договор, поскольку фабрика вошла в состав производственного объединения.

В каких организациях заключается коллективный договор? Ответьте на вопрос руководителя и профсоюза обувной фабрики.

7.В организации действуют два профсоюза: отраслевой профсоюз, в состав которого входят 70 % работающих, и свободный профсоюз, членами которого являются 10 % работающих. Остальные работники членами профсоюза не являются.

С кем наниматель должен ве6сти коллективные переговоры по поводу заключения коллективного договора?

На кого будет распространяться заключенный в организации коллективный договор?

Составление проекта коллективного договора:

Составить проект коллективного договора, содержащий следующие условий:

- производственно-экономическая деятельность;

-оплата труда работников и ее регулирование;

-режим труда и отдыха;

- гарантии занятости;

- разгосударствление и приватизация;

- профессиональная подготовка и переподготовка;

-социальное развитие коллектива, оздоровление трудящихся;

-охрана труда и улучшение условий труда;

- действие договора.

4. Подведение итогов:

- какие трудности возникли в усвоении нового материала;

- вопросы к преподавателю со стороны учащихся в рамках изученной темы.

6. Задание на дом:

- конспект;

- Трудовое право. Учебник под ред. Семенкова В.И. – С. 543-560.

Тема: Понятие занятости в трудовом праве. Правовой статус безработного в трудовом праве.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Время выполнения: 2 часа.

Цель занятия:

- сформировать знания о правовом статусе безработного и государственной политике занятости и трудоустройства граждан Республики Беларусь;

- содействовать становлению практических навыков по работе с нормативно-правовыми актами и решению практических ситуаций по теме;

- содействовать становлению активной гражданской позиции и воспитанию в духе уважения трудового законодательства.

Методическое обеспечение:

- Трудовое право. Учебник. Под общ. ред. В.И. Семенкова. – Минск: Амалфея, 2006. – С. 128-150.

- Трудовой кодекс Республики Беларусь;

- Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 г. с изменениями и дополнениями от 19.01.2009 г. «О занятости населения Республики Беларусь» // Национальный реестр нормативно-правовых актов Республики Беларусь. – 2009. – № 2.

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.11.2006 г. № 1549 с изменениями и дополнениями от 18.02.2008 г. № 221 «Об утверждении положений о порядке регистрации граждан безработными и снятия их с учета и о порядке и условиях оказания материальной помощи безработному и членам его семьи, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации» // Национальный реестр нормативно-правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 53.

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 1998 г. № 759 «Положение о порядке формирования и использования средств Государственного фонда содействия занятости».

- постановление Совета Министров Республики Беларусь № 236 от 15.04.1993 г. с изменениями и дополнениями «Положение о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи».

Междисциплинарные связи:

- общая теория права;

- административное право;

- право социального обеспечения;

- конституционное право.

План занятия:

1. Организационный момент: приветствие, беседа о внешнем виде и поведении на занятии, проверка явки учащихся, сосредоточение внимания учащихся на предстоящем занятии путем оглашения цели и задачи учебной деятельности.

2. Проверка домашнего задания:

Вопросы к фронтальному опросу:

1. Дайте понятие социального партнерства.

2. Определите субъекты социального партнерства.

3. Перечислите принципы социального партнерства.

4. Дайте понятие коллективного договора.

5. Перечислите виды соглашений.

6. Назовите стороны коллективного договора и стороны соглашения.

7. Перечислите стадии заключения коллективного договора и соглашения.

8. Охарактеризуйте содержание коллективного договора.

9. Охарактеризуйте содержание соглашений.

10. Проанализируйте порядок осуществления контроля и надзора за соблюдением условий коллективного договора.

11. Охарактеризуйте ответственность сторон за несоблюдение условий коллективного договора, соглашения.

Задания на индивидуальных карточках (для нескольких учащихся на 10 мин.):

1.Решите практическую задачу:

Руководитель и профсоюз обувной фабрики обратились в республиканский комитет профсоюза с просьбой разъяснить, следует ли фабрике заключать коллективный договор, поскольку фабрика вошла в состав производственного объединения.

В каких организациях заключается коллективный договор? Ответьте на вопрос руководителя и профсоюза обувной фабрики.

2. Решите практическую задачу:

В организации действуют два профсоюза: отраслевой профсоюз, в состав которого входят 70 % работающих, и свободный профсоюз, членами которого являются 10 % работающих. Остальные работники членами профсоюза не являются.

С кем наниматель должен вести коллективные переговоры по поводу заключения коллективного договора?

На кого будет распространяться заключенный в организации коллективный договор?

Лекция.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ:

Наши рекомендации