П. Знакомство с новым материалом.
Теперь мы поговорим о сказках. Их много, и они бывают разные: литературные и народные, страшные и не очень, про животных, про народный быт и врлшебные... Всего и не перечислишь.
Мы с вами поговорим о волшебных сказках. Волшебные сказки полны чудес и превращений. Что ни сказка, то новое чудо! Волшебные сказки помогают нам верить в счастье, добро, учат бороться со злом.
Вопрос | Ответ |
Первая из таких сказок в нашем учебнике - это «Хаврошечка». Прочитаем ее. | |
Объяснение непонятных слов вы найдете на странице учебника 144. | |
Как правило, волшебные сказки начинаются с зачина - слова до начала самой сказочной истории. | |
Прочитайте зачин этой сказки. | (Первый абзац). |
Как жилось Крошечке-Хаврошечке в чужой семье? | Ее «работой заморили», «тяжело ей жить-поживать». |
Кто помогал девочке-сироте? | Корова. |
В волшебных сказках доброму герою всегда кто-то помогает. Его называют волшебный помощником. Таковым здесь является корова. | |
Как об этом рассказывается? | (Пересказ). |
Какими вы представляете хозяйских дочерей? | (Самостоятельные рассуждения учеников). |
Как можно описать характер Кро-шечки-Хаврошечки? | Мягкий, добрый, ласковый, услужливый. |
Какие чудеса происходят в сказке? | 1. Коровушка помогает выполнить поручение хозяев. 2. Из косточек коровы выросла яблоня. |
3. Ветви яблони сами тянутся к Крошечке-Хаврошечке, а от злых сестер поднимаются выше. | |
Вспомните зачин. К каким людям можно отнести хозяйку и ее дочерей.' Объясните, почему. | (Самостоятельные рассуждения учеников). |
III.Практические задания. | |
Вопрос | Ответ |
РТ «Литературное чтение»: стр. 83 № 1. | (Самостоятельная работа). |
РТ «Литературное чтение»: стр. 83 №2. | |
РТ «Литературное чтение»: стр. 83 №3. | |
РТ «Литературное чтение»: стр. 83 №4. | Жить без горя. |
IV.Домашнее задание.
1. РТ «Литературное чтение»: стр. 84 № 5.
2. Самостоятельно прочитайте «Сказку о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина.
3. РТ «Литературное чтение»: стр. 88 -89 № 1 - 4.
Урок 134. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»,
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Цели:
• Формирование новых знаний;
• Формирование навыка работы с текстом;
• Знакомство с новым произведением;
• Формирование навыка монологической речи.
Ход урока
I.Проверка домашнего задания.
Проверка заданий, выполненных в РТ.
II. Формирование новых знаний.
Вопрос | Ответ |
С каким произведением А.С. Пушкина мы уже знакомились? | «Сказка о царе Салта-не...», стихотворение «Уж небо осенью дышало...». |
Послушайте «Сказку о рыбаке и рыбке». | |
Посмотрите, какой подробный «словарь» представлен в учебнике на страницах 154 - 155. Ознакомьтесь с ним. | |
Какая это сказка: народная или литературная? Почему? Имя автора записываем сразу в РТ (РТ «Литературное чтение»: стр. 86 № 1). | Литературная, потому что имеет автора - А.С. Пушкин. |
О каком «великом чуде» рассказывает старик старухе? Прочитайте. | Встреча с золотой рыбкой. |
Расскажите, какими вы представляете старика и старуху. Заполняем таблицу в РТ (РТ «Литературное чтение»: стр. 86 № 2). | (Самостоятельные рассуждения учеников). |
Почему рыбка не выполнила последнюю просьбу старика? | Старуха хотела занять ее место. |
Прочитайте выразительно, как изменяется море. По ходу записываем это в РТ (РТ «Литературное чтение»: стр. 86 № 3). | |
Подберите слова к иллюстрациям в учебнике. | |
Объясните выражение «остаться у разбитого корыта». | Остаться ни с чем. |
III. Домашнее задание.
1. Выучите наизусть первую часть «Сказки о рыбаке и рыбке».
2. Самостоятельно прочитайте индийскую народную сказку «Золотая рыбка».
Сравните ее со сказкой А.С. Пушкина.
Урок 135. Индийская народная сказка «Золотая рыбка»,
Шарль Перро «Кот в сапогах»
Цели:
• Формирование навыка работы с текстом;
• Уметь анализировать и сравнивать;
• Понимать смысл произведения;
• Выражать эмоциональное отношение к персонажам;
• Формирование навыка монологической речи.
Ход урока