I. Организационный момент.
Юле юбочку купили,
Юре брючки подарили.
Н. Лунина
– Повторите двустишие вместе со мной. Какие звуки мягких согласных вы услышали в двустишии?
II. Изучение нового материала.
– Сегодня будем закреплять умение правильно писать букву Ю, юи обозначать звуки [у], [о] и [а] буквами.
1. Письмо букв Ю, ю.
– Рассмотрите в прописи образцы написания буквы Ю, ю. Обратите внимание на синие точки. Что они означают? (Это точка начала письма.)
– Расскажите, как будет двигаться ваша рука при написании буквы Ю, ю. Запишите букву в воздухе, теперь в прописи.
Работа со схемами.
– Рассмотрите картинки. Впишите букву в слово, руководствуясь схемой. Какую букву вписали? Объясните почему. (В начале слова буква ю обозначает два звука [й’], [у] и отдаёт команду «мягкости» согласному.)
– Прочитайте новые слова. (Юла, юбка.)
– Какие одинаковые звуки есть в этих словах?
Письмо гласных букв.
– Прочитайте буквосочетания на первой строчке. Чем они отличаются? Запишите каждое сочетание букв по два раза. (Учитель показывает образец записи на доске.)
4. Игра на внимание «Найди такую же тройку букв».
– Рассмотрите заданную тройку букв. Найдите такую же. Подчеркните ее синим карандашом.
– Запишите заданную последовательность букв на свободной строке. Продолжите запись до конца строки.
Учитель приглашает к доске учеников с одного ряда, назначает ведущего. По команде «Ночь!» ученики закрывают глаза, ведущий раздает им карточки с гласными буквами (карточки могут повторяться). По команде «День!» ученики открывают глаза, смотрят на свои буквы. Ведущий дает команду: «Буквы, перед которыми согласные произносятся мягко (твердо), подпрыгните (присядьте, топните)!». Игра повторяется несколько раз.
5. Определение звука [у] в словах.
– Вспомните литературных героев. Произнесите их имена, интонационно выделяя звук [у]. Подумайте, какой согласный (твердый или мягкий) перед звуком [у].
1. Кто потерял башмачок на балу? (Золушка, перед [у] твердый согласный.)
2. Веселый деревянный человечек. (Буратино, перед [у] твердый согласный.)
3. Сестрица Иванушки. (Аленушка, перед [у] твердый согласный.)
– Самостоятельно впишите пропущенные буквы в слова. Схемы вам помогут сделать это правильно.
– Назовите слова с буквой у (ю). Объясните свой выбор.
Самостоятельная работа.
– Запишите гласные буквы рядом с фишками. (Двое учеников выполняют задание на доске.)
Задание на установление соответствия.
На доске рисунки, схемы и слова, аналогичные заданию прописи. Учитель читает загадку. Ученик, отгадавший первым, вписывает пропущенную букву и объясняет свой выбор. Остальные ученики работают в тетрадях.
Красивый, дикий, вырезной,
Стоял он у дорожки,
И лист его был красноват,
Как детские ладошки.
(Клён.)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Цапля ищет лягушат –
Тычет … (клювом) наугад.
Он только роль играть возьмется –
А зал уже над ним смеется!
Всех в цирке смехом заражает.
Кто на арене выступает?
(Клоун.)
– Я сейчас произнесу слова, а вы, если услышите звук [у], хлопните в ладоши и подумайте: какую команду он даёт согласным, читать их твёрдо или мягко? Паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица. (Звук [y] дает команду читать твердо.)
– Значит, какой согласный должен стоять перед буквой «у»? (Твердый.)
III. Итог урока.
– Какое задание на уроке показалось вам самым интересным? Почему?
Урок 28
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Э, э.
ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ Э
Цели: познакомить с новыми буквами; формировать навык чтения; развивать фонематический слух; учить писать заглавную букву Э.
Ход урока