Воспроизведение местных особенностей
Это направление для обнищавшей и идеологически неопределенной Британии в 70-х годах стало и остается доступным большинству англичан, потому что «не отходит слишком далеко от традиционного семейного особняка». Каждый фасад легко узнаваем на конкретной улице, так, как если бы дом всегда находился именно здесь, на этой улице. Данное направление в этой легко узнаваемой архитектуре имеет следующие характерные особенности: «почти всегда скатная крыша, крупные детали, живописное распределение объемов и кирпич, кирпич, кирпич» . Здания, построенные в соответствии со вкусом жителей, ремесленная проработка образа маскируют мрачность современного жилого комплекса. При создании архитектуры автор проявляет новый интерес к реально существующим, распространенным кодам, в то же время слегка искажая, приспосабливая их к хорошему вкусу как варианты таких кодов для среднего класса.
В 1961 году архитекторы Дарбурн и Дарк выиграли конкурс на постройку комплекса Пимлико в Лондоне у других архитектурных групп, которые стремились к всеобъемлющему преобразованию. По проекту Дарка, комплекс включает старые здания, например церковь 19 века из темного кирпича; обеспечивает различные виды жизнедеятельности: пабы на углу, библиотеку, дом престарелых, жилые дома; много озелененных пространств - все ожидаемо, привычно; комплекс находится на своем, конкретном месте.
Возрождение местных особенностей в курсе восстановления и нового использования старых зданий к 1975 году стало одним из решений проблемы реконструкции идеологически и физически устаревшей застройки. В 1998 году была завершена реконструкция комплекса Lanternhouse в Юлверстоуне, Кумбрия по проекту британского архитектора Фрэнсиса Б. Робертса. Ему было позволено развить здание школы исскуств, чтобы предоставить более комфортное пространство для представлений, банкетов, преподавания, репетиций, жилых помещений для приглашенных артистов.
В данном примере налицо все особенности стиля (по Ч. Дженксу): скатная крыша корпусов школы, крупная деталировка фасадов, разделение территории комплекса на зоны (учебная, жилая, представительская), и, конечно же, кирпич как строительный материал. Металлическая спиралевидная надстройка с блюдцем микроволновой антенны, разработанная Джэми МакКаллугом, символизирует образ местного маяка.
Часто при проектировании нового жилого комплекса архитекторы возвращаются не только к старым прототипам (например, кирпичный жилой комплекс в Нориче, где образом служил тип высокого северно-европейского купеческого дома), но и к характерным для конкретного места ситуациям, существующим линиям улиц, специфике исторических фактов, заставивших повернуть улицу здесь, а там изогнуться и завернуть ряд домов, тем самым придавая своеобразие и притягательность, живописность восприятия таких уютных местечек.
Альдо Ван Дейк и Тео Босх принимали такие отметины средневекового города как отправные точки при проектировании. Их проект в Зволле, осуществленный между 1975-1977 годами, реконструирует много зданий старого исторического центра и дополняет их 21 деловым зданием и 75 новыми жилыми домами, следующими изгибам существующей планировке улиц, образуя ряд различающихся пространств. Короткие переулки, небольшие улицы с аркадами, улицы с наружными лестницами, ведущими в помещения верхних этажей, общественное пространство с садами. Решения фасадов показывают, что здания принадлежит нашему времени, но традиционная форма используется в других отношениях: например, внутренние пространства раскрываются через полуоткрытую лоджию, откуда можно увидеть сады, заглянуть наверх в полное солнечного света чердачное пространство непривычных очертаний. Такая богатая неопределенность характерна для постмодернистского пространства.
По месту (AD-HOC)
«Ад-хокизм», или «архитектура ад-хок» - концепция, призывающая при проектировании учитывать, прежде всего, реальные условия данного места, конкретные обстоятельства, вкусы будущих потребителей. Она по-своему отражает реальную ситуацию капиталистической действительности, провозглашает открытое приспособленчество, безоговорочное выполнение требований заказа (обычно частного). Зачастую заказчик участвует в процессе проектирования, выбирая месторасположение своего жилища, соседей, план квартиры. Именно эта архитектура в наибольшей степени приближена к социальным требованиям заказчика, она спрашивает, какой ей быть, консультируется с будущим хозяином, подстраивается под его интересы. Ральф Эрскин - идеальный пример архитектора, следующего направлению ад-хок. Он показывает, что архитектура, действительно, - глагол, действие, а не просто набор правильных теорий и предписаний.
Контора Эрскина влилась в Байкерскую общину, открыв магазин в бывшем похоронном бюро, продавая растения и цветы (явно популярное в Англии занятие), действуя как местное бюро находок, т.е. занимаясь множеством не архитектурных дел; по мере всего этого он знакомился с жителями а они - с его группой. Затем в неторопливом процессе проектирования и строительства происходили бесконечные обсуждения с весьма скромными результатами (и принимались весьма скромные решения), так что ландшафт, «вход», история, идиосинкразия, и другие подобные соизмеримые составляющие могли найти свое место в обсуждениях. Успешный результат - внимательная и гуманная среда, - делает этот проект ключевым для постмодернизма в плане теории, если он и не является таковым в плане обычного кодирования; здесь «ад-хокизм» в самом подходе к проектированию, когда заказчик участвует в процессе работы над проектом.
Соучастие в проектировании стало в Британии в 70-х годах респектабельным термином, который обычно обозначал одностороннюю консультацию с теми, для кого осуществляется проектирование. Они имели возможность видеть планы заранее, но не обладали достаточной компетентностью или властью, достаточной для того, чтобы предложить жизнестойкие альтернативы, однако привлечение будущих потребителей архитектуры к соучастию в процессе проектирования позволило лучше и полнее учесть их потребности, запросы и вкусы. Этот новый метод в архитектурной деятельности Запада 70-х годов отражает утопическую веру постмодернистов в то, что обновление метода проектирования без изменения социальных условий способно привести к гуманизации жизненной среды и гуманизации человеческого существования.
В диалоге с архитектором участвуют не только будущий потребитель архитектуры, но и среда: архитектура ад-хок контекстуальна, этична по отношению к местным кодам значений; сохраняются старые постройки, несущие как определенную функциональную, так и эстетическую нагрузку.
Нет точных рецептов для «адхокизма», в каждом случае это эксклюзив, единичный экземпляр. В формообразовании это может быть как постмодернистская стилизация, так и модернистский кубизм и т.д.; речь идет не о стилевых принадлежностях, а, как неоднократно повторялось ранее, о вкусах жильцов, конкретных обстоятельствах, реальных условиях, возможностях использования местных материалов: стеклянные вставки и башенки, кубические блоки и дачные домики, различные их сочетания.
«Объединяемая общим термином «архитектура соучастия», новая идеология архитектурного творчества обозначается в США как социальная архитектура, в Швеции - как социально управляемое градостроительство, в Великобритании - как архитектура «community». «Самострой», как норма жизни. Это одна из форм архитектуры соучастия, получившей заметное развитие в последние десятилетия во многих странах мира. Его привлекательность для горожанина объясняется тремя причинами. Во-первых, экономятся значительные средства, т.к. при строительстве стандартного жилого дома своими силами его стоимость снижается примерно на 40%. Во-вторых, для многих личное участие в создании среды для себя - единственная возможность воплощения собственных представлений о комфортной жизни. Наконец, в-третьих, эта форма самореализации личности способна принести большое удовлетворение.
Заключение
Яркими представителями постмодернизма стали архитекторы: Роберт Вентури, Рикардо Бофилл, Чарльз Мур, Роб Криер, Майкл Грейвс, Альдо Росси, Ханс Холляйн.
Постмодернизм эволюционирует быстро. Отсюда обостренный интерес к его перспективам, судьбе. Его идеологи считают, что постмодернизм вовсе не «отменит» архитектуру «современного движения» — во всяком случае, в обозримом будущем, — хотя и существенно потеснит ее, а также будет сосуществовать с поздним модернизмом. Показательно, что и адепты и критики постмодернизма все чаще сравнивают его с другим «смутным» временем в истории искусства — маньеризмом, имея в виду не только заметные композиционно-стилистические параллели, но и пытаясь понять историческое место и судьбы архитектурного неоавангардизма. Термин «маньеризм» (и даже «сверхманьеризм») употребляется на Западе в понимании новейших явлений в архитектуре столь же часто, как постмодернизм, и в столь же неопределенном значении, но, пожалуй, постепенно вытесняется последним.
На основании анализа опыта истоков, концепции и конкретной художественной практики можно сказать, что постмодернизм—это направление искусства и архитектуры в развитых капиталистических странах 70-х—начала 80-х годов, которое отражает разочарования художественной интеллигенции в идеалах, догмах и приемах модернизма и, в отличие от других течений буржуазного искусства, в поисках понятности языка и новых средств выразительности открыто ориентируясь на обыденные вкусы, взгляды и настроения массового сознания, обратилось к привычным и традиционным художественным формам, как правило, в соединении с иронией, гротеском, отстранением. Возможно, жизнь самого постмодернизма не будет долгой: слишком велики центробежные силы входящих в него разнородных по своей сути элементов. Но даже сегодня видно, что он знаменует завершение искусства «классического» модернизма и уже выполнил свою миссию, подорвав устои «современного движения» и открыв тем самым путь отличным от его доктрины концепциям творчества.
Список литературы
1. Рябушин А. В. «Новые горизонты архитектурного творчества: 1970 – 1980-е годы.” М., 1990г.
2. Раппопорт А. Г. «К пониманию архитектурной формы» [Электронный ресурс] www.arhi.ru
3. Зыбайлов Л., Шапинский В. «Постмодернизм» – М., 1993.
4. Дженкс Ч. «Язык архитектуры постмодернизма» – М., 1985.
5. Архитектурный альманах КОРПУС 3 http://cih.ru/k3/
Лантернхауз. Ульверстоун. Фрэнсис Б. Робертс. 1995-1998 гг.
Лантернхауз. Ульверстоун. Фрэнсис Б. Робертс. 1995-1998 гг.
Ульверстоун. План.
Пимлико.
Дарбурн и Дарк. Жилой комплекс Пимлико. 1961-1968, 1967-1970 гг.
Эстетика крупных кирпичных блоков и объёмы трактуемые как гигантские декорации. В этом комплексе смешаны различные функции при относительно малой высотности и большой плотности: здесь сочетаются также новое и старое строительство, ландшафты и каменная кладка. Кирпичу было отдано предпочтение частично вследствие экономических причин, частично из-за ассоциаций, которые были понятны жильцам: вещественность вместо «похожих на папиросную бумагу панельных конструкций».
Дарбурн и Дарк. Жилой комплекс Пимлико. 1961-1968, 1967-1970 гг.
Байкерская община. Byker Wall. Ральф Эрскин. 1976 г.
Байкерская община. Byker Wall. Ральф Эрскин. 1976 г.
Байкерская община. Byker Wall. Ральф Эрскин. 1976 г.
Байкерская община. Byker Wall. Ральф Эрскин. 1976 г.
Байкерская община. Byker Wall. Ральф Эрскин. 1976 г.
Байкерская община. Byker Wall. Ральф Эрскин. 1976 г.
Включает старые здания в композицию, предназначенную защитить жителей от автомобильного шума; многоцветный кирпич и вентиляционные отверстия формируют своего рода синкопированную декорацию, которая совершенно чужда слащавости. Стена придала району редкую неповторимость, как в позитивном так и в негативном смысле.
Byker Housing Estate Plan
Байкерская община. Byker Wall. Ральф Эрскин. 1976 г.
Альдо ван Эйк и Тео Босх. Жилой комплекс в Зволле. 1971-1975 гг.
Альдо ван Эйк и Тео Босх. Жилой комплекс в Зволле. 1971-1975 гг.
Альдо ван Эйк и Тео Босх. Жилой комплекс в Зволле. 1971-1975 гг.
Альдо ван Эйк и Тео Босх. Жилой комплекс в Зволле. 1971-1975 гг. Макет.
Альдо ван Эйк и Тео Босх. Жилой комплекс в Зволле. 1971-1975 гг.
Альдо ван Эйк и Тео Босх. Жилой комплекс в Зволле. 1971-1975 гг. Ген. План.
Альдо ван Эйк и Тео Босх. Жилой комплекс в Зволле. 1971-1975 гг. Клаузура.
Альдо ван Эйк и Тео Босх. Жилой комплекс в Зволле. 1971-1975 гг. Изометрия.
Альдо ван Эйк и Тео Босх. Жилой комплекс в Зволле. 1971-1975 гг. План.
Альдо ван Эйк и Тео Босх. Жилой комплекс в Зволле. 1971-1975 гг. План.
Альдо ван Эйк и Тео Босх. Жилой комплекс в Зволле. 1971-1975 гг. План.
Альдо ван Эйк и Тео Босх. Жилой комплекс в Зволле. 1971-1975 гг. Фасады.