Отделы и управления местных исполнительных и распорядительных органов и правовой статус местных органов государственного управления, не подчиненных исполкомам.

Основной вид местных отраслевых и функциональных органов управления - отделы, управления, главные управления, комитеты и службы исполкомов.

В законодательстве отсут­ствуют критерии деления рассматриваемых органов на отделы и управления и др. Различие в названиях этих органов объясняется объемом работы и кругом решаемых вопросов, внутренней струк­турой, численностью работников. Отделы находятся на более низком уровне. Из них могут состоять управления, из управле­ний - главные управления, а из главных управлений, управле­ний или отделов — комитеты.

В областных и Минском городском исполнительных комите­тах преобладают главные управления и комитеты. Например, в Минском горисполкоме из 33 структурных подразделений насчи­тывалось 23 управления (главные управления), 6 комитетов и только 4 отдела (самостоятельных). В то же время на районном (городском, городов областного подчинения) уровне преобладают отделы. Так, в местной Администрации Фрунзенского района г.Минска имелось всего два управления - управление внутрен­них дел и управление делами, все остальные - отделы, а в Докшицком районном исполнительном комитете кроме отделов было три управления - управление делами, управление капитального строительства, управление сельского хозяйства и продовольствия, остальные — отделы.

Немаловажной формой органов управления исполнительных комитетов являются главные управления и комитеты. Каждое главное управление (их в Минском горисполкоме - два, в Минском облисполкоме - одно) и комитет (в Мин­ском горисполкоме - шесть, в Минском облисполкоме - восемь) состоит из управлений, а управления - из отделов.

Отделы и управления осуществляют специализированное управление, т.е. каждый отдел, управление реализует свою часть местного управления, связанную с его отраслью, областью (н-р., комитет по образованию, комитет по здравоохранению, управление внутренних дел и т.д.).

В исполнительных комитетах (местных администрациях) соз­даются и структурные подразделения, которые называются по-ино­му, но по своему положению аналогичны отделам и управлениям, например главный врач района.

Исполкомы поселковые, сельские отделов и управлений не имеют.

Основными признаками отделов и управлений исполнитель­ного комитета (местной администрации) являются:

1) организационная обособленность;

2) нахождение в штатном расписании исполкома (местной администрации); некоторые из них финансируются сверху, вы­шестоящими органами, например органы внутренних дел, финан­совые органы;

3) их создание осуществляется исполнительным комитетом, как правило, по согласованию с вышестоящим органом; порядок их образования установлен законом;

4) отделы и управления предназначены: одни для внутриорганизационной работы, другие - для осуществления отраслевого управления в пределах административно-территориальной еди­ницы, третьи - для осуществления надведомственного (функцио­нального) управления в пределах той же единицы;

5) перечень отделов и управлений определяется самим исполко­мом, с учетом Указа Президента Республики Беларусь «О структуре и численности работников исполнитель­ных комитетов и местных администраций районов в городах»;

6) отделы и управления подчинены исполнительному коми­тету, а также соответствующим вышестоящим органам государ­ственного управления, подотчетны тем и другим, т.е. находятся в двойном подчинении кроме внутриорганизационных, так называ­емого аппарата исполкома;

7) их правовой статус определяется самим исполкомом (по­ложения о них издаются исполкомом).

Отделы и управления являются органами местного управления. Они осуществляют специализированное управление, т.е. каждый отдел, управление осуществляют свою часть местного управления, связанную с его областью, сферой. Отделы и управления, кроме внутриорганизационных, управляют подведомственными исполкому предприятиями, учреждениями, организациями. Поэтому их систе­ма строится в основном применительно к основным отраслям и сферам деятельности исполнительного комитета. В исполнитель­ных комитетах преобладают отделы и управления.

Наиболее разветвленной является система отделов и уп­равлений облисполкомов и Минского горисполкома. Она вклю­чает: управления - главное управление кадров и организа­торской работы (Минский облисполком; в Минском гориспол­коме - управление организационно-кадровой работы); управле­ние делами; управление юстиции; главное управление (управле­ние) внутренних дел; управление информации; управление торговли, общественного питания и потребительских товаров; управление ценообразования; финансовое управление; управление бытового обслуживания населения; управление охраны здоровья; управление образования; управление социальной защиты; управ­ление по физической культуре, спорту и туризму; управление ре­гистрации и лицензирования; управление предприятиями комму­нального обслуживания; управление культуры; управление учета и распределения жилой площади и др.; отделы — юридический; топлива; коммунального хозяйства и благоустройства (г. Минск);

В исполкомах образуются различного рода органы, осуществляющие функции надзора и контроля за соблюдением правил в области исполнительной и распорядительной деятельности. К ним относятся административные, наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии по борьбе с пьянством, различного рода инспекции и др.

В системе исполнительно-распорядительных органов имеются органы государственного управления, которые организационно не подчиняются исполкомам. Это местные территориальные органы министерств: Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Министерства транспорта и коммуникаций и др. Образуются такие местные органы управления соответствующими министерствами. В своей деятельности по управлению непосредственно подчиненными объектами эти органы сотрудничают с соответствующими исполнительными комитетами.

Наши рекомендации