Письмо слов и предложений по образцу. 1) Прочитайте пару слов: ерш – ерши
1) Прочитайте пару слов: ерш – ерши.
– Какое правило надо вспомнить при письме этих слов? Запишите слова. Подчеркните сочетание ши.
2) Прочитайте и запишите предложения по образцу.
Игра «Поиграем в буквы».
– Подберите гласные буквы так, чтобы получилось слово.
– Запишите полученные слова на строчках.
СКАЗКА ПРО БУКВЫ
Буквы Ж и Ш были настоящими друзьями. Они, конечно, дружили и с остальными буквами алфавита, но между собой особенно, так как родились в один день, то есть были братьями-близнецами.
Они всегда вместе отмечали свой день рождения, вот и на этот раз решили сделать так, как всегда.
Братья пригласили на свой праздник всех друзей, то есть весь алфавит от А до Я.
Все буквы пришли с подарками, как же на день рождения и без подарка. Братья-близнецы получили от своих друзей всё, что они любили больше всего: желтые шарики, железные гвозди, шёлковые шарфики, шерстяные шапочки и много чего другого. И только буква Ы не принесла ничего.
Но братья-близнецы не обиделись, они считали, что совсем не важно, кто что принёс или совсем не принёс, важнее, что все пришли и поздравили их с праздником. Они угощали своих гостей жареной картошкой, пирожками, компотом из свежей черники, шоколадом.
Все гости ели с большим аппетитом, им всё это очень нравилось. И только буква Ы, уплетая за обе щеки жареную картошку, недовольно сказала:
– Ах, что это за еда: пирожки, шоколад. Я больше люблю сЫр, колбасЫ.
Ж и Ш немножко обиделись, но спорить не стали, потому что считали, что гостей обижать нельзя.
После обеда все стали играть в шашки, шахматы и жмурки. Было очень весело. И только буква Ы отошла в сторонку, показывая всем своим видом, что ей скучно.
Теперь братья обиделись по-настоящему, но промолчали, потому что были очень вежливыми.
С тех самых пор буквы Ж и Ш не хотят становиться в словах перед буквой Ы. (По Л. Шмидт.)
Работа на резервных страницах прописей.
1) Подбор слов к моделям.
– Рассмотрите схемы слов. Чем они различаются? (Отличаются первым звуком.)
– Прочитайте слово к первой схеме. (Жил.)
– Какой звук заменим? Над звуком [ж] колокольчик, а во второй схеме его нет. Каким звуком заменим [ж]? Назовите новое слово. Запишите его справа от схемы. (Жил – шил.)
Аналогичная работа со словами «жар» – «шар», «жаль» – «шаль».
2) Деление слов на группы (коллективная работа).
– Прочитайте слова, назовите буквы на следующих строчках. Определите задание. (Разделить слова на группы и записать: слова со звонким согласным [ж] рядом с буквой Ж, слова с глухим [ш] – рядом с буквой Ш.)
• Запишите напечатанные слова письменными буквами.
• Впишите пропущенные буквы. Соотнесите предложения и картинки.
• Запишите предложения.
III. Итог урока.
– Послушайте отрывок из стихотворения Ю. Мориц и запомните слова с сочетаниями жи, ши.
Что такое вышина?
Тучи, ветер, тишина.
А за тучами гуляют
Солнце, звезды и луна.
Урок 63
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ч, ч.
ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ Ч
Цели: познакомить с буквой Ч, чи звуком, который она обозначает; учить писать заглавную букву Ч, читать плавно и осознанно; развивать фонематический слух; воспитывать бережное отношение ко времени.
Ход урока
I. Организационный момент. Введение в тему.
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовётся… (Чебурашка).
Звучит песня из м/ф «Крокодил Гена» (сл. Э. Успенского, муз. В. Шаинского).
– Чебурашка приглашает нас в гости к Мудрой Черепахе на праздник «День рождения буквы». Определите, у какой буквы сегодня день рождения.
Учитель показывает предметные картинки: чайник, чашки, чай, печенье, чипсы.
– Назовите предметы. Какой звук повторяется?