I. Реализация домашнего задания
Учащиеся рассказывают о героях романа, зачитывают отрывки, находят ключевые слова, характеризующие героев. Обращаем внимание на ключевые слова, портретные и речевые характеристики.
1. Елена: рыжеватая голова, «Лена ясная», «золотая Елена», «красавица Елена». Взгляд — мягкий, тревожный: Стрелки на лице Елены — печальные складки.
2. Тальберг: «двухслойные глаза», «двухэтажные глаза», «вечная патентованная улыбка», «поджарая фигура... как автомат», «вежливо и заискивающе улыбаясь» разговаривает с германским лейтенантом. Алексей Турбин о нем: «О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!».
3. Алексей Турбин: старший в семье Турбиных, 28 лет, врач, бритый, светловолосый. Постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года. Вещий сон (часть 1, глава 5).
4. Николка: голубые глаза, длинный птичий нос, вихор. Командуя юнкерами, испытывает гордость, «что он, оказывается, храбрый». «В бою, знаете ли, приятно помереть» (часть 2, глава 11). Вспомним пушкинского Гринева, Петю Ростова из «Войны и мира».
5. Мышлаевский: бывший студент, поручик, громадные плечи, «голова... была очень красива странной и печальной, и привлекательной красотой давней, настоящей породы и вырождения», смелые глаза, гордые губы, «один уголок рта приспущен печаль но», «лицо в пятнах от водки и бешеной усталости».
6. Шервинский: (часть 1, глава 3): бывший лейб-гвардии уланского полка поручик, ныне адъютант в штабе князя. Белорукова, «наглые глаза», «маленький», великолепный голос («Все вздор на свете, кроме такого голоса, как у Шервинского»).
7. Карась (Степанов): бывший студент, подпоручик, артиллерист, «маленький, укладистый и действительно очень похожий на карася».
8. Лариосик: (часть 2, глава 11): «Глаза, мутные и скорбные, глядели из глубочайших орбит невероятно огромной головы, коротко остриженной», кожа на лице «старенькая, серенькая», зубы кривые и желтые. Часть 3, глава 12. Разбивает синий сервиз (символическая деталь!)
9. Най-Турс: боевой армейский гусар, полковник (см. сон Турбина, часть 1, глава 5, где Най-Турс предстает в облике рыцаря). Индивидуальность речевой характеристики (картавость). Часть 2, глава 11 — спасает юнкеров ценой своей жизни. «Умер как герой». Часть 3, глава 17 — похороны Най-Турса (Николка).
10. Малышев: кадровый офицер, «на свою совесть беру и ответственность все!.. все!» (часть 1, глава 7 — сцена в гимназии), «Своих я всех спас. На убой не послал! На позор не послал!» (часть 2, глава 12).
11. Лисович: прозвище Василиса (часть 1, глава 3), мочальные усы, в квартире пахнет мышами, «плесенью, ворчливой сонной скукой».
Затем учащиеся находят эпизоды, характеризующие поведение героев в ситуациях выбора.
II. Беседа
Слово учителя.
Основная тема романа — трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства — белой гвардии, а в связи с этим проблема сохранения культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства.
Вспомним лучших представителей русской интеллигенции — поэтов и писателей. Многие из них неоднозначно относились к революции. Было сложно разобраться, на чьей стороне истина, историческая правда.
— Как относились Блок, Горький, Булгаков, Пастернак к интеллигенции?
(Они считали интеллигенцию хранительницей русской культуры, лучшим социальным слоем. И сами были ее яркими представителями. М. А. Булгаков в романе «Белая гвардия» через судьбу семьи Турбиных показал нам трагизм и ужас братоубийственной войны).
— По каким нравственным законам живут Турбины?
(В семье царит культ высокой русской культуры, духовность, интеллигентность. Русская литература присутствует в романе как полноправный герой. То и дело в «Белой гвардии» упоминаются имена Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, имена их героев: Лиза из «Пиковой дамы», Тарас Бульба, ведьма — панночка (Явдоха), Наташа Ростова, героиня «Капитанской дочки». В сны Турбиных врываются бесы из романа Достоевского, лермонтовский демон.
В доме Турбиных, «несмотря на пушки», крахмальная и белоснежная скатерть. «Полы лоснятся, и в декабре... На столе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жизни пишет Булгаков. Здесь женщине поклоняются как богине, а честь — в верности не только царю, белому знамени, но и товариществу, долгу перед младшими и слабыми).
— Каково отношение Турбиных к интеллигенции?
(Турбины считают интеллигенцию солью земли, боятся революции, потому что боятся разрушения культуры, семьи, быта, боятся того, что «потухнет огонь в бронзовой лампе», а «Капитанскую дочку» сожгут в печи». Старый мирный быт кажется им невыразимо прекрасным. Самым главным для них является понятие чести. Они не меняют своих убеждений, не могут предать.)
— Дружелюбна ли история к Турбиным?
(История выступает как нечто враждебное частной жизни людей. Но революцию нельзя пересидеть, закрывшись от нее на цепочку, как Василиса. В шумной, веселой жизни Турбиных — нота обреченности. Неизбежно расставание с прошлым, неизбежны революционные разгромы и взрывы.)
— Давайте поговорим о судьбах главных героев: об Алексее, Елене и Николке. Что вы можете рассказать о судьбе Алексея?
(Алексей Турбин, старший брат — один из заблудившихся в этой революционной метели: «С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий», — мог бы подписаться он под есенинской фразой. В первых главах романа Алексей — убежденный монархист и белогвардеец, решительный противник большевиков. Считает своим долгом защищать Город от петлюровцев, добровольно записываясь в дружину в качестве доктора. Смертельно раненный, в конце романа Турбин мучительно переживает крушение своей веры.
А. Турбин, заблуждаясь и сомневаясь, приходит к убеждению: надо устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь а не воевать, заливая кровью родную землю. Многое сближает автора с его героем: и спокойное мужество, и вера в старую Россию, и мечта о мирной жизни, и боль от утраты духовных ценностей.)
— Выдержал ли Николка Турбин испытание временем?
(Николай — самый юный герой Белой гвардии ему семнадцать с половиной лет. Живет в его сердце мечта о подвиге (можно сравнить его образ с образом толстовского Пети Ростова). Он также человек чести. (Анализируется эпизод — Николка в бою.) Младшему Турбину принадлежат слова: («...слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете Николка мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сообщить им о его героической смерти и достойно похоронить.)
— В чем трагедия Елены? Какую идейную нагрузку несет этот центральный образ в романе?
(Елена — хранительница семейного очага и семейных традиций Турбиных. Она излучает любовь, свет и добро. На это указывают синонимичные эпитеты: «рыжая, рыжеволосая, рыжеватая, золотая, красивая. Трагедия ее — в предательстве мужа, в том, что рушатся семейные связи. Она всеми силами пытается сохранить тепло домашнего очага. Именно ее устами Булгаков выражает свои заветные мысли: «Никогда не сдергивайте абажур с лампы... У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга. Ждите, пока к вам придут».
В ней воплощено и религиозное начало. Она просит в своих молитвах о спасении Алексея: «... все мы в крови повинны, но ты не карай. Не карай»)
— Кто из персонажей, кроме Турбиных, сберег свою честь, сохранил человечность и чувство долга в это смутное время?
(Обреченные на поражение, оказавшиеся в трагической ситуации, лучшие герои Булгакова сохраняют человеческое мужество, офицерскую честь, высокое чувства долга, товарищества, стремление к нормальной — человеческой жизни, к любви.)
(Ученики рассказывают о Най-Турсе, Мышлаевском, Малышеве).
— Кто из героев не сохранил этих качеств?
(Прежде всего Тальберг, муж Елены Турбиной. Автор презирает его за беспринципность, слабодушие, предательство: «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!» Тальберг — это «цвет» белой армии, он окончил военную академию. Тем горше разочарование в нем. Расчетливый, циничный Тальберг, с его «двухслойными глазами», не обременен понятием о чести: он рассматривает, на чьей стороне сила, и делает карьеру наверняка. В революцию он первый выходит на улицу с красным бантом и потом первый кричит на выборах в пользу гетмана. Ему неплохо при любой власти. По мысли автора, убегающий «крысий побежкой» из дома Тальберг — не просто несчастье Елены, это позор, бесчестие и бесславие белой гвардии.
Хочет пересидеть смутное время, закрывшись от него на щеколду, домовладелец Лисович (его называют женским именем Василиса) — «инженер и трус, буржуа и несимпатичный». Он считает и прячет купоны, затаившись в тишине за ставнями. Все, что происходит вокруг, его не касается, только бы пережить бурю.)
IV. Комментарий учителя
Будучи непримиримым противником насилия, Булгаков делает исключение по отношению к тем, у кого не обнаруживает ни чести, ни совести, ни элементарной человеческой порядочности. Он сурово наказывает Лисовича; дворника, пытающегося задержать Николку, за трусливую злобу; поэта Русакова — за духовное разложение; другого поэта, Горболаза, — за доносительство. Характер каждого наказания соответствует, по воле автора, характеру грехопадения. Лисович наказан лишением «сокровищ», дворник Нерон — ответной злобой Николки, Русаков за душевную гниль — физической гнилью, сифилисом, Горболаз — тем, что желал агитатору-большевику, которого пытался выдать.
Бури гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, распоряжаясь их судьбами. Герои стали игрушкой в руках стихийных сил, их завертела метель, вьюга, символически предвещенная эпиграфом из «Капитанской дочки». Вспомним образ Блока из «Двенадцати» — революция как стихия. На поверхности жизни мелькают, сменяя друг друга, политические временщики и авантюристы, а в глубине бродит взбунтовавшаяся народная масса.
V. Итог урока
Находим эпизод бегства в Город (часть 1, глава 4)
Гибель белого движения неизбежна, неизбежно и падение царства гетмана, избранного правителем Украины в цирке. Обратим внимание на эту символическую деталь.
Ромай наполняется жестоким сознанием неотвратимости суда истории, блоковским чувством возмездия.
— Какие нравственные ценности утверждает писатель в романе?
(Как в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет вас думать о вечности, жизни будущих поколений, об ответственности людей перед историей, друг перед другом. Все пройдет, все исчезнет, «а вот звезды останутся...» (обращаемся к эпиграфу). Звезды — это вечность жизни, это вечные нравственные ценности: добро, книги, семья, дом, любовь. Любовь победит все, любовь есть жизнь. За Алексеем Турбиным гналась смерть, а догнала любовь в образе Юлии Рейсс. Николка приходит в дом Най-Турсов вестником смерти, приносит горе, а уносит с собой любовь сестры героя. Сердце Елены покорил Шервинский. Любовь нельзя убить, как нельзя убить жизнь. Подобно «Капитанской дочке» «Белая гвардия» — не только исторический роман, но и своеобразный роман-воспитание, где, говоря словами Л. Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народною).
Домашнее задание
По вариантам: проанализировать две ключевых сцены романа — вечеринка у Турбиных (часты, глава 3) и сцена в гимназии (часть 1, главы 6, 7).
Урок 5 (66). Образ дома в романе «Белая гвардия»
Цель урока: понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.
Методические приемы: повторение, работа над текстом, анализ эпизодов.
Ход урока
I. Слово учителя
Дом в представлении Булгакова не ограничивается ролью вспомогательной, ролью интерьера. Это место, где можно укрыться от жизненных бурь, где тебя любят и ждут. В романе Булгаков воссоздает обстановку своего родного дома № 13 по Алексеевскому спуску, где царили уют, взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности. Вспомним дом Ростовых из «Войны и мира».
— Что общего между домом Ростовых и домом Турбиных?
(Автобиографичность. Обстановка доверия и любви, простота и взаимное уважение. Есть «чужой» в доме: у Толстого — Берг, муж Веры, у Булгакова — Тальберг, муж Елены (обратим внимание на сходство фамилий.)
II. Беседа
Образ Дома создается и на противопоставлении остальному, внешнему миру. Один из эпиграфов, из «Капитанской дочки», гласит: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.
— Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!».
Вспомним оттуда же: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
— У кого еще из писателей ХХ-го века встречается образ бурана?
(Образ бурана, метели, предвещающий жизненные бури, один из основных и у Блока.)
Героям Булгакова удается какое-то время защищаться и защищать свой Дом, воплощение прочности, надежности, самой жизни. Вещи для Турбиных не материальные ценности, а особые знаки привычного бытия, надежды, защищенности.
— Какие предметы являются для Турбиных по-настоящему ценными?
(Книги: На открытых многополочных шкафах тесным строем стояли сокровища. Зелеными, красными, тиснеными золотом и желтыми обложками и черными папками со всех четырех стен... глядели книги» (часть 3, глава 12).)
— Какие книги упоминаются в романе? В каком контексте?
(Прежде всего вспомним Капитанскую дочку. Название пушкинского романа дается без кавычек. Это уже не просто книжный образ, это член семьи, так же, как и Наташа Ростова. Елена читает «Господина из Сан-Франциско» Бунина. Вспомним эпиграф к рассказу: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий», который перекликается с идеей «Белой гвардии». Заметим, что символичность рассказа усиливается, приобретает конкретность в контексте романа Булгакова. Упоминаются названия книг и литературные образы: Фауст, «Пиковая дама», Онегин, стихотворения Некрасова, «Бесы» Достоевского, современные Булгакову футуристы. Классические произведения, вечные образы и сюжеты даются как неотъемлемая часть жизни, часть культуры, которая подвергается смертельной опасности.)
— Что предвещает разрушение Дома?
(Любимый синий сервиз, согретый еще материнскими руками, разбит неуклюжим Лариосиком. И это предвещает несчастье. «Сервиза безумно жаль», — говорит Елена.)
— Как писатель предостерегает от разрушения?
(Булгаков разрывает ткань повествования восклицанием: «Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысиной побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга, — ждите, пока к вам придут».)
Дом Турбиных, как Ноев ковчег, спасает от смуты, царящей за окнами, спасает всех, кто переступает его порог.
II. Реализация домашнего задания: анализ ключевых эпизодов
1. Обратим внимание на квартиру Лисовичей, домовладельцев, которая больше похожа на нору, в которой уютно себя чувствует разве что мышь (прием противопоставления).
— С помощью каких элементов автор дополняет образ Дома Турбиных?
(Звуки, запахи дополняют образ Дома, наполняют его жизнью: запах книг и шорох страниц, запах хвои, размеренный бой часов («тонк-танк) песни и гитара Николки.)
— Какая атмосфера царит в доме Турбиных?
(В доме Турбиных — уютно, тепло, царит атмосфера любви и заботы друг о друге, высокой культуры и духовности. Атмосфера дома, описанная в романе, напоминает ту, которая была в семье писателя. В доме Булгаковых господствовали интеллектуальные интересы: все увлекались поэзией, литературой, театром.
Членов семьи Турбиных мы постоянно видим с книгами: Алексей читает Бесов Достоевского, Елена увлечена Буниным.
В доме Турбиных находят тепло, понимание и поддержку Мышлаевский, Шервинский, Карась.)
— С какой целью писатель делает противопоставление Дому?
(Покою, радости и чувству защищенности турбинского дома противопоставляется умерший, опустелый дом — гимназия. Он становится символом войны, гибели. Там мертвый покой, «полнейший и угрюмейший покой». Там жгут в печах книги, чтобы согреться, жгут парты (часть 1, глава 6). Алексею Турбину «показалось вдруг, что черная туча заслонила небо, что налетел какой-то вихрь и смыл всю жизнь, как страшный вал смывает пристань».)
В сцене в гимназии действие романа достигает наибольшего драматизма.
2. Анализируем поведение героев.
— Как ведут себя герои романа?
— Как меняется представление о чести?
(Главной ценностью оказывается человеческая жизнь. Полковник Малышев в минуту кризиса берет ответственность на себя и распускает юнкеров, спасая их. Защищать «до последнего патрона» некого и нечего. Остается попытка начать мирную гражданскую жизнь в этом хаосе.)
IV. Итог урока
Роман кончается как будто спокойно. Герои спят и видят сны. Надежда на будущее — в простом и радостном сне Петьки Щеглова — мальчика из флигеля (тоже Дом). «Камера» писателя поднимается вверх, к звездам: «Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»
Эти философские вопросы — призыв к разуму, призыв к всеобщему примирению. Но здесь, на земле, недолго будут спать спокойно герои. Можно догадаться, что ждет их впереди: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней».
V. Тест — см. Приложение в конце книги
Домашнее задание
Подготовиться к сочинению.
Уроки 6—7 (67—68).
Сочинение по роману «Белая гвардия»
Темы:
1. «Мысль семейная» в русской литературе (Толстой, Булгаков).
2. Анализ эпизода (по выбору) из романа« Белая гвардия».
3. Автор в романе «Белая гвардия».
4. Тема ответственности в произведениях Булгакова.
5. Образ города в романе «Белая гвардия».
6. Судьбы героев в романе «Белая гвардия».
Тезисный план сочинения по теме
«Мысль семейная» в русской литературе
(по романам Л. Н. Толстого «Война и мир»
и М. А. Булгакова «Белая гвардия»)
I. Введение
Семья как одна из главных ценностей в жизни человека. Отражение темы семьи, утверждение ее ценности в русской литературе. Идейные стержни произведений Л. Н. Толстого: «мысль народная» («Война и мир») и «мысль семейная» («Анна Каренина»), их значимость.
II. Основная часть
1. Сопоставление изображения «мысли семейной» в романе Толстого «Война и мир» и романе Булгакова «Белая гвардия»: автобиографичность: семья Толстых — прототип семьи Ростовых; семья Булгаковых — прототип семьи Турбиных;
— атмосфера тепла, доброты, взаимопонимания, доверия, поддержки, надежности в семьях Ростовых и Турбиных.
2. Художественные средства изображения семьи, дома:
— портрет (семейные черты героев, объединяющие их);
— интерьер, его детали (например, лампа с зеленым абажуром, кремовые шторы, печка в доме Турбиных, которые символизируют уют и тепло Дома; книги, герои которых стали членами семьи Турбиных — кстати, в их числе Наташа Ростова);
— речевая характеристика (диалоги, из которых видно, что люди понимают друг друга с полуслова);
— описания семейных праздников (именины у Ростовых, вечеринка у Турбиных);
3. Противопоставление почти идеальных семей Ростовых и Турбиных другим семьям: например, Курагиным («Война и мир») и Лисовичам («Белая гвардия»); изображение в каждой семье «чужого», противопоставленного другим членам семьи (Берг у Ростовых, Тальберг у Турбиных).
4. Время, изображенное в романах: семья оказывается вовлеченной в исторические события (Отечественная война 1812 года в «Войне и мире» и перипетии революции и гражданской войны в «Белой гвардии»).
5. Трагические эпизоды, показывающие единство членов семьи, взаимную поддержку в сложных ситуациях (например, известие о гибели Пети Ростова, ранение Алексея Турбина).
6. Комические эпизоды, где герои изображены с добрым юмором (например, первый приезд Николая Ростова из армии; неловкость и комичная рефлексия Лариосика).
7. Авторская позиция по отношению к героям (симпатии авторов на стороне семей Ростовых и Турбиных).
III. Заключение
— духовная близость героев Толстого и Булгакова;
— семья как надежный оплот человека в жизненных бурях.
Вариант уроков 3—7 (64—68)
Урок 3. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита».