Анализ школьных учебников по истории относительно темы ВКР
Тема ВКР: «взаимоотношения рабочих и предпринимателей на бумагопрядильной и ткацкой фабриках Ю.С. Нечаева-Мальцова». Согласно современной концепции образования, данная тема изучается в школьном курсе в 9 классе. На изучение курса истории России в 9 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Курс охватывает период XIX-начале XX века.
В изучение данного курса рассматриваются темы: Россия конце XIX в. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в. Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в. Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг. Россия в начале ХХ в. Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте. Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество. Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы. Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг. Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (МИНОБЛНАУКИ России) №253 от 31.03.2014г. утвержден следующий федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ образования:
Порядковый номер учебника | Автор/авторский коллектив | Наименование учебника | Класс | Наименование издателя учебника |
Соловьев К.А., Шевырев А.П. /Под редакц. Петрова Ю.А. | История России. 1801-1914 гг. | Русское слово | ||
Л.М.Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В.Симонова | История России XIX-начало XX века | ДРОФА | ||
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./ ред.Торкунова А.В. | История России.9 класс. В 2-х частях | Просвещение |
1. Учебник : Соловьев К.А., Шевырев А.П./Под редакц. Петрова Ю.А. «История России. 1801-1914 гг.».
- Текст учебника носит объяснительный характер;
- Принцип изложения материала – хронологический;
- Текст учебника соответствует возможностям учащихся 9 классов, материал изложен доступным языком, основные понятия и даты вынесены в конце учебника;
- Материал излагается дедуктивным способом, т.е. от общего к частному;
- Качество метадического материала хорошее. Домашнее задание находится в конце параграфа. После каждой изученной темы, в конце параграфа имеются вопросы для самоконтроля.В начале каждой новой темы перед учащимися ставится проблемный вопрос, наводящий учеников на размышление о событиях, которые будут описаны в тексте учебника.
- Шрифт. Заголовки пунктов параграфа, основные понятия выделены жирным шрифтом;
- Наличие хронологических и статистических таблиц, иллюстраций и исторических карт. Изображения синхронны с излагаемым текстом;
- Материал учебника, касающейся моей темы ВКР изложен не достаточно подробно, скорее носит поверхностно-ознакомительный характер. В то же время выделены основные причиныначала рабочего движения в России и результаты.
2. Учебник:Л.М.Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В.Симонова «История России XIX-начало XX века».
- Текст учебника носит описательный характер;
- Принцип изложения материала – хронологический;
- Текст учебника соответствует возможностям учащихся 9 классов, материал изложен доступным языком, кратко, выделены основные события;
- Материал излагается дедуктивным способом, т.е. от общего к частному;
- Качество метадического материала хорошее. Домашнее задание находится в конце параграфа. После каждой изученной темы, в конце параграфа имеются вопросы для самоконтроля. В начале каждой новой темы перед учащимися ставится проблемный вопрос, наводящий учеников на размышление о событиях, которые будут описаны в тексте учебника.
- Шрифт. Заголовки пунктов параграфа, основные понятия и события выделены жирным шрифтом;
- Наличие хронологических и статистических таблиц, иллюстраций и исторических карт. Изображения синхронны с излагаемым текстом;
- Материал учебника, касающейся моей темы ВКР изложен не достаточно подробно, материал нуждается в дополнительных пояснениях учителя. В то же время выделены основные причиныначала рабочего движения в России и результаты.
3. Учебник:Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./ ред.Торкунова А.В. «История России.9 класс. В 2-х частях».
- Текст учебника носит объяснительный характер;
- Принцип изложения материала – хронологический;
- Текст учебника соответствует возможностям учащихся 9 классов, материал изложен доступным языком, основные понятия и даты вынесены в конце учебника;
- Материал излагается дедуктивным способом, т.е. от общего к частному;
- Качество метадического материала хорошее. Домашнее задание находится в конце параграфа. После каждой изученной темы, в конце параграфа имеются вопросы для самоконтроля.В начале каждой новой темы перед учащимися ставится проблемный вопрос, наводящий учеников на размышление о событиях, которые будут описаны в тексте учебника.
- Шрифт. Заголовки пунктов параграфа, основные понятия выделены жирным шрифтом;
- Наличие хронологических и статистических таблиц, иллюстраций и исторических карт. Изображения синхронны с излагаемым текстом;
- Материал учебника, касающейся моей темы ВКР изложен не достаточно подробно, скорее носит поверхностно-ознакомительный характер. В то же время выделены основные причиныначала рабочего движения в России и результаты.