Ценности, цели и задачи школьных курсов истории – их развитие в историческом контексте. Проблемы воспитывающего обучения на уроках истории и обществоведения на современном этапе.

Требование к уроку с использованием словесных методов.

Образность и конкретность – обязательные требования к изложению материала учителем и важнейшие условия его эффективности. Они необходимы для точности и яркости формируемых у учащихся исторических представлений, понятий, для более сильного эмоционального воздействия, прочности запоминания. Делает рассказ более образным конкретизация моментов, характеризующих место исторических событий. Важным средством конкретизации является использование бытового материала, который даёт представления об образе жизни разных социальных групп в конкретную историческую эпоху. Одним из средств конкретизации является использование в изложении количественных показателей. Создание ярких образов прошлого, конкретизация исторических событий, явлений достигаются использованием в изложении художественной литературы, исторических документов и мемуаров. Изложение исторического материала учителем должно быть доступным, наглядным, конкретным. Немаловажны требования к языку учителя. Он должен быть ярким, образным и простым, свободным от слов-паразитов.

Недостатки словесного метода:

1. Принудительно по темпу восприятия;

2. Необратимость устного изложения;

3. Нерасчлененность материала; (нужно иметь чёткий план)

Важно возбудить интерес к изложению материала учителем. Этому способствует проблемный метод обучения. Результат самостоятельной работы учащихся обязательно обсуждается на данном уроке, чтобы они могли проверить правильность своих действий и сделанных выводов.

Диалогическим устным методом обучения является беседа. Она предполагает активное, самостоятельное участие школьников в обсуждении, осмыслении исторического материала, служит углублению и расширению исторических знаний, выступает как метод проверки усвоения исторического материала, как приём мобилизации знаний, активизации познавательной деятельности школьников на уроке.

Классификация видов беседы.

Вводная беседа. Имеет целью подвести учащихся к изучению нового материала и направлена на актуализацию ранее приобретённых знаний, их систематизацию и обобщение. Она способствует осознанию учащимися учебных проблем, выдвигаемых учителем, т. к. выявляет разрыв между имеющимися у школьников знаниями и недостающими для решения познавательной задачи. Вводная беседа позволяет выявит объём реальных знаний учащихся, на которые можно опереться при изучении нового материала.

Аналитическая и обобщающая беседа служит осмыслению изложенного материала, углублению и расширению знаний учащихся.

Эвристическая беседа используется для организации познавательной деятельности учащихся при решении сложной учебной задачи. Эвристическая беседа организует поэтапное усвоение знаний (для поиска ученика решения какой-либо проблемы учитель выстаивает серию взаимосвязанных и вытекающих один из другого вопросов). Все эти вопросы представляют собой небольшие подпроблемы, решение которых ведёт к решению основной проблемы. Особенно возрастает роль эвристической беседы в старших классах.

Заключительная беседа проводится с целью подведения итогов по материалу, изученному на уроке. Разновидностью заключительной беседы является повторительно-обобщающая беседа. Она используется, когда нужно обобщить ранее изученные факты, показать развитие явления, охватить его в целом, провести сравнении и т. д.

Контрольная или проверочная беседа преследует цель проверки уровня усвоения излагаемого материала, степени его понимания. Результатов самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Она проводится на разных этапах процесса обучения.

Вопросы для любой беседы надо подумать заранее, причём не только главные, но и дополнительные. Вопросы должны касаться главного, существенного в изученном материале. Они должны выполнять стимулирующую, развивающую и побуждающую функцию. Вопрос должен быть доступным, дидактически прост и точен. Учитель подводит итог в конце беседы или по ходу её.

Вопрос №8. Характеристика лекционно-семинарской системы в обучении истории и обществоведению. Планирование материала крупным блоком в рамках лекционно-зачётной системы.

Лекционно-семинарская система имитирует вузовскую.

Чтоб ее использовать учитель должен:

1. подготовиться к лекции, семинару, зачету, дискуссии, консультации, коллоквиуму;

2. уметь организовать учеб. деятельность;

3. уметь управлять учеб. деят-ю;

4. умение самоанализа результатов обучения.

ЛСС – комплекс дидактических условий, который включает формы, методы и средства, обеспечивающие рациональное обучение. Применение ее позволяет быстрыми темпами, качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки материала, используя сдвоенные уроки.

Школьная лекция (ШЛ) – форма организации учебного процесса, кот. ориентирует учащихся на изучение конкретной темы, на усвоение основных событий, связей, гл. идей, т.е. всех видов исторических знаний.

Лекция обеспечивает демонстрацию личного отношения учителя и учащихся к учебному материалу. Главное – правильно расставить акценты. Это – содержание учеб. материала, гл. мыслей, идей, это м.б. формы работы, т.к. ШЛ предполагает активные методы работы детей.

Можно использовать элементы групповой работы, практикума, дискуссии. Выбор акцентов определяется особенностями классов (гуманитар. класс, ест-научный).

ШЛ позволяет: обобщить те явления, в основе которых лежат события, описанные в тексте учебника. ШЛ должна носить проблемный характер.

Цель лекций – создать целостное представление о проблеме или теме.

Условия организации данного урока-лекции:

1. Если учебный материал сложный для самостоятельного обучения.

2. Если учитель использует методику укрупнённых дидактических единиц, т.е. лекционно-зачётную систему на основе крупного блочного планирования.

3. Если необходимо организовать введение в сложную тему (новый материал или совсем не связан с предыдущим материалом).

4. Целесообразно проводить как по одной теме, так и по целому разделу.

5. Проводится как заключительный урок по всему курсу.

6. В форме лекции сообщается система знаний необходимых для решения практических задач (например, проект).

7. При изучении тем на основе межпредметных связей.

8. При изучении материала проблемного характера, когда необходимо установить сложные закономерности изучаемых событий (например, причины распада СССР).

Методические условия проведения лекций:

1). У учителя должен быть чёткий план, он должен быть написан на доске;

2). Изложение учебного материала должно соответствовать пунктам этого плана;

3). В процессе лекций дети должны быть активны. Для этого можно использовать проблемное изложение материала, средства наглядности и технические средства обучения, групповую работу;

4) Учитель должен обучить учащихся умению фиксировать главное содержание лекции в соответствии с планом;

5). У каждой лекции должен быть вывод.

Особенности школьной лекции:

· Учёт возрастных особенностей учащихся, т. е. интерактивная форма работы;

· Лимит времени – 2 урока по 45 минут, либо 1;

· Психологическая атмосфера, педагогическая атмосфера проведения лекции (сотрудничества, взаимного уважения, деловой стиль общения).

Способы создания проблемной ситуации в школе:

1. Постановка перед учащимися теоретических проблем, которые всегда включают в себя противоречия. Построено на фактах, наблюдениях, доказательствах;

§ Создание проблемы путем изложения каких-либо теоретических понятий (Например, модернизация).

2. Путём анализа или обобщения ранее освоенных знаний и умений;

3. Постановка учебных задач и превращение их в противоречия.

Структура урока-лекции с проблемной ситуацией соответствует 4 этапам:

1) Актуализация прошлых ЗУН;

2) Формирование новых ЗУН;

3) Применение новых ЗУН;

4) Домашнее задание;

Особенности организации учебной работы учителя:

1. Содержание лекции ученики в какой-то форме получают: при работе с рабочей тетрадью и с учебным материалом;

Формы содержания лекции:

· Текст с пропущенными фрагментами материала;

· Детям предлагается текст, который является второстепенный по значимости.

· На его основе дети получают домашнее задание;

· Учебный материал может быть предложен в виде таблицы, дети в ходе лекций её заполняют;

· Ученики получают опорный конспект: в нём можно использовать символические знаки, взаимосвязь с прошлыми лекциями и будущими. По нему он восстановит содержание лекции (методика Шаталова).

Типы лекций:

1. Проблемные. В ней моделируются противоречия реальной жизни на основе их представительности в теоретических концепциях. Дети приобретают знания как бы самостоятельно:

2. Лекция-визуализация. Содержит в образной форме рисунки, графики, схемы, презентации. Подача информации с помощью разных знаковых систем;

3. Лекция – вдвоём. Работа двух учителей. 1 учитель историк, другой может быть ученик, коллега, психолог. Основная идея: 2 учителя взаимодействуют между собой на проблемно организованном материале, в это взаимодействие включаются учащиеся. Проблема ставится как за счёт формы, так и содержания;

4. Лекция-пресс-конференция. Её содержание создаётся ситуативно, известна только проблема, а ситуация – вопросы, которые задают ученики, либо учитель, либо ученикам;

5. Лекция-консультация. Близка к лекции-конференции, отвечает на вопросы детей, которые не владеют педагогическими приемами;

6. Лекция-провакация. (с запланированными ошибками). Живая ситуация, которую учитель оперативно оценивает, анализирует и ориентируется в информации;

7. Лекция-диалог. Это лекция, содержание которой подаётся через серию вопросов, на которые они отвечают в ходе лекции. Дети не умеют вести диалог, поэтому мы учим их слышать друг друга. Это дефект восприятия;

8. Лекция с применением игровых методов. Может быть мозговой атаки, ситуационного моделирования, дебаты. Дети сами ставят проблему и сами её пытаются решить.

Семинар – форма занятия, которая предполагает собой групповое сотрудничество учеников и учителя; творческое изучение программы.

На С. знания закрепляются, дети осуществляют самоконтроль.

Условие успеха – домашняя подготовка, самостоятельность мышления ученика.

Недостатки: механическое прослушивание докладов.

Типы С.:

1. изучения нового материала

2. интегрированный

3. комбинированный

4. повторительно-обобщающий

5. контролирующий.

Это форма учебно-познавательной деятельности, которая направлена на то, чтобы дети стали самостоятельным, научились работать с литературой, активно творчески мыслить и действовать.

Особенности семинаров:

· Он предполагает самостоятельную подготовку по заранее известной теме, при этом тема семинара даётся за 2 недели до его проведения;

· Меняются способы организации этапов обучения: домашнее задание может носить опережающий характер и его проверка совпадает с изучением нового материала;

· Изменение функций: дети–информаторы, учитель организатор и регулятор.

Функции семинарского занятия:

  1. Систематизация знаний;
  2. Углубление знаний;
  3. Закрепление умений и навыков;
  4. Контроль за знаниями;
  5. Развитие у учащихся их индивидуальной и групповой работы с целью решения проблемных задач;

6. Применение полученных знаний и приобретение навыков на практике.

Классификация семинаров:

1. По форме организации:

· Групповые;

· Коллективные;

· Фронтальные.

2. По характеру деятельности:

· Научно-познавательные;

· Игровые.

3. По содержанию материала:

· Специализированные;

· Интегрированные.

Методика подготовки и проведения семинаров:

1. Тема даётся за 2 недели. Своевременность информации для детей в плане проведения семинарских занятий. Должны быть известны: срок, тема, цель, план семинара, чтобы дети могли высказать свои предложения.

2. Система подготовки учащихся: подбор основной и дополнительной литературы, проведение консультации, выбор творческой группы, презентация всей информации: «Готовимся к семинару», дети получают инструкцию по алгоритму учебной деятельности (реферат, тезисы, как провести).

3. Дети получают дифференцированное задание, иногда с ролевым компонентом (содержание: докладчик, рецензент, оппонент), группа обеспечивает информационную поддержку.

Проведение семинара:

· Четкость определённой темы и цели семинара;

· Психологическая поддержка учащихся к обсуждению вопросов (настройка на коллективную работу);

· Учитель должен предусмотреть формы и способы поддержания познавательной активности у детей: оценка, рефлексия.

· Деятельность детей и учителя должны быть целесообразной. Функция учителя: коррекция. Учитель краток, его видно быть не должно. Есть дети, которые могут выполнять дублирующую функцию.

· Групповая работа: либо самостоятельно, либо с учителем. Вопросы делятся по группам на разных основаниях. Все вопросы должны быть охвачены. У учителя должен быть список литературы и 50% требуемой информации. Договариваются по оцениванию. В процессе подготовки организуются консультации.

Практикумы.

Задача П. – углубление и расширение полученных на лекции знаний при работе с историческим источником. Используем хрестоматии, учебно-методические комплексы.

У историков это работа с текстами документов или научно-популярной литературой. От учителя требуется подготовка раздаточного материала, вопросы и задания дифференцированного характера.

Проведение самого урока:

1. Тема, цель, задана учебная задача.

2. Работа 20-25 мин.

3. Обсуждение.

4. Оценивание (тетради собираются и тоже оцениваются).

Урок-зачёт.

З. – форма проверки знаний и навыков, полученных на лекциях, семинарах и практикумах. Предусмотрены программой.

По содержанию м.б. классифицированы:

1. развивающие (исследовательский характер)

2. корректирующие

3. контролирующие

По форме организации:

1. устные

2. письменные

3. письменно-устные

4. компьютерные

5. дифференцированные

Методика проведения:

1. ориентированность на ЕГ;

2. при составлении зачетной работы самим учителем необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся класса-учет профиля класса;

3. учет лимита времени.

Варианты проведения зачетного урока в зависимости от типа зачета:

Устный:

А) групповая работа

Б) индивидуальный зачет – есть время урока, либо внеурочное время;

На уроке: только фронтальная работа – индивид. ответ учеников (не менее 3 раз каждый).

Это урок-дискуссия. После урока не допускается(нарушение).

Письменный:

  1. тесты – критерии оценки – 50% правил. ответов – 2; 60-70 % - 3; 80 % - 4; 90 % - 5.

Потом анализ ошибок.

  1. творческие задания. Спец. Сборники: задачники по истории Смирнова; интернет; задания для самостоятельной работы в 2 частях Королькова О.С.

Устный зачет на основе групповой работы (класс делится на группы, назначаются ассистенты, дается список вопросов, ассистенты - от 1 группы к др, ставят оценки)

Главное – какую коррекцию провели после зачета. Пробелы д.б. устранены.

Урок-консультация – дополнительная помощь преподавателя в усвоении предмета, перед итоговым контролем. Цель – разъяснение сложных вопросов темы.

Урок-коллоквиум – беседа преподавателя с учащимися с целью активизации знаний. Особенности в школе – 1. ограниченность по времени; 2. возрастные особенности учащ-ся. Занятия в плотном темпе, быстрая смена видов деят-ти, творческие задания.

Особенности методики

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью “откликаться” на действия ученика и учителя, “вступать” с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Одним из направлений информационных технологий является использование аудио- и видеосредсв.

Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудивизуальных технологиях обучения, в кот. значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.

Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного изучения (обучения на расстоянии).

Можно выделить два направления – самостоятельная презентация учителя и использование готовых программ.

Остановимся сначала на плюсах и минусах урока, к которому учитель сам подбирает и выстраивает материал. Самое поверхностное использование компьютера – иллюстративный материал. Экран освобождает не только от необходимости тащить кучу книг, делать в них закладки, но и экономит время, давая учителю возможность заранее отсортировать изобразительный материал, а также применить “аудиоиллюстрацию” в тех объемах, которые ему удобны.

Компьютер помогает сделать лекцию более продуктивной и научить школьников навыкам конспектирования. Ведь обычно все записи на доске учитель вынужден выполнять в спешке (и, что немаловажно, пока он пишет на доске он не видит класс), а, кроме того, увы не все обладают каллиграфическим почерком.

Особое значение приобретает компьютер при составлении схем и таблиц. Заранее подготовленный пошаговый материал дает возможность задать темп урока и в то же время позволяет вернуться к любому промежуточному построению.

Есть в применении компьютера и минусы. Наиболее существенный – заданность урока, необходимость следовать заранее выработанному плану или, если урок свернул в сторону, отказаться от подготовленного материала. Но это случается и с обычным уроком, когда в ходе урока учитель по тем или иным причинам вынужден перестраиваться. Второй недостаток применения компьютера характерен для всех новых технологий в начале их применения – очень большое время на подготовку к уроку

Ценности, цели и задачи школьных курсов истории – их развитие в историческом контексте. Проблемы воспитывающего обучения на уроках истории и обществоведения на современном этапе. - student2.ru

НЕОБХОДИМОнаучить учащихся не просто читать учебник, а вести диа­лог с автором. Усвоение учебного текста - это прежде всего понимание и запоминание его. Чаще всего учебник разбит на гла­вы, разделы, параграфы. Всякий учебник предваряет вступительная статья автора, ознакомившись с кото­рой, учащийся получает представле­ние о том, как правильно работать с ним. Необходимо научить учащегося умению ориентироваться в содержа­нии учебника, расшифровывать при­веденные в нем условные обозначе­ния, обращать внимание на основные положения, которые, как правило, выделяются особыми шрифтами.

Если в тексте параграфа (главы) содержатся вопросы для самоконтро­ля, то учащийся должен твердо знать, что ответы на эти вопросы являются обязательными, потому что это позво-лит лучше понять (или определить пробелы в понимании учебного мате­риала) и соответственно запомнить необходимую информацию.

Любой учебник содержит иллюст­ративный (рисунки, фотографии, схемы, таблицы, диаграммы и пр.), иногда и справочный материал, по­этому учащийся должен научиться грамотно работать с подобными ма­териалами.

Работу над текстом учебника ус­ловно можно поделить на три этапа: до начала чтения; во время чтения и после чтения. На первом этапе не­обходимо включиться в работу. Работу с учебником надо начинать с осмысления заголовков глав, раз­делов, параграфов, мысленно зада­вая вопросы: «О чем пойдет речь? Что нового можно узнать из этого па­раграфа? Найдется ли подтвержде­ние уже имеющимся знаниям?» и т.д. Такая работа поможет напра­вить дальнейшее изучение текста в нужное русло, определить главные идеи автора. Второй этап работы - «диалог с тек­стом» (по Г.Г. Гранику) предполагает разнообразные умственные действия, в процессе которых должны быть сформулированы вопросы к тексту.

В процессе чтения можно прове­рить, насколько совпадет оригинал текста учебника с предположениями учащихся. Помимо понимания и запоминания текста учебника развиваются способ­ности учащегося, усиливается позна­вательный интерес. Подобное осмыс­ление текста при постоянных трени­ровках станет для него потребностью, превратится в устойчивый навык. При вдумчивом чтении практически авто­матически формируются навыки са­моконтроля - необходимое условие для понимания и запоминания текста. Проверяя свои предположения, уча­щийся контролирует и оценивает соб­ственные знания, умения прогнози­ровать, выстраивать логические це­почки и т. д. Таким образом, второй этап работы с текстом учебника свя­зан с постановкой учащимся вопро­сов, предположительных ответов на них, сравнением своих предположе­ний с авторским текстом.

Один из вопросов, который уча­щийся должен задавать себе во вре­мя чтения: все ли мне понятно? Не­понимание даже незначительной ча­сти текста не позволит усвоить ни данный материал, ни последующий

Третий этап работы с учебником -выделение в изучаемом материале главного, составление плана работы с текстом. Для эффективного и быс­трого восприятия изучаемой темы лучше всего сначала составить крат­кий план, а затем - развернутый (сво­его рода шпаргалку), после этого оп­ределить суть, главную мысль пара­графа (главы). Заучивать следует лишь правила, определения, форму­лировки. Не следует, разумеется, иг­норировать практические упражне­ния — чем больше их выполнено, тем легче воспринимается и запоминает­ся информация.

Как же научить учащихся выделять в тексте учебника главное? Предла­гаем простой алгоритм: прочтение и осмысление текста; выяснение непонятных фрагментов; разделение тек­ста на завершенные смысловые час­ти; выявление в каждой из них клю­чевых слов (фраз); определение ос­новной идеи текста. Если содержа­щаяся в тексте информация сопро­вождается рисунками, схемами, таб­лицами и пр.), то процесс его усвое­ния заметно упрощается, т. к., с од­ной стороны, в процесс восприятия включается зрение, а с другой, - зна­ковые модели, как правило, несущие в предлагаемой информации глав­ную мысль

Обязателен контроль, самоконт­роль и взаимоконтроль за изучением какой-либо темы. Контрольные воп­росы составляются так, чтобы можно было выявить уровень усвоения уча­щимися учебного материала. Можно посоветовать учащимся пересказы­вать текст по составленному ими пла­ну. Чтобы у них не было соблазна механически запоминать, зубрить текст, надо составлять контрольные вопросы так, чтобы ответы на них уча­щийся формулировал, не цитируя учебник, а творчески и самостоятель­но.

12. Специфика исторического познания школьников. Система исторических знаний учащихся средний школы. Методические приемы и средства формирования исторических представлений, понятий, понимания законов и закономерностей общественного развития чащимися. Ценности, цели и задачи школьных курсов истории – их развитие в историческом контексте. Проблемы воспитывающего обучения на уроках истории и обществоведения на современном этапе. - student2.ru

Ценности, цели и задачи школьных курсов истории – их развитие в историческом контексте. Проблемы воспитывающего обучения на уроках истории и обществоведения на современном этапе. - student2.ru

Внеурочная работа

Внеурочная работа ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой,

готовить сообщения и доклады, выступать с ними. Открываются возможности для Формирования интеллектуальных умений школьников в результате их исследовательских изысканий в архивах, музеях, библиотеках.

Внеклассная работа носит добровольный характер, неограниченна временем, способствует развитию познавательный способностей и наклонностей учеников.

В осуществлении внеурочной деятельности можно выделить два направления:

а) расширение исторических знаний, приобретаемых на уроках

б) получение новых знаний краеведческого характера

Второе направление связано с "оживлением" исторического материала путей ознакомления с историей родного края; изучение истории города, улиц, зданий; культурного прошлого родного края.

По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года исследовательская работа, работа музея) и эпизодические походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски

исторических газет, предметная неделя

ОСНОВНЬЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Массовая

Групповая

Индивидуальная

Исторические вечера, Лекции Беседы Исторические Экскурсии Викторины Конкурсы Олимпиады Конференции просмотр фильмов 'Неделя истории в школе

Исторический кружок Исторический клуб Походы Экспедиции Выпуск газет Лектории Факультативы

Чтение исторической литературы Посещение архива Работа в музее Написание рефератов Выполнение творческих заданий

18. современная структура историко-обществоведческого образования. Нац-рег компонент.

27.07.2007 закон об обр-ии: переход на федеральный компонент гос стандарта- в каком классе какие курсы и в каком количестве изучаются

5 кл история древнего мира 68часов

6 кл история ср веков и история России (до к.15 в.) 35+35 (68 часов)

7 кл нов история (15-18 вв.) и России (15-18 вв.) (35+35)

8 кл 19 век 68 часов (35+35)

9 кл Новейш история 35 часов, Россия 70 часов

10 кл на базовом уровне Всеобщ история 1ч/нед, Россия 1ч/нед, Обществознание 2ч/нед

11 кл=10 кл в гуманит кл Всемирная 1ч/нед, Россия 3ч, Общество в 10 2ч/нед, в 11 кл – 3ч

Нац-рег компонент в нашем регионе – Родная история (Иткин) в 4 кл. но у щкол нет на это часов

7 кл – 1 час краеведения

8-9 кл вопросы по истории края входят в содержание программы

C 1.09.2007 в законе об образовании 2 изменения: вводится ЕГЭ (обязат. с 2009), обязательное 11 лет образование

График перехода:

2005/6 – 1,5,10 кл

2006/7 – 2,6,11 кл

2007/8 – 3,7

2008/9 – 4,8

2009/10 – 10

профильный класс: 10 кл Россия 3ч, Всеобщая 1 ч, Общество 2 ч

11 кл: Росся 3 ч, Всеобщая 2 ч, Общество 3 ч

Ценности, цели и задачи школьных курсов истории – их развитие в историческом контексте. Проблемы воспитывающего обучения на уроках истории и обществоведения на современном этапе.

Зачем современным детям нужен предмет «история»?

  1. История России – патриотизм, любовь к стране. Каждый гражданин должен знать хоть какие- то моменты своей истории.
  2. Опыт прошлого позволяет влиять на настоящее, добиваясь положительного результата
  3. Прививает культуру.
  4. Воспитание человека, гражданина, личности.
  5. Формируется позиция человека, его отношение к миру, мировоззрение.

Задачи исторического образования:

  1. Ценности:

-убеждения

- толерантность

- мультикультурность

- солидарность

- гуманизм

2. Умения:

- критическое мышление

- правильное понимание политики государства

- анализ исторических фактов

- применение знаний на практике

- оценка исторических фактов

- синтез

Типы преподавателей:

  1. Формальный преподаватель (проходят программу).
  2. Учитель репетитор.
  3. Преподаватель, цель которого – научить критически мыслить, дать основу для саморазвития, создать свою систему ценностей – учителя- творцы.

Учитель- профессионал должен соответствовать всем трем этим типам.

Направления модернизации исторического образования:

  1. Патриотическое образование.
  2. Историческое мышление.
  3. Воспитательные функции в целом.
  4. Изучать историю России в концепции мировой истории.
  5. Формирование системы знаний об обществе в целом.

3. Ценности, цели и задачи школьных курсов истории – их развитие в историческом контексте. Проблемы воспитывающего обучения на уроках истории и обществоведения на современном этапе.

Образование – единство обучения и воспитания. Оно включает триединую дидактическую цель: развивающую, учебную, воспитательную. Они решаются на уроке и через внеурочные формы обучения. Что входит в понятие учебной, воспитательной и развивающей цели:

1. Достижение учебной цели. Ученик должен знать в конце урока определённую информацию.

2. Развивающая цель. В конце урока он должен уметь применить определённые знания.

3. Что должна преследовать воспитывающая цель сейчас идёт дискуссия.

Цели исторического образования: в каком соотношении должны быть эти задачи; должен ли воспитывать урок истории; если «да», то какие качества, какое ценностное отношение к самому себе, другим людям, окружающему миру? На что тогда должны быть направлены ценности? Что они должны воспитывать? В зависимости от конкретного этапа эти ценности и цели менялись. Сейчас российское общество перестраивается, переосмысливает свои ценности и цели. Эти перемены влекут за собой демократизацию в образовательной сфере. Ситуация сегодняшнего для очевидна: воспитание обретает характер стратегической проблемы государственного значения и школа сейчас, может быть, единственный оплот, который держит мощную «круговую оборону» против новых «идеалов», сводящихся к всесторонней реализации сексуально-финансовых инстинктов и агрессивной сытости. Учителя оказались один на один с этой сложной проблемой. И школа, несмотря на все препоны, чинимые ей, продолжает искать формы и методы воспитания - сама, без серьёзной научно-методологической помощи. Именно школа призвана воспитывать и образовывать молодое поколение россиян, подготавливать будущее страны. Для этого особое внимание в школах нужно уделять гуманитарным (обществоведческим) дисциплинам. Ведь именно они наполнены гуманистическим содержанием, отражают как фундаментальные ценности всех цивилизаций, так и традиции и особые черты российской. Поэтому актуальность курса истории и обществознания в связи с происходящим в обществе коренными изменениями чрезвычайно велика. Современное состояние всех сфер российского общества – экономики, социальной жизни, политических отношений и культуры – показывает неэффективность некритического копирования (заимствования) западных ценностей и опыта. Это происходит благодаря ломке и забвению отечественных традиций. А этого делать нельзя. Общедемократические ценности должны гармонично сочетаться с отечественными традициями. Именно тогда, российское общество будет воспринимать эти ценности не как нечто навязанное, а своё. В связи с этим общей целью исторического образования учащихся является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности учащихся на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры, воспитание гражданина и патриота Отечества.

Серьёзное внимание к целям и содержанию образования в целом характеризуется для всех периодов развития педагогической мысли и науки в России. Однако можно отметить сложившуюся историческую закономерность: актуализация проблем целей и содержания образования до общесоциального уровня возникает в те исторические эпохи, когда в обществе возникают глобальные социальные противоречия. Наиболее показательные с этой точки зрения периоды реформ 1860-х гг., Октябрьская революция 1917 г.ода, становление советской государственности в 1930-х гг., реформирование этой государственности в 1960-е гг. Подтверждением данной тенденции являются и 1990-е гг.

Педагогическая наука добилась определённых результатов в осмыслении проблем целеполагания содержания образования. Однако анализ нормативных документов, новой учебной литературы показывает, что содержание образования нередко продолжает строиться на уровне интуиции и собственного профессионального преподавательского опыта разработчиков содержания предметных отраслей. Пока в России утверждена новая формула развития образования: увеличение количества реформ обратно пропорционально их результативности. Для разработки современной системы образования нашему государству необходимо создать целостное видение. Сейчас популярна концепция воспитывающего обучения Гербера.

Вопрос №5. Урок как основная форма обучения истории. Тип, вид и структура урока. Требования к современному уроку.

Урок– это организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения.

Структура урока – последовательность, составляющих его элементов или этапов урока.

Тип урока – определяется его основной дидактической целью.

Вид урока определяется методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, главным источником знаний на данном уроке.

Современный урок делится на две большие категории: традиционный и нетрадиционный. К числу традиционных уроков относят 4 типа уроков:

· Комбинированный;

· Объяснения нового материала;

· Повторительно-обобщающий;

· Урок проверки знаний.

Критерий традиционного урока: возраст детей с их познавательными особенностями, специфические методы активного обучения. Для 5-7 класса используется игровая деятельность. В ней сочетается активность учащихся и обучающая роль учителя. У подростков: лекционно-зачётная система, в которой последовательно мы используем урок-лекцию, урок-практику, урок-семинар, урок-зачёт. Основной способ планирования таких уроков – крупные блоки. Основная дидактическая единица – тема, которая реализуется на многих уроках.

Нетрадиционные виды уроков:

a. Уроки-концерты, спектакли, литературно-исторические салоны, путешествия, экскурсии в музей, турниры, базары.

b. Брифинги, пресс-конференции, симпозиумы, презентации, съезды, телемосты, круглые столы, аукционы.

c. Урок с использованием кинофрагментов, теле-, видео и медео уроки.

d. Урок самоопределения или самореализации

e. Урок исторический портрет, суд ,знакомство.

f. Урок дискуссия, дебаты, проблемных поисков, интеллектуальных раздумий.

g. Модульный урок – возник в системе модульного подхода к обучению. Идея заключается в том, что организована самостоятельная работа учащихся по теме (10 часов). Модуль – целевой функциональный узел, т. е. учащийся получает задание по теме и выполняет его самостоятельно, следовательно, свой индивидуальный темп в процессе взаимообучения.

Таким образом, нетрадиционные виды уроков могут быть использованы в различных классах.

Методы обучения на традиционном и нетрадиционном уроке.

Методы бывают: традиционные и нетрадиционные.

Традиционные: словесный, наглядный, практический. Они лежат в основе нетрадиционных методов. Здесь учитель основной источник знаний.

Нетрадиционные методы (по классификации Лернера): объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, поисковый (проблемный), исследовательский. Особенность: позволяют организовать активную познавательную деятельность учащегося на уроке. Учитель в роли

Наши рекомендации