Провести сравнительный анализ ресурсов учебников по Истории России по реализации принципов ФГОС и нового Историко-культурного стандарта.

Пример:

Позиции для сравнения Концентрическая система Линейная система
Учебник / параграф Учебник. 6 класс. «История России с древнейших времен до конца XVI века» А.А. Данилова и Л.Г Косулиной. Пар 24. «Внешняя политика Ивана IV» Учебник (Изд-во «Просвещение»). 7 класс. «История России». Часть 1. Пар 7-8. «Внешняя политика России во второй половине XVI века»
Исторические персоналии (в соответствии с ИКС) В содержании текста практически нет большинства необходимых персоналией Представлены конкретные имена лидеров, управлявших теми или иными землями, что указывает на увеличении роли отдельных личностей в истории, позволяет проводить исторические параллели представителей конкретной эпохи, например Иван Грозный – Сулейман Великолепный, Ермак Тимофеевич Френсис Дрейк, (важный аспект при подготовке к ЕГЭ).
Концентрическая система Линейная система
Учебник / параграф Учебник. 6 класс. «История России с древнейших времен до конца XVI века» А.А. Данилова и Л.Г Косулиной. Пар 21. «Российское государство в конце 15 начале 16 веков» Учебник (Изд-во «Просвещение»). 7 класс. «История России». Часть 1. Пар 1. «Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий»
Рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире История России рассматривается обособленно от мировой истории. Проводится параллельное рассмотрение ВГО европейских государств и открытия российских путешественников. Выявляются причины низкой активности России в сфере открытия новых территорий в заданный период.
сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю Представлена лишь история развития Российского государства без учета региональной. Содержится рассмотрение истории народов живших на территории России и регионов их проживания. Повышает интерес учащихся к региональной истории и несет мысль о исторически многонациональной России
Патриотическая основа    
Отражение принципа научности, определяющего соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований Не отражает принцип научности. Реализуется принцип научности. Содержание раскрывает причинно-следственные связи явлений, процессов, событий. Задания к параграфам подкрепляются выдержками из работ профессиональных историков.
Многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств Содержание концентрирует внимание исключительно на истории России История Россия представлена как часть мировой истории с учетом специфики. Присутствуют элементы региональной истории как важной части понятия становления страны.
Исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла Не реализует исторический подход Присутствует реализация исторического подхода к материалу.
Антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого Игнорируется антропологический подход Присутствуют элементы антропологического подхода при изучении определенного временного промежутка.
Историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Отсутствуют элементы историко-культурного подхода Отсутствуют элементы историко-культурного подхода
Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся    
Развитие личности ребёнка на основе освоения универсальных учебных действий, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию Отсутствуют развивающие элементы. Содержание и задания параграфа способствуют развитию познавательных, регулятивных и личностных УУД
Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося    
Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения в России гражданского общества на основе толерантности и диалога культур Отсутствуют средства развития личностных качеств Присутствуют задания развивающие самостоятельность, логическое мышление, способность к самообразованию.
Наличие целеполагания / мотивация на активную, деятельностную позицию Средства мотивации отсутствуют. В начале параграфа присутствуют вопросы по актуализации изученного материала настраивающие учащихся на дальнейшую работу.
Реализация творческого потенциала учеников / возможности исследовательской, проектной деятельности Возможности для исследовательской деятельности отсутствуют. Присутствуют задания для проектной исследовательской деятельности учеников.
Качество иллюстративного материала Присутствуют качественные иллюстрации Присутствуют качественные иллюстрации
Исторические персоналии (в соответствии с ИКС)    
Работа с картой Присутствуют задания по работе с картой. Присутствуют задания по работе с картой.

Наши рекомендации