Вопрос. Методика обучения истории в начале XX века
Педагоги этого периода стремились строить уроки, которые бы стимулировали познавательную деятельность учеников, формировали у них потребность к знаниям.Одни видели это в наглядности, другие в работе над докладами и рефератами, третьи предпочитали трудовой метод обучения. При изучении курса старались создать конкретные образы. Для этого использовали карты и картины, книги для чтения с иллюстрациями. Проводились экскурсии, привлекали краеведческий материал. Вырабатывалось умение самостоятельно работать. Распространен был метод вопросов и планов. Их составлял учитель и давал для домашней работы. Максимум внимания работе с учебником. Учили правильно читать текст, составлять план прочитанного. Из учебника выписывали имена, даты, понятия, обьясняли их, повторяли пройденное во взаимосвязи с изученным. Наряду со старыми используются новые методы. Это- реальный, лабораторный, драматизации. Это работа на основе исторических источников. Н.Рожков и М.Покровский подбирали тексты в зависимости их доступности и интереса учеников. Учебник предлагали заменить кратким конспектом. Кулжинский Я. предложил метод документации – специально подобранные документы хрестоматии привлекались для иллюстрации текста учебника. У учеников формировалось умение делать заключения на основе многообразия фактов. Н.Рожков и С.Фарфоровский предложили познавательную деятельность ученика приблизить к методам исследования исторической науки, на изучении первоисточников.
Лабораторный метод основан на самостоятельной работе учеников с историческими документами, иллюстративным материалом и научно-популярной литературой.
А.Гартвиг заменил обычные уроки чтением рефератов уч-ся и беседами по их разбору.
Учитель руководил самостоятельной работой уч-ся. Считал, что основательно надо знать только те вопросы, которые имеют существенное значение в истории, главное в самостоятельной работе. Он автор метода драматизации - небольших драматических постановок учеников.
Б.Влахопулов и Н.Покотило видели основной способ привития уч-ся навыков самостоятельной работы в составлении рефератов. Работа разбивалась на этапы. Сначала читали статью, вникали в содержание, разбивали текст на части, выделяли главную мысль. Потом составляли конспект, не отступая от фраз автора.
М.Коваленский воспринимал иначе. В его системе сочеталось изучение в той или иной последовательности различных средств обучения: науч.-популярной литературы, наглядных пособий, книг для чтения, специально подготовленного учебника. Итогом работы должны стать краткие письменные отчеты уч-ся по всем изученным темам курса.
6 вопрос. Школьное историческое образование в 1917 – начале 30-х годов XX века.
В конце 19 нач. 20 века в стране развивался капитализм и формировался пролетариат, было открыто много частных школ в СПб и в Москве. Появились различные направления в общественно-политической педагогической мысли в России:
1. ЛИБЕРАЛЬНОЕ направление в развитии школьного исторического образования (Виноградов, Кореев, Платонов)
По их мнению, исторический курс должен излагать не только фактологический материал, но и показать их значение и причинно-следственные связи, Последовательно расставить концепцию исторического процесса в процессе истории. Усвоение такого материала требовало от учащихся активизации мыслительной деятельности. Самое главное-рассуждается изложение. Корнеев пропагандировал метод эвристики (беседа с учениками, в ходе которого они делают открытие), т.о. преподавая, приучает к логическим приемам анализа, синтеза, дедукции, индукции, обобщения и сравнения.
Корнеев составил ряд учебников.
2. РАДИКАЛЬНОЕ направление в развитии школьного исторического образования. (Покровский, Рожков, Коваленский, Виппер)
- освоение школьниками фактического знания и материалистического понимания;
- уделяли особое внимание экономике и привлечению различных исторических источников.
-были введении возрастные особенности
- обращали внимание на наглядность препод-ия истории
- появились настенные карты, методические публикации.
Общие итоги развития методол-го обучения истории к 1917 году:
Научная лабораторией была школа, был разработан преемственно к различным целям и содержаниям обучение истории, богатый ассортимент приемов работы учителя и слабее приемы учебной деятельности учащихся. Предложены были и целые методические системы объединение общей пед-ой идеей