Лекция № 7 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ Результаты обучения истории, способы оценивания.

Есть 2 типа знаний и 2 способа их диагностики и оценивания знаний. Есть формализованные или объективированные знания, и неформализованные или субъективированные знания. Неформализованные знания требуют различных подходов к их оцениванию. Есть разные способы выставления оценок за эти знания. Творчески-образные задания. Каким образом их оценивать? Критерии оценки: 1) Историческая достоверность творческого рассказа. 2) Содержательность изложения, привязанность к заданной теме и сюжету. Надо смотреть, чтобы школьник не отвлекался от темы. 3) Яркость, эмоциональность и оригинальность изложения. 4) Идентификация себя с героем, от имени которого ведется рассказ. 5) Умелое использование предложенных и дополнительных приемов творческой реконструкции, образом исторического прошлого. 6) Целостность, логичность и завершенность изложения. Д.б. вступление, основная часть, заключительная часть, выводы. 7) Характер и количество источников литературы, использованных в работе. Критерии оценки образного задания: 1) Историческая достоверность рассказа. Точность воспроизведения, правильность дат, событий. 2) Содержательность изложения. 3) Яркость, эмоциональность, образность изложения. 4) Целостность, логичность и завершенность изложения. Логические задания с вариантами и без вариантов ответа. Отличительной особенностью проблемных заданий является то, что они не содержат исходной информации, и не указывают точные способы решения. Проблемные задания предусматривают творческую деятельность учащихся или способность находить оригинальный способ для решения новых задач. Эссе – это жанр философской литературно-критической прозы, сочетающий подчеркнуто-индивидуальную позицию автора, с непринужденным, часто парадоксальным изложением (но адекватным), ориентированным на разговорную речь. В эссе упор делается на формулирование учеником собственного мнения по поводу тех или иных фактов прошлого, либо оценочных суждений других людей. Вопросы для написания эссе можно взять легко из головы. Например: как вы считаете, уместно ли сравнить русско-японскую войну 1904-1905 годов с Крымской войной 1853-56 года. Нельзя ответить односложно: да или нет. Необходимо дать развернутый ответ, привести различные аргументы, доказательства. Эссе должно содержать исторические факты, а не общие рассуждения. Нужно дать ученикам примерный объем. Например сказать, что эссе должно быть на страницу, на лист. Пример задания: Согласны ли вы с мнением американского президента Буша, что холодная война закончилась в 1991 году, и победу в ней одержали США? Необходимо дать утверждение: да или нет, а затем дать аргументацию, перечислить факты, закономерности, события. В эссе должна быть собственная позиция. Но не из пальца высосанная. Критерии оценки эссе: 1) Понимание учащимися главной мысли задания и ее развитие в своей творческой работе. 2) Количество и качество аргументов в защиту определенной точки зрения. 3) Ясное выражение собственной позиции. 4) Круг источников информации, использованных в эссе. Эссе можно давать и на дом, можно взять энциклопедию, множество других источников информации. 5) Целостность, логичность и завершенность работы. 6) Оригинальность стиля, формы, языка изложения. Чтобы не было косноязычия. Необходимо учитывать позицию автора. За это повышать оценку. Написанием эссе не следует злоупотреблять, но желательно выставлять за эссе положительные оценки, чтобы стимулировать творческую активность учеников.


ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ИСТОРИИ, КОНСПЕКТ и ПЛАН УРОКА, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В некоторых школах требуют обязательное написание учителем плана урока перед уроком. Во время педагогической практики вы должны будете составлять планы уроков, и потом присоединить их к отчету за практику. Подготовка к уроку начинается с изучения учителем государственного стандарта и программ для всех классов. Госстандарт есть в школе. Это необходимый перечень вопросов, которые необходимо пройти. Программы могут меняться в зависимости от учебников, тем. Поэтому лучше всего программы доставать в Университете педагогического мастерства, который находится в районе Владимирской в районе Пяти углов. На основе Госстандарта учитель выявляет систему фактов и понятий, изучение которых будет происходить в течение года. В дальнейшем преподаватель прослеживает как эта система тем отражена в школьных учебниках. В Госстандарте темы могут идти в одной последовательности, а в учебнике в другой. Некоторые темы могут отсутствовать. Т.е. учебники не всегда соответствуют Госстандарту. Хороших учебников нет вообще. Обычно количество тем в учебнике превосходит Госстандарт. Поэтому иногда необходимо какие-то темы объединять, какие-то вообще опускать. Необходимо составить тематическое планирование уроков. Нужно составить собственное планирование, где будут перечислены те темы, которые будут изучаться в течение года: последовательность тем, расположение повторительно-обобщающих уроков. Т.е. план должен быть составлен в соответствии с учебником и Госстандартом. Часто в школах требуют тематическое планирование от учителя в виде таблицы: № урока название темы, разделы количество часов Указывается и название учебника или учебников в рамках изучения раздела. В вузах сейчас тоже требуется составление программ. На основе тематического планирования составляются поурочные планы. Преподавание истории включает в себя 1) подготовку к уроку учителя, т.е. составление плана-конспекта, 2) деятельность учителя и учащихся в школе, т.е. реализация плана на практике, 3) анализ качества и эффективности учебной работы. Существует перечень функций подготовки к уроку. Они нигде не прописаны, но подразумеваются. 1 функция. Гностическая. Включает в себя: 1) осмысление содержания учебного материала учителем. 2) Формулирует дидактическую цель. Иногда в школах устраиваются педагогические советы. На них обсуждаются такие теоретические вопросы. 3) Определение типа урока. 4) Выявление структуры урока. В рамках Гностической функции учитель выбирает источники знаний. Это текст учебника, рассказ или лекция учителя, документ, учебная картина, учебный телевизионный фильм. Сюда же относится анализ домашнего задания, подготовка вопросов домашнего задания. 2 функция. Конструирующая, подразумевает анализ особенностей состава учеников конкретного класса. Я бы включил анализ расположения урока в течение конкретного дня. Если урок по истории последний, то вы сами можете представить состояние учеников. Если это 7й урок, значит ученики уже устали. Также нужно учитывать, какой предшествующий урок был, например, если до этого была физкультура, то состояние учеников на подъеме. Или до этого был отменен урок, на котором они ничего не делали, потому что учитель заболел. И они уже расхолодились и не настроены работать дальше. Конструирующая функция подразумевает определение доминирующего характера деятельности учеников, уровни познания. Самый простой уровень познания – воспроизводящий, когда ученик воспроизводит сказанное учителем на уроке. Либо дословно повторяет, либо со своими дополнениями. Преобразующий уровень. Когда ученик делает что-то сам. Например ученик послушав лекцию, оставляет план, конспектирует. Творческо-поисковый уровень. Когда ученик анализирует документы и делает самостоятельные выводы. Учитель должен определить, что будет в течение конкретного урока происходить, сочетание различных уровней познания, как будет сконструирован урок: сочетание различных уровней познания, где будет изложение нового материала, где будет расположено домашнее задание, где поисковые моменты. Нужно продумать структуру урока с учетом познавательных возможностей данного класса. В школах обычно «А» самый сильный класс. А чем дальше, тем хуже. Для класса «А» нужно продумывать более сложные задания, для классов уровня «Б» попроще. Но и внутри класса есть более способные ученики и отстающие. Это надо учитывать в рамках построения урока. Если вы ведете уроки в нескольких классах, то можете составить план урока для одного класса, а затем менять структурные звенья. Подразумевается, что для каждого класса составляется свой собственный план урока. Но проще составить один план, а затем варьировать, упрощать изложение материала. Нужно продумать, когда будет опрос, когда будет повторение, что задать на дом? 3 функция. Организационная. Подразумевает как учитель продумывает начало урока, обращение к ученикам. Чем ученики будет заниматься на уроке? Как организовать класс вообще? Какие дать познавательные задания, как можно развеселить класс, анекдот рассказать, но связанный с темой урока. Потому что можете быть уверены, что обо всем будет известно директору. Дети всегда рассказывают родителям, ученикам других классов, администрации. Важно и за внешним видом своим следить. 4 функция. Информативная или излагающая. Касается учебного содержания урока. Какие приемы изложения будут на уроке? Описание, сравнение… Как излагать учебный материал в рамках данного урока. Какие будут использованы средства обучения, носители информации? Карты, картины, фильм. Разрабатывая содержание, учитель определяет материал: основной и дополнительный. Что важно, а что можно упустить. В какой форме дать материал, в каком объеме. На уроке учитель не пересказывает материал учебника, смысла в этом нет. Надо изложить главные вещи, основные. Разложить по полочкам, разжевать. Важно как образно красочно подать материал, чтобы основные факты укоренились в сознании хотя бы до следующего урока. Как будет проходить работа по иллюстрациям, по синхронистическим таблицам. 5 функция. Контрольно-учетная. Продумывание того, как будет осуществляться проверка, закрепление знаний, оценка знаний. Например 4 ошибки на тест – это «2». Потому что ученики всегда спрашивают: а если будет 1 ошибка, что вы поставите? а если 2 ошибки? Поэтому нужно сразу сказать критерии оценки. В целом критерием оценки знаний является объективность, всесторонность и гласность. Структурно-функциональный анализ изучаемого материала. Этот анализ используется при подготовке к уроку. Когда вы информацию, исторический материал можете изложить в определенную структуру. Структурализм появился в начале 20 века как философское течение. Структурный метод применяется и в отборе материала урока и в построении самого урока. Это очень эффективно. Когда вы знаете структуру урока, исторической информации, вы можете легко этой структурой пользоваться, менять какие-то звенья. Структурный анализ – это логическая обработка содержания урока учителем, выделение из его содержания главных исторических фактов, теоретических положений и вытекающих из анализа фактов теоретических выводов и обобщений. Вообще структура есть во всем. Всю информацию нужно укладывать в определенные структуры, тогда ее гораздо проще изучать. Функциональный анализ – это определение образовательных, воспитательных и развивающих возможностей, выделенных при структурном анализе положений и выводов. Образно говоря, структурный анализ отвечает на вопрос: что именно взять, т.е. основные факты; а функциональный анализ отвечает на вопрос: для чего это надо? что с помощью этих фактов и положений можно донести до учеников? Т.е. ради чего все это делается? Основное содержание урока – это главные исторические факты, воссоздание картины событий, имеющие определяющее значение в развитии исторического процесса. Из анализа главных фактов вытекают основные выводы и обобщения. Например, ваша курсовая работа имеет структуру: введение, постановка задачи исследования, анализ историографии и источников; основное содержание – раскрытие главной темы, в виде глав, подглав; заключение, выводы, список литературы. То же самое и структура в отборе материалов, отделение главных фактов от второстепенных, последовательность изложения. Не обязательно главные факты должны нести в себе большое теоретическое содержание. Главные факты ценны своей образностью и яркостью. Школьники не воспринимают сухую теоретическую информацию. История касается людей, поэтому лучше вести эмоциональное изложение, а не сухое. Если вам будет «по барабану», то школьникам тем более. Т.е. должна чувствоваться ваша заинтересованность. Помимо главных, привлекаются и неглавные исторические факты, картографические и хронологические сведения. Надо иметь в виду, что фактический материал, в зависимости от возраста может изучаться на эмпирическом (опытном) и теоретическом уровнях. При подготовке учителя к уроку истории важную роль отводят определению цели урока. Эти цели прописываются для каждого урока, для каждой темы. Цель – это мысленное предвосхищение результата деятельности. Какие цели бывают? Общеобразовательная, воспитательная и развивающая. При определении целей исходят из общепризнанного представления о ценностях, а также цели изучения истории. Цели бывают разные, могут быть глобальными, среднего диапазона действия и короткие, рассчитанные на каждый урок. В плане учитель записывает тему и цель урока. 1) Общеобразовательная цель подразумевает какие важнейшие знания формируются. Какие знания вы готовы передать ученикам. Что самое главное из содержания урока должны усвоить ученики? Повторение, закрепление, углубление знаний. 2) Воспитательные цели: каков вклад урока в воспитание нравственных, эстетических качеств личности: доброта, честность, целеустремленность, патриотизм, открытость. 3) Развивающая цель. Какие умения развиваются на основе оперирования материалом? Что необходимо развить? Например, научить составлять план, научить в логической последовательности изучать материал, формулировать вопросы и выводы. Цели могут повторяться, но полностью они не должны совпадать. Если вы в течение 10 тем пишете одни и те же воспитательные и развивающие цели, то к вам могут возникнуть серьезные вопросы. Для каждого конкретного урока должны быть свои воспитательные и развивающие цели. План-конспект урока: Он необходим на начальном этапе преподавательской деятельности учителя. Конспект нужен при подготовке к уроку, так как работа над ним помогает организовать учебный материал в его логической последовательности. Можно записывать план-конспект в тетрадь 48 листов. Можно на листы формата А-4. Конспект урока – это модель сценария урока. При составлении конспекта учитель выясняет, нужны ли ему проверка знаний и умений на уроке, изучение нового материала, закрепление, повторение, задание на дом, какова последовательность и расположение этих звеньев, сколько времени отводится на каждый этап. Это сценарий урока. Решение о методах и приемах работы учитель выбирает только после отбора содержания и планирования задач с учетом специфики класса и своего стиля работы. Учитель также учитывает состояние учеников, их возможное настроение, работоспособность, возможности кабинета истории, имеющееся время. Это все продумывается заранее, но для каждого класса рекомендуется составлять свой конспект. Надо иметь в виду, что наибольший объем информации усваивается в самом начале урока, первые 15 минут. Поэтому советуют давать изложение новой темы в начале урока. В конспекте учитель формулирует вопросы для опроса, записывает переход к началу изложения нового материала, выводы, формулировки, обобщения. Методика урока. Каким образом составляется план-конспект урока? Урок № ___. Тема урока: «_____». Цели урока. Обычно 3 цели: общеобразовательная:____ воспитательные цели _____, ____, ____ развивающие цели ______ Перечень оборудования: учебник, контурная карта, атлас, учебная картина, слайды с диапроекором, телевизор, учебный фильм. Содержание учебного материала. Вам надо определиться, когда будет проведена проверка домашнего задания: в начале урока или в конце. Проверка домашнего задания: вопросы…., устные или письменные, задания… Записывается, какой вид опроса будет: фронтальный, индивидуальный, смешанный, групповой. После проверки д/з план новой темы: I. Название общей темы. 1) ___ 2) ____ 3) ____ Смысловые цепочки. Основные даты. Не надо пересказывать весь параграф, а основные самые главные вещи, ссылки на страницы учебника, документа, цитаты. Ваш рассказ должен быть не более 20 минут. Т.к. весь урок занимает 40 минут. Вывод: обязательно должен быть, так как ученики могут не запомнить, о чем говорилось на уроке. Лучше всего вывод продиктовать, чтобы записали. Домашнее задание: параграф такой-то. Дать вопросы, на которые они должны будут знать ответы к следующему уроку. Пример плана-конспекта урока. Это реальный план. Урок 14. Тема: расцвет Киевской Руси и ее культура. Цели урока: Образовательная: на конкретном материале показать, что культура развивается со всей жизнь общества. Воспитательная: нравственно-эстетическая. Привить любовь к истории русской культуры, воспитать чувство прекрасного. Развивающая: используя рисунки главы 3 учебника, дать характеристику памятников культуры. Опираясь на материал главы 3, оценит значение Киевской Руси в истории нашей родины. Основные вопросы изучения нового материала: Русский город 11-12 веков. Зодчество, художественное ремесло, устное народное творчество, летописи. Культура ___ дано определение. План изложения материала. Беседа о развитии ремесла, живописи, архитектуры, работа с иллюстрациями учебника. Вопросы к классу: Что собой представляла культура Древней Руси? Каковы достижения материальной и духовной культуры древнерусской народности? Кто являлся основным творцом высокой древнерусской культуры? Вывод: историческое значение древнерусской культуры: 5 пунктов. Д/з. Есть более подробные развернутые планы-конспекты урока. на 10 страниц. Полный конспект урока обычно нужен при проведении открытых уроков. В идеале к каждому уроку нужно составлять конспект. Например: Тема «Победа русского флота в окончании Северной войны». Класс__, программа в соответствии с Госстандартом____ , учебник ______ , тип урока: комбинированный. Цели урока: образовательные: Установить, какое значение имели победы русского флота для исхода Северной войны? Рассмотреть условия заключения мирного договора в Ништадте. Выяснить, какое значение имели итоги Северной войны для дальнейшего развития России? Выяснить обстоятельства, ход и результаты каспийского похода. Воспитательные: на основе просмотренного диафильма «Сражение при Гангуте» вызвать чувство гордости за победы русского флота и чувство уважения к таланту русских полководцев. Развивающие: продолжить работы с учащимися по формированию умений работы с картой, анализировать сражение по плану, прослеживать причинно-следственные связи и формулировать и излагать точку зрения. Оборудование: диафильм «Сражение при Гангуте», карты ___, ____ иллюстрации в учебниках: стр. 201, гравюра ______…. литература: Тарле «Северная война», Павленко «Петр 1».



Наши рекомендации