Сознательное овладение навыками письма
Всякий навык формируется и закрепляется в процессе упражнений. Они должны быть организованы так, чтобы каждодневное упражнение отрабатывало и закрепляло навык письма. Поэтому упражнения только тогда будут совершенствовать навык письма, когда они будут осуществляться осознанно. Учитель, предъявляя учащимся требования к письму, разъясняет, почему они должны писать наклонно, без нажима, безотрывно. Часть наиболее важных требований формулируется как правила письма, например:
1. Надо писать с наклоном.
2. Надо писать легко, не нажимая на ручку.
3. Слог следует писать безотрывно.
4. Писать слова надо на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно.
5. Писать нужно четко, ровно, без помарок.
С этими правилами дети знакомятся постепенно. С первых дней учащиеся узнают два первых правила. Как только они начинают писать слоги, учитель говорит о том, что слог надо писать, не отрывая руки.
Когда дети начнут писать слова и предложения, вводится следующее правило: писать буквы и слова на одинаковом расстоянии друг от друга. Методика этой работы примерно такая: учитель пишет на доске три предложения. В первом предложении все буквы и слова написаны на равных друг от друга расстояниях; во втором предложении слова написаны далеко друг от друга; в третьем предложении слова расположены очень близко друг к другу, а буквы в словах написаны на разных расстояниях. Анализируя эти примеры, учащиеся вместе с учителем делают вывод: между словами всегда должны быть одинаковые расстояния, примерно равные букве о или и.
– Нам пора возвращаться на корабль.
Скоро прозвенит звонок
И закончится урок.
IV. Итог урока.
– Вот и подошло к концу наше плавание. Наша эскадра причаливает к родному берегу. Но еще много месяцев мы будем уходить в плавание по великому и прекрасному океану, где будем учиться красиво писать.
Урок 2
ПРОВЕДЕНИЕ ЛИНИЙ ОТ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТОЧКИ
В ЗАДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ
Цели: учить проводить линии от определенной точки в заданном направлении; развивать мелкую моторику, умение ориентироваться на нелинованной бумаге.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадку:
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождик.)
– Кто видел, как падают капельки во время дождя? (Сверху вниз, вниз наискосок.)
– Вы правы, если нет ветра, капельки падают сверху вниз. Вот так. (Учитель показывает на доске:
– Сегодня мы будем учиться проводить линии от определенной точки (например, от капельки) в заданном направлении.
II. Работа по теме урока.
Работа по прописи (с. 8).
– Рассмотрите дерево. Как падают капли воды с листьев после дождя? (Вниз, по прямой линии.)
– Проведем прямые линии от каждой капельки так, чтобы она попала в лужу. Расскажите, как это можно сделать?
1) Поставить ручку или карандаш в центр капельки.
2) Провести линию без отрыва до лужи.
3) Постараться, чтобы линия получилась прямой.
– Найдите вторую каплю слева. Поставьте ручку (или цветной карандаш) в центр капли. Проведите прямую линию вниз. Вот капелька и в луже.
Самостоятельная работа.
– Нарисуйте сами, как падают остальные капельки.
Приплыли тучи дождевые:
– Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
– Пей, рожь, пей!
А рожь, склонясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет.
Дети стоят, вытянув руки вперед ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.
Работа по прописи (с. 9).
– Дождик закончился, и все вокруг торопятся по своим делам.
На доске рисунок с изображением машины и заправочной станции – аналогичный рисунку в прописи.
– Выберите дорогу, по которой машина быстрее доберется до заправочной станции. Объясните свой выбор.
Учитель предлагает с помощью наложения веревочки измерить, какая дорога короче.
Вывод: короче прямая дорога.
– Проведите линию (дорогу), по которой школьник быстрее доберется до своего дома.
Аналогичная работа до конца страницы.
– Измените маршрут автобуса, проведите дорогу – линию от автобуса до заправочной станции.