Методы преподавания пения
Сергий Громов
СТАРЫЕ И НОВЫЕ МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА. ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ. РЕЧЬ И ПЕНИЕ.
Сергиев Посад, 2000 г.
От составителя
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Методы преподавания пения
Учителями старой итальянской школы
Голос человека
Что необходимо знать певцу
О во блаженной памяти почивших
Методы преподавания современных профессоров пения
Отзывы певцов с видной артистической карьерой о преподавателях пения нового поколения
Гармоническое развитие внутренней мускулатуры и внешней
Единый способ дыхания для всех
Значение дыхания в жизни человека
Гимнастика дыхания
Школа “гимнастики дыхания” и пения Кофлера
Книги Ольги Лобачевой
ЧАСТЬ ВТОРАЯ О дыхании в обыденной жизни
Дыхательный аппарат
Различные виды дыхания
Высокое дыхание
Боковое (реберное) дыхание
Дыхание диафрагмой и животом
6. Дыхание с объединенной работой всего дыхательного аппарата, или “Правильное дыхание”
А. ВДЫХАНИЕ.
Б. ВЫДЫХАНИЕ.
Вдыхать надо всегда через нос
Дыхание с объединенной работой всего дыхательного аппарата должно быть единственным родом дыхания человека
Препятствия правильному дыханию
Советы для каждого
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Гимнастика дыхания и обыкновенная гимнастика
Гимнастика дыхания - источник нашей жизни
Способ ведения гимнастики
Пять различных положений
Главные условия правильной работы для выполнения гимнастических упражнений
Гимнастика дыхания
Первая серия
Упражнение 1 Для упражнений во вдыхании
Упражнение 2 Очистка легких
Упражнение 3 Для развития упругости мускулов дыхания
Упражнение 4 Задержка дыхания
Упражнение 5 Открытие легочных пузырьков при помощи похлопывания по верхней части грудной клетки
Упражнение 6 Раскрытие пузырьков легких при помощи похлопывания по спине
Упражнение 7 Для увеличения эластичности грудной клетки
Упражнение 8 Для растяжения груди
Гимнастика дыхания
Вторая серия Для упражнения в выдыхании
Упражнение 9 Для медленного стягивания легких
Упражнение 10 Для приобретения власти над дыхательным аппаратом при дыхании
Упражнение 11 Для развития упругости голосовых связок
Упражнение 12 Для развития упругости голосовых связок
Упражнение 13 Для укрепления мускулов, руководящих стягиванием легких во время речи и пения
Упражнение 15 Для медленного сжатия легких и для отрывистого выдыхания
Гимнастика дыхания
Третья серия Для упражнения в быстром дыхании (см. п.13)
Упражнение 19 Для быстрого вдыхания через нос
Упражнение 20 Для быстрого вдыхания через нос при открытом рте
Упражнение 21 В быстром дыхании
Упражнение 22 Для быстрого вдоха
ПРИЛОЖЕНИЕ
Правила гимнастики дыхания для желающих работать по книге самостоятельно
Для людей со слабым сердцем и легкими
Для людей со средними легкими и сердцем
Для людей с сильными легкими и сердцем
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Дыхание при речи и пении
Гармоническая школа пения
Вдох и задержание дыхания при пении
Движение гортани,
Три септимы
Работа всего аппарата
Резонаторы
Артикуляция
Произношение гласных
“А”
“И”
“Э”
“Е”
“О”
“У”
Общие замечания
Произношение согласных
Группа звучащих “Л” и “ЛЬ”
“Н”
“Р”
“В”
Группа свистящих и шипящих “С”, “З”
“Ш”
“Ф”
Группа придыхательных “Х”
“П”, “Б”
“Т”, “Д”
“К”, “Г”
“Ц”
“Ч”
Общие правила для пения и речи
Деятельность легких и мускулов при речи
Общие правила речи
Общие советы.
Дыхание языком
(упражнение 1)
(упражнение 2)
Упражнения в речи
Основные правила
“У”
“О”
“А”
“И”
“Е”
“Э”
“Ы”
“Ю”
“Ё”
“Я”
“Л”
“Н”
“П”
“Р”
“С”
“Т”
“К”
“П”, “Т”, “К”
“Ш”
“Ч”
“Ф”
“Х”
“Щ”
“Б”
“В”
“Г”
“Д”
“Ж”
“З”
“Ц”
Заключение
От составителя
Ни в одной области, кажется, нет такого хаоса мнений и разнообразных методов, как в школах пения.
Методов пения очень много! Есть итальянский, французский, немецкий, русский - это все главные методы. В каждом из них есть еще разветвления.
Каждый профессор пения имеет свой собственный метод преподавания, основанный на “секрете постановки голоса”. Сколько на свете профессоров пения, столько же и методов преподавания, столько же и секретов.
Есть школы постановки на различных видах дыхания: школа высокого дыхания, грудного дыхания, бокового дыхания и диафрагмального дыхания.
Дыхание составляет самую трудную, темную, не выясненную сторону вокального искусства. Все учителя пения и ученые, инстинктивно чувствуя, что здесь лежит секрет постановки голоса, ищут разъяснения секрета правильного дыхания и как правильно пользоваться им.
Физиологи вообще долго или совсем оставляли в стороне вопрос о дыхании, или же касались его весьма поверхностно, говоря о нем лишь вскользь и не указывая самого способа.
Благодаря невозможности контроля знаний преподающих пение, уроки пения дают все, кому не лень.
Вокальная школа в своих блужданиях не стремится найти целесообразность явлений природы, а старается переделать эти явления на свой лад.
В литературе вокального искусства большинство книг, трактующих, носит громкое название “Школа пения, руководство к изучению пения”, “Речь и пение”. Школы, руководства, теории и т.д. принадлежат перу профессоров пения. Большинство, посвятивших себя изучению пения, надеются найти в них то, что обещало название книг, но, к своему удивлению, читатель не находит в них обещанного.
Все, сказанное в них, неясно, туманно, запутано, без доказательств.
Ученики часто не имеют ясного представления об устройстве голосового аппарата и о том механическом процессе, при помощи которого получается звук, не умея правильно и легко владеть своим голосом, поют в хоре с этим существенным недостатком, в результате чего голоса становятся слабыми, надорванными, рано спадающие, а, зачастую, даже более серьезные расстройства органов голоса, дыхания и здоровья.
Вот одна из причин того, что мы в настоящее время видим так мало хороших певцов с правильно поставленным голосом, умеющих владеть им вполне самостоятельно, правильно, естественно, непринужденно и легко.
В незнании голосового механизма, неумении владеть им заключается главная причина безуспешности многочисленных попыток стать искусным певцом, получить доступ к самому чувству, к самой душе слушателя, т.к. все это обуславливается естественностью голоса, на которой уже покоится задушевность, а с нею и все прочие приятные качества голоса, малейшая искусственность, манерность в пении лишают певца свободы. Знаменитые учителя пения (Франц Лампери и Эммануил Гарчна), давшие массу прекрасных певцов, заставляли своих учеников исполнять всевозможные трудности не ранее, чем те изучат основательно аппарат голоса, как музыкант прежде всего изучает механизм своего инструмента, а затем уже позволяли учиться владеть этим аппаратом, т.е. издавать тот или другой звук. Другими словами, ученик, прежде чем начать петь, должен как бы составить, собрать инструмент и только тогда можно на нем играть.
От умения хорошей сборки голосового инструмента зависит качество звука. Школа пения должна научить певца взять от своего голоса все лучшее, на что способен голос. Эта школа должна быть основана на логических данных, подтвержденных наукою школы, она должна облегчать труд певца во время пения, что не может быть достигнуто усвоением (различных секретов пения) противоестественных приемов, часто грозящих не только потерей голоса, но и общему состоянию здоровья.
Разумная, сознательная школа развивает самостоятельность, самокритику и дает певцу быть не копией, а оригиналом. Раз нет разумной школы, значит нет хороших учителей, а раз нет хороших учителей, откуда взяться хорошим певцам. С появлением такой школы народившийся хаос мнений и разнообразие методов исчезнут сами собой.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Методы преподавания пения