Методические указания по выполнению контрольных работ

Методические рекомендации по дисциплине «Риторика»

для студентов заочной формы обучения 2015-2016 гг.

1. Балльно-рейтинговая оценка по дисциплине «Риторика»:

Посещение лекций: 1 х 10 10

Реферат илиПрезентация 1 х 30 30

Тест в «Гиперметоде» 1 х 40 40

Зачет - 2 вопроса 20

____________________________

Литература по дисциплине «Риторика» для подготовки к зачету

1. Александров Д.Н. Риторика. М, Юнити, 2013.

2. Аннушкин В.И. Риторика. М.,2011

3. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., МГУ, 2010.

4. Атватор И.Я. Я вас слушаю. М.: Прогресс, 1990, 2004.

5. Волков А.А. Риторика. М., 1999

6. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. М., 2013.

7. Клюев Е.В. Риторика. Уч. пос. для высш. Уч. зав. М., «Приор», 2009.

8. Кохтев Н.Н. Риторика. М.: Просвещение, 2001

9. Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. М., УРАО, 1998

10. Кузнецов И.Н. Риторика или ораторское искусство. М.,2004.

11. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М: изд. Центр “Academia”, 2014

12. Мельникова С.В. Деловая риторика. УлГТУ, 2009

13. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2004,

14. Стернин И.А. Практическая риторика - 2-е изд. -. М., 2005.

15. Стешов А.В. Риторика. СПб., НОУ «Экспресс», 2008.

16. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и

словарь риторических фигур. Ростов-на-Дону, 2011.

________________

3.ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ (Образец)

Создать эл. презентацию по теме: «Книжное дело в эпоху Средневековья»

Форма и порядок выполнения

15 - 20 слайдов, отражающих историю развития книжного дела с 1 века н.э., ксилография, изготовление пергамента, создание рукописей, скриптории, средневековые библиотеки, особенности оформления манускриптов, европейские книги-памятники, восточные рукописи.

Методические рекомендации к выполнению и оформлению

1. Презентация должна носить характер связного текста, быть логичной,

последовательной, информация в ней должна располагаться в

хронологическом порядке

2. Первый слайд должен отражать тему презентации, последний – текст с

обобщением и списком основной литературы и Интернет-сайтов.

3. Все надписи на слайдах должны быть грамотными

4. Все рисунки, фото, иллюстрации обязательно должны быть подписаны:

что или кто на них изображен

5. Фон слайдов должен облегчать чтение текста и восприятие материала, т.е.

не быть слишком темным или пестрым

6. Кроме иллюстраций можно использовать графики, диаграммы, таблицы

7. Обязательно указывать авторов всех цитат

8. Можно использовать музыкальное сопровождение или компьютерные

эффекты

9. В отборе материала для слайдов следует отдать предпочтение

иллюстративности, чем тексту. Иначе нужно создавать контрольную работу.

10. Файлс презентацией должен быть подписан только так: 143. Сидоров.

Риторические фигуры. Подписывают ФАЙЛ, а не тему письма.

Критерии оценивания

30 баллов – тема раскрыта в 15- 20 слайдах, соблюдены все требования;

25 баллов - в основном тема раскрыта, большая часть требований

соблюдена или 12 - 14 слайдов;

20 баллов – есть некоторые отступления от темы презентации, имеются

грамматические и компьютерные неточности или 8 - 11 слайдов;

15 баллов – значительные отступления в содержании и оформлении или

до 7-ми слайдов

5 баллов - незаконченная попытка выполнить задание.

Практикум (презентация) –учебно-практическое задание, предназначенное для закрепления пройденного материала, проверки знаний различными методами, развития навыков использования компьютерных технологий при выполнении заданий. Студент сам решает контрольную работу ИЛИ презентацию он будет выполнять. Строго: или-или.

Из перечня тем презентаций студент может выполнить только 1 (одно) задание. Одну тему выполняет только один студент.Это контролирует староста группы. Максимальный балл за работу – 30. Презентацию студент отправляет преподавателю по эл. адресу: purinova@spbume.ru Подписывается ФАЙЛ, а не ТЕМАписьма, т.к. копируется на рабочий ФАЙЛ, а не ТЕМА письма.

Направлять презентацию можно до 15.05.16. После этого срока презентации приниматься не будут. Неправильноподписанные файлы с презентацией не копируются на рабочий стол, не переименовываются и не сохраняются.

Темы презентаций:

1. Роль ораторского искусства в общественной жизни.

2. Риторика в управленческой деятельности.

3. Риторические особенности политического дискурса.

4. Риторическая составляющая имиджа политика (на примере одного исторического портрета).

5. Речевое поведение политика в демократическом обществе.

6. Выдающиеся ораторы современности.

7. Риторика - искусство и наука.

8. Риторика в античном мире.

9. Место риторики в западной культуре.

10.Риторика в России.

11. Традиции древнерусского красноречия.

12.Русский риторический идеал: традиция и перспективы.

13.Риторические принципы и приемы манипулирования массовой аудиторией.

14.Функции ораторского искусства

15.Виды публичной речи.

16.Лексикон современного публичного человека.

17.Требования к языку публичного выступления.

18.Классификация и жанры публичных выступлений: лекция, доклад, речь, призыв, обозрение.

19.Виды публичных выступлений.

20.Речевая выразительность тропов. Речевая выразительность фигур.

21.Юмор и сатира в публичных выступлениях.

22.Аудитория публичной речи.

23.Оратор. Личностные качества оратора.

24.Психологические основы контакта оратора и аудитории

25.Классификация споров. Уловки в споре.

26.Гендерный аспект в риторике.

27.Речевой этикет как социальное явление

4.ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РИТОРИКА»

1. Роль ораторского искусства.

2. Риторика и общение в управленческой деятельности.

3. Риторические особенности политического дискурса.

4. Риторическая составляющая имиджа политика (на примере одного исторического портрета).

5. Речевое поведение политика в демократическом обществе.

6. Выдающиеся ораторы современности.

7. Риторика - искусство и наука.

8. Риторика в античном мире.

9. Место риторики в западной культуре.

10. Риторика в России.

11. Традиции древнерусского красноречия.

12. Риторический идеал и его свойства.

13. Русский риторический идеал: традиция и перспективы.

14. Риторические принципы и приемы манипулирования массовой аудиторией.

15. Риторическая модель фашизма.

16. Функции ораторского искусства

17. Виды публичной речи. Устная форма речи.

18. Интонация и другие паралингвистические средства.

19. Лексикон современного человека.

20. Роль орфоэпии в общении. Эмфатическое ударение.

21. Требования к языку публичного выступления.

22. Классификация публичных выступлений.

23. Жанры: лекция, доклад, речь, призыв, обозрение.

24. Виды публичных выступлений.

25. Целевые установки речи: ритуальная речь, провокационная речь, императивная речь.

26. Убеждающие выступления.

27. Речь-поздравление. Речь-представление.

28. Актуальные речевые ситуации делового общения.

29. Жанры рекламных кампаний.

30. Риторика порицания.

31. Одобрение как этикетный знак.

32. Внушение и его особенности

33. Аргументы и их особенности.

34. Речевая выразительность тропов. Речевая выразительность фигур.

35. Юмор и сатира в публичных выступлениях.

36. Ирония в речевой коммуникации.

37. Содержательность и информативность выступления.

38. Композиция выступления.

39. Аудитория публичной речи.

40. Оратор. Личностные качества оратора.

41. Особенности восприятия устной публичной речи.

42. Условия восприятия устной публичной речи.

43. Сбои в процессе восприятия. Кризисы внимания.

44. Психологические основы контакта оратора и аудитории.

45. Особенности проведения беседы.

46. Виды речевой агрессии.

47. Речевой этикет как социальное явление

48. Классификация споров. Уловки в споре.

49. Гендерный аспект в риторике.

50. Лучшие ораторы современности.

Методические указания по выполнению контрольных работ

Одной из задач высшей школы является развитие навыков самостоятельного овладения знаниями. Эти навыки развиваются в ходе подготовки и написания контрольной работы. Развитие самостоятельности человека, его творческих способностей имеет большое значение для обеспечения социального прогресса. Навыки самостоятельной работы нужны не только студенту вуза, но и выпускнику для дальнейшего повышения квалификации и успешной профессиональной деятельности.

Реферативное исследование представляет собой компилятивную работу, самостоятельно скомпонованную студентом из подобранного на выбранную тему источников и собственного материала.

В реферате объемом не менее 12- 15 стр. должно быть вступление, заключение, разбитая на главы основная часть – местонахождение и порядок расположения всех составляющих должны быть представлены в оглавлении и список использованной литературы.

Важнейшей задачей при написании контрольной работы является овладение навыками работы с литературой. Для этого студент должен ознакомиться с фондами научно-методической литературы в библиотеке СПбУУЭ и города. Особое внимание следует обратить на библиографию справочной и учебной литературы. По мере овладения студентом учебным материалом, он может перейти к чтению периодики и монографической литературы. Высший уровень обучения гуманитарным дисциплинам достигается посредством чтения трудов выдающихся ученых прошлого и современности.

В ходе чтения литературы полезно конспектировать интересующие студента места текста. Таким образом, имеется возможность собрать материал для написания контрольной работы. Во время конспектирования студент может также записывать собственные мысли, возникающие в ходе изучения литературы. Необходимо научиться анализировать и сопоставлять различные мысли и сочинения, формулировать свои оценки и суждения. Библиографический список, включающий не менее пяти источников, должен быть расположен на последней странице. Литература по гуманитарным дисциплинам должна быть не старше 5-ти лет. Библиографическое описание каждого источника требует указания автора, названия, места издания, издательства и года издания.

Если студент пользуется материалами сети Интернет для подготовки реферата, он должен точно давать ссылки на источники информации.

Предъявляются следующие требования к оформлению, структуре и объему контрольной работы (пример оформления титульного листа представлен ниже):

1. Наличие Титульного листа по образцу.

2. Объем работы должен быть не менее 12-15 страниц. Работа представляется в компьютерном варианте.

3. Введение, как правило, пишется на 1- 1,5 страницах. В нем следует обосновать актуальность темы контрольной работы, ее место и роль в курсе дисциплины, сформулировать цель и задачи работы.

В основной части работы с помощью различных литературных источников раскрывается содержание темы контрольной работы. Обязательно приводятся сквозные сноски на источники внизу страницы. Можно оформить ссылки и по-другому. Например: [5,37], где [5]- номер источника в Списке литературы, а [37] – номер страницы, откуда взят материал.

Без сносок или ссылок работа является ПЛАГИАТОМ и не может быть зачтена. Контрольная работа должна содержать обзор литературных источников, их анализ, систематизацию мнений и комментарии студента. Каждое выдвинутое студентом положение необходимо обосновать с помощью суждений и фактического материала.

4. Заключение пишется на 0,5 – 1 страницах. В нем студент делает обобщение и формулирует выводы.

5. В конце работы приводится список использованной литературы, в котором должны быть указаны фамилия и инициалы авторов в алфавитном порядке, точное название литературного источника (книги или брошюры), место издания, наименование издательства и год издания. Не более 5- 7 источников и Интернет-сайтов.

6. По многим темам дисциплины необходимо дополнять текст Приложением. В качестве Приложения как способа доказательства могут быть иллюстрации, фотографии, вырезки из газет, журналов, статистический материал, диски CD, где можно разместить много иллюстративного материала.

Материал контрольной работы должен быть изложен логически последовательно, литературно, грамотно и структурирован в соответствии с определенным планом. Страницы контрольной работы нумеруются. На Титульном листе номер не ставится, а на следующей странице – «Содержание» - ставится №2. Контрольная работа сдается на кафедру «Маркетинга и социальных коммуникаций» за 10 дней до начала сессии, регистрируется в журнале на кафедре. Если контрольную работу студент приносит на зачет, то преподаватель может только оценить оформление и наличие всех частей работы. При этом максимальное количество баллов – 18. Недостатки работы, естественно, снижают баллы.

Наши рекомендации