Ii проблемное поле эстетики

1 Эстетика действительности............................ 20

2. Эстетика искусства................................ 20

3. Теоретико-информативная эстетика........................ 21

4 Рецептивная эстетика............................... 22

5 Техническая (индустриальная) эстетика..................... 23

6. Практическая эстетика.............................. 24

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

I ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ МИРА

1 Многообразие форм эстетической деятельности................. 26

2. Соотношение эстетической и художественной деятельности........... 26

3. Дизайн...................................... 28

4 Терминологический аппарат эстетической деятельности............. 31

II. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ МЕТАКАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ

1. Теоретическая модель эстетического....................... 32

2 Эстетическое как ценность............................ 34

3. Системообразующее значение эстетического................... 36

III. ПРЕКРАСНОЕ — КОРЕННАЯ КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ

1. Прекрасное в истории эстетики......................... 37

2. Прекрасное и полезное.......................... 50

3. Прекрасное и симметрия......................... 52

4. Прекрасное и деятельность человека ...................... 52

5. Мера....................................... 53

6 Прекрасное в природе.............................. 53

7. Прекрасное в обществе.............................. 54

X. Прекрасное в искусстве............................. 54

IV. ДРУГИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

I Возвышенное................................... 55

2. Трагическое......... ........................ 62

3. Комическое................. ............. 81

4. Безобразное................................... 98

5. Низменное.................................... 99

6. Ужасное..................................... 100

7. Хаос и гармония................................. 102

К. Эстетические понятия и их взаимоотношения с категориями........... 102

9. Взаимодействие эстетических свойств в жизни и в искусстве.......... 103

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

I. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

1. Автор и степень его предрасположенности к творчеству............. 105

2. Художественное творчество как специфическая деятельность.......... 106

3. Творчество как воплощение замысла....................... 107

4. Художественное творчество — создание непредсказуемой художественной реальности......... 108

5. Психологические механизмы художественного творчества............ ПО

6. Сознание и подсознание............................. 112

II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

1. Художественное творчество как образное мышление и как рождение особой реальности....... 114

2.Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность.............. 115

3. Самодвижение.................................. 117

4. Многозначность и недосказанность....................... 117

5. Индивидуализированное обобщение....................... 118

6. Единство мысли и чувства............................ 120

7. Реалии мира и личность художника — строительный материал образа...... 120

8. Оригинальность................................. 122

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ ИСКУССТВА

1. Художественный текст — первая ступень бытия искусства............ 124

2. Художественное произведение — социально функционирующий текст, вторая ступень бытия искусства..... 125

3. Актуальное и вечное в произведении....................... 127

4 Художественная реальность и художественная концепция............ 128

5. Художественная правда и правдоподобие..................... 131

II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ

1. Стиль как категория эстетики.......................... 132

2. Структура стиля................................. 134

3. Стиль — «генная» (порождающая) программа произведения........... 136

ИСКУССТВО

I. ПРИРОДА ИСКУССТВА

1. Концепции искусства в истории эстетики..................... 142

2. Искусство — форма общественного сознания.................. 145

3. Искусство — художественное освоение мира................... 147

4. Личное, национальное, интернациональное и общечеловеческое в искусстве . . 148

5. Народность искусства.............................. 152

II. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ЦЕЛЕЙ ИСКУССТВА

1. Преобразующая функция (искусство как деятельность).............. 154

2. Компенсаторная функция (искусство как утешение)............... 155

3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение) . . 155

4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира). 157

5. Функция предвосхищения (искусство как предсказание)............. 158

6. Коммуникативная функция (искусство как общение)............... 160

7. Информационная функция (искусство как сообщение).............. 160

8. Воспитательная функция (искусство как катарсис)................ 161

9. Внушающая функция (искусство как суггестия)................. 162

10. Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций).... 163

11. Специфическая функция — гедонистическая (искусство как наслаждение). ... 164

12. Единство предмета и цели искусства....................... 165

III. ВИДЫ ИСКУССТВА

1. Источник многообразия видов искусства..................... 167

2.Прикладное искусство.............................. 169

3. Цирк....................................... 169

4. Архитектура................................... 171

5. Декоративное искусство............................. 178

6. Живопись и графика............................... 179

7. Скульптура.................................... 183

8. Литература.................................... 186

9. Театр....................................... 190

10. Музыка...................................... 195

11. Хореография................................... 197

12. Фотография................................... 199

13. Кино 200

14 Телевидение 203

15. Эстрада 205

16. Развитие техники и предвидимое будущее искусства 205

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

I. ЭТАПЫ И РУСЛО ПРОТЕКАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

1. Художественное развитие 208

2. Художественное направление как инвариант художественное концепции 208

3. Историческое членение (периодизация) художественного процесса 211

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

Древнейшая эпоха оставаясь частью природы, человек выделяет себя как субъекта, способного осваивать мир практически и эстетически

1. Магические реалии и происхождение искусства 219

2. Миф — форма перехода от магических реалий к художественной реальности 221

3. Мифологический космизм человек в мире неустойчивого равновесия глобальных

сил борющийся за жизнь и готовящийся к жизни после жизни 222

Античность как художественная эпоха: героический человек в мире гармонии и рока

1. Особенности античного искусства 227

2. Реалистический мифологизм (мир, каков он есть) человек, преодолевая страх,

героически отстаивает свой социум даже ценой жизни 228

3. Романтический мифологизм (мир, каким он должен быть) героическое бесстрашие — путь к подвигу человеколюбия 230

4. Мифологизм обыденного сознания (мир, как о нем говорят и думают многие)

героизм смешон, предпочтительна спокойная жизнь с тихими радостями,

весельем, созерцанием красоты, любовными утехами 231

Наши рекомендации