Проблемное поле философии науки

Методологическое сознание не является единственной интегративной формой осмысления познавательных действий в науке. Существует еще одна такого рода форма – философия науки.В отличие от синкретичного методологического сознания она системно организована. Ее системность в самом общем плане задана структурой философского знания, включающего как минимум историко-философский раздел, онтологию, философскую антропологию, теорию познания и социальную философию. В содержании каждого из этих разделов существуют тематические линии, соединяющие их проблематику с проблемами философии науки. Прежде всего это взаимодействие науки с философией и другими формами общественного сознания, онтологические и антропологические основания познавательных способностей человека (в частности, содержание и методологическое значение антропного принципа в науке), отношение знания к реальности, влияние форм социальной организации людей на динамику развития науки и др. Результаты исследований по данной тематике имеют для философии науки основополагающее мировоззренческое значение.

Аналогичным способом философия науки связана с охарактеризованными ранее формами рефлексивного осмысления познавательных действий в науке. Ее содержание не сводится к сумме знаний, содержащихся в рефлексивных системах, а представляет собой их мировоззренческое основание, транслируя в них то, что выработано при исследовании онтологических и антропологических оснований познавательной деятельности, а также социокультурных условий развития науки.

Вместе с тем в философии науки как одной из интегративных форм ее рефлексивного осмысления можно выделить доминирующий аспект, подобно тому как в методологическом сознании в качестве доминирующего был выделен праксиологический (операциональный, деятельностный) аспект. Для философии науки таковым является социокультурный аспект. Философия науки ориентирована на ее изучение, прежде всего, в качестве социокультурного явления,все более активно воздействующего на все другие сферы жизнедеятельности общества, на исследование типов ее взаимосвязи с этими сферами, условий и форм взаимообусловленной эволюции, на анализ причин и следствий их конфронтации. Это предельно широкий контекст исследования науки как оригинального социокультурного феномена, несводимого к другим явлениям и сферам жизнедеятельности общества. Обоснование ее качественной оригинальности и позитивной социальной ценности периодически приобретало исключительно важное значение как в рамках самой философии науки, так и в сфере общественного сознания.

Наука исследуется рядом социальных дисциплин: социологией науки, науковедением, когнитивной психологией, прогностикой и др. Однако их результаты отражают лишь ее отдельные аспекты как оригинального социокультурного феномена. Философия науки, используя эти результаты, вырабатывает системное целостное представление о социальном бытии науки. Она является многоаспектной системой сложноструктурированного знания, имеющего свою историю становления, точки роста и актуальные проблемы.

Выше обращалось внимание на интегративные процессы, объединяющие различные формы рефлексии, при осмыслении познавательных действий в науке. Наиболее отчетливо это проявляется во взаимодействии философии науки и методологии науки, что , в частности, выражается в получивших широкое хождение выражениях «философско-методологическая рефлексия», «философско-методологический анализ», «философско-методологическое обоснование». При этом методология науки –представляющая собой, относительно философии науки, более узкое ориентированное направление ее анализа, включающего исследование методов научного познания и структурной динамики знания, ориентирована, прежде всего, на изучение деятельностного, динамического аспекта науки, в связи с чем методологию науки характеризуют как форму ее рефлексивного осмысления, направленного на изучение средств и методов рационализации и оптимизации познавательной деятельности, организованной в научной форме.

Общее проблемное поле,создаваемое обоими направлениями не сводится в простой сумме вопросов, изучаемых в каждом их них в отдельности. Существует ряд проблем и аспектов, где на первом плане оказывается исследование механизмов воздействия на методологию науки тех социальных факторов, анализом которых традиционно занималась философия науки. И наоборот, исследование методологических проблем стимулирует переосмысление и качественно новое решение ряда вопросов, относящихся к сфере философии науки. Наиболее характерны такого рода ситуации при изучении стиля научного мышления, взаимодействия науки с религией и искусством, влияния на характер научных исследований технологических запросов производства, управления, природоохранительной деятельности, здравоохранения, образования.

Более конкретное представление об общем проблемном поле философии и методологии науки связано с необходимостью ретроспективного анализа их развития в историческом контексте, а также системного изложения их исходных понятий, фундаментальных проблем и основных факторов проблемогенеза.

При всей широте проблемного поля философии науки и многообразия ее связей с другими разделами философии и философскими дисциплинами центральной проблемой для нее всегда оставалось осмысление социального бытия науки, ее роли в жизни общества, способов и последствий взаимодействия с другими формами практического и духовного освоения реальности. В настоящее время нарастает значение относительно самостоятельного аспекта философии науки, отражающего роль науки и научного знания в формировании личности.

Хотя суждения о типичных личностных качествах ученого можно встретить еще в древнекитайских философских источниках, а количество страниц в различного рода публикациях, посвященных социальной ответственности ученых за последствия использования результатов их исследовательской работы (ныне наиболее востребованному личностному качеству ученого) растет в геометрической прогрессии, вопрос о роли науки в формировании личности еще не получил системного осмысления. Более того, все чаще звучат по ее адресу обвинения за дегуманизацию и деморализацию как процессы, принимающие опасные масштабы в современном обществе, в их воздействии на формирование личности.

Неправомерно как замалчивать, игнорировать эти явления, так и преувеличивать их значение. Необходимо в первую очередь отметить наличие объективной основы оппозиционных науке явлений в самой науке. Это ее универсалистские ориентации в познавательно-духовном освоении реальности, идущие вразрез с частными (парцеллярными) ориентациями, присущими другим формам духовного освоения реальности (здравому смыслу, идеологии, правовому, политическому сознанию и др.). Однако в современном мире нарастает востребованность тех форм, которые базируются на универсалистских ориентациях. Наука в этом плане оказывается наиболее адекватной формой осмысления новых реалий социального бытия – глобализации и «информатизации» уклада жизни современного человеческого сообщества. В данных условиях при всех сомнениях и претензиях по отношению к науке окажется неизменно востребованным ее стиль мышления – аналитичный, системный, доказательный.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит главная особенность познавательного отношения человека к миру?

2. Какие типы вненаучного познания Вы можете назвать?

3. Каковы основные характеристики вненаучного познания?

4. Каковы основные характеристики научного познания?

5. Что такое предметное знание?

6. Каковы формы его выражения?

7. Что такое нормативное знание?

8. В каких формах фиксируется нормативное знание?

9. Что такое рефлексия?

10. Какие формы рефлексии относят к основным?

11. Что такое гносеологическая рефлексия?

12. Что такое квази-теоретическая рефлексия?

13. Какие Вы знаете исторические примеры квази-теоретической рефлексии над познанием?

14. Что такое научно-теоретическая рефлексия?

15. Что такое внутринаучная рефлексия?

16. В чем основное различие между регулятивной и рефлексивной деятельностью в сфере познания?

17. Какие формы знания способны выполнять рефлексивную функцию?

18. Какие Вы знаете формы научно-теоретической рефлексии в современном научном познании?

19. Что изучают теория познания, методология и логика науки как рефлексивные системы?

20. В какую историческую эпоху были заложены основы методологии научного познания?

21. В какое время методология научного познания выделилась в особую область философского знания?

22. Какие Вы знаете уровни методологии научного познания?

23. В чем их специфика?

24. В каких основных смыслах употребляются термины «логика» и «методология» вне сферы научного познания?

25. Что изучает эврилогия?

26. Что составляет предмет теории методического творчества?

27. Что такое методологическое сознание?

28. Какие основные компоненты составляют содержание метологического сознания?

29. Что изучает философия науки?

Литература

1. Алексеева И.Д. Человеческое знание и его компьютерный образ. – М.: ИФРАН, 1993. – 217 с.

2. Али-Заде А.А. Границы науки: о возможности альтеранативных моделей познания. – М.: Педагогика, 1991. – 270 с.

3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия: Уч. пособие –.: Мысль, 1986. – 334 с.

4. Заблуждающийся разум? (Многообразие вненаучного знания) / Отв.ред. И.Т. Касавин. – М.: Политиздат. 1990. – 461 с.

5. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги столетия. Учеб. пособие. – М.: 2000.

6. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. – Спб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1999. – 408 с.

7. Кахановский В.П. Философия и методология науки – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с. Философия и методология науки. В 2-х ч. – М.: 1994.

8. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII-начала XIX века: Уч. пособие. – М.: Высшая школа, 1989. – 478 с.

9. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М.: Наука, 1980. – 257 с.

10. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Традиции и новации. Учеб. пособие для вузов. – М.: Приор: Приоритет, 2001. – 413 с.

11. Современная философия науки. Хрестоматия. – М.: Наука, 1994. – 254 с.

12. Соколов В.В. Средневековая философия: Учеб. пособие. – М: Высшая школа, 1979. – 448 с.

13. Субъект. Познание. Деятельность. М.: 2002.

14. Теория познания: В 4 т. / Под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. – М.: Мысль, 1991-1995 – Т.1-4.

15. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. – М.: Наука, 1992. – 247 с.

16. Философия и методология науки. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 551 с.

Наши рекомендации