Глава 1. Теоретическое обоснование

Актуальность темы

Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением - основная функция игровой деятельности ребёнка. Отражение своих знаний о социальном мире, о людях - взрослых и детях, об их взаимоотношениях, способах поведения в различных ситуациях - типично для игры дошкольников.

Ребёнку нужно помочь перейти к сюжетно-ролевой игре. В период смены ведущей деятельности педагог должен прийти ребёнку на помощь. Психолого-педагогическое внимательное воздействие облегчит малышу становление и развитие игры с социальным содержанием, а значит и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нём.

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

Задачи по развитию игровой деятельности конкретизируются с учетом разных игр: -развивать игровой опыт каждого ребенка - поддерживать новые возможности игрового отражения мира, - развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
- сюжетно-ролевые игры   -проявление интереса к игре на основе семейных отношений, впечатлений от посещений магазина, поликлиники, события книг, мультфильмов, картинок. -умений принимать игровую роль, участвовать в ролевом диалоге, называть свою игровую роль и игровые действия, отвечать на вопросы.
-игровые импровизации -участие в играх-имитациях, освоение характерных движений и звукоподражаний на основе примера воспитателя.
- самостоятельное воспроизведение игровых ситуаций   - самостоятельное воспроизведение игровых действий, соответствующих тексту стихотворения, потешки; выполнение различных движений под музыку, участие в совместных со сверстниками играх – имитациях, поддержка проявления воображения и творчества.
- хороводные игры   участие в игре, организуемой воспитателем и по собственной инициативе, проявление желания импровизировать
- игра-эксперименти-рование с различными предметами и материалами - игры с песком и снегом, - игры с водой и мыльной пеной, - игры с бумагой, - игры с тенью.
- дидактические игры.   - совместное с воспитателем участие в играх с предметами, дидактическими игрушками, с картинками, -при помощи воспитателя принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности.


Содержание работы Сроки
1. Теоретический этап Изучение методической литературы по данной проблеме: Изучение статей в журналах: 1. Примерная основная общеобразовательная программа ДО "Мир открытий".// Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой. -М:. Цветной мир, 2012. - 320 с. 2. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе "Мир открытий"./ Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой. -М:. Цветной мир, 2012. - 240 с. 3. Развиваем игру дошкольника: Методические рекомендации/ авт. - сост. М.Г.Копытина. - Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2011. - 56 с. 4. Лыкова И.А. Касаткина Е.И. Пеганова С.Н. Играют девочки: Гендерный подход в обр. : Учб. - метод. пособие. - М.: Изд.дом Цветной мир, 2013. - 96 с. , илл 5. Лыкова И.А. Касаткина Е.И. Пеганова С.Н. Играют мальчики: Гендерный подход в обр. : Учб. - метод. пособие. - М.: Изд.дом Цветной мир, 2013. - 96 с. , илл 6. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей "Социализация", "Познания", "Физкультура". во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для ст. воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернёров - Воронеж: ООО "Метода", 2013 - 200 с. 7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. Глава 6, с. 271-288 8. Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология psyera.ru › База знаний › Возрастная психология 9. Эльконин Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. - 360 с. 10. www. voppsy, rv/issves/1989/893/893022 htm Журнал "Психология перестройке народного образования" 11. Смирнова С.О. Психология ребёнка Учебник для педагогических вузов и училищ "Школа - Пресс" 1997 12. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. Пед. вузов. - М.: Гуманист. Изд. ЦЕнтр ВЛАДОС, 2009. 528 с. 13. Игра дошкольника / Л.А. Абромян, Т.В. Антонова, Л.В. Артёмова и др. ; Под ред. С.Л. Новосёловой. - М.: Просвящение, 2009. - 287 с.: ил. - (Б-ка воспитателя детского сада) 14. Выгоцкий Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка/ Л.С. Выгоцкий // Вопросы психологии: № 6 1976. -с. 62-76.     Сентябрь стр. 85 - 88 В течении года   Сентябрь выборочно В течении года   Октябрь В течении года   Октябрь В течении года   Октябрь В течении года     Ноябрь В течении года   Ноябрь   Ноябрь   Ноябрь В течении года Ноябрь     Ноябрь   Ноябрь     В течении года   В течении года  
2. Практический этап. Организация предметно-развивающей среды   Изучение методик и технологий педагогов в Интернете Изучение опыта педагогов ДОУ на педагогических семинарах презентация «Предметно-развивающая среда в ДОУ» (М.В. Ветрова, В.И. Морская, М.С. Дубасова и др.) Формы работы с родителями: 1. Участие родителей в изготовлении пособий для игры (бытовые приборы оборудование для уголков: играют мальчики, играют девочки) 2. Беседа с родителями "Во что любят играть дети"   3. Оформление папки передвижки для родителей "Игра как средство нравственного воспитания" 4. Консультирование родителей ü Возрастные особенности детей 2-4 лет ü Кризис 3х лет и как его преодолеть ü Игра и её роль в психологии ребёнка по Выготскому Л.С. "Зона ближнего развития" Семья как первичный и ближний институт развития ребёнка". 5. Изготовление пособий для детей в группу (уголок экспериментирования: воронки, совки, емкости для экспериментирования) 6. Консультация для родителей "Значение сюжетно-ролевых игр для развития ребёнка" 7. Консультация для родителей на тему: "Взрослые, дети, игра" 8. Вовлечение и приобщение родителей к детской игре 9. Совместные игры детей и родителей, распределение ролей 10. День открытых дверей подведение итогов, анализ работы   Формы работы с детьми: Игры и пособия: 1. Дидак/игры//словесные Как тебя зовут?(01.09.2014 год) Д/задача: упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память, дружеские отношения, культуру поведения.   2.Как зовут моего друга?(04.09.2014 год.) Д/задача: упражнять детей в отчётливом назывании своего имени, развитие речи, внимания, памяти, дружеские отношения, культуру поведения.   3.Поможем нашим мамам Д/задача: развивать речевую активность. Отрабатывать навык соотнесения действия с предметами и словами. Воспитывать терпиливость и внимание. 4. Обобщенные "Моя семья". Подобные варианты игр: ü "Куколка купается" (предварительное чтение произведения "Девочка чумазая" А. Барто /примечание дети выполняют отдельные действия с предметом куклой повторяя за воспитателем. при поддержке сюжета и его развитии игра длится 15 минут , но игровые действия переносятся с куклы на ребёнка.) Д/задача: развивать речевую активность. Отрабатывать навык соотнесения действия с предметами и словами. Воспитывать терпиливость и внимание. Игр/правила:дети начинают проводить с предметом действия и сопровождать их словами. ü "Успокой куклу" ü "Покорми куклу" ü "Уложи куклу спать" ü "Накрой на стол" ü "Убери со стола" ü "Помой посуду" Ни все дети справляются с этой тяжёлой задачей (манипулирование, жонглирование предметами, дети неспособны развивать сюжет игры и брать на себя роли). Некоторые дети (2-3) продолжают развивать сюжет играя в семью выбирают роли папы, мамы, сына или дочери, другие манипулируя предметами забывают или их не интересует сюжет, манипуляция предметом и частая смена одного предмета на другой проговаривание своих действий от третьего лица, дети пытаются внешнюю речь перевести на внутреннюю.   5. Кто что наденет Д/задача: развивать речевую активность. Упражнять детей в последовательности процесса одевания и одновременном объяснении своих действий. закрепить название осенней одежды.   6. Подобные варианты игр: ü "Что за чем?" Д/задача: развивать речевую активность. Упражнять детей в последовательности процесса одевания и одновременном объяснении своих действий. закрепить название одежды. ü "Что вперёд, а что потом?" ü "Чья вещь?" ü "Поклажи на место" ü "Кто вперёд?" ü "Найди свой домик?" 7. Д/игры / предметные"Построим теремок" (игровая ситуация, чтение сказки "Теремок", а у зверушек есть домик, давайте поможем игрушкам-зверушкам построим для наших домик). Д/задача:упражнять детей в названии формы, цвета и величины строительного материала, воспитывать внимание, память, дружеские отношения, культуру поведения.   8. Подобные варианты игр: ü "Теремок" Д/задача:упражнять детей в названии формы, цвета и величины строительного материала, воспитывать внима- ние, память, дружеские отношения, культуру поведения. ü "Строители" ü "Весёлый зоопарк" ü "Домик для животных" ü "Жердочка для петушка" ü "Пирамидка для кукол" ü "Разноцветные башенки" (использование различных строительных материалов)   9. Угостим гостей чаем Д/задача:закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом.   10. Подобные варианты игр: ü "Гости" Д/задача:закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом. ü "Пригласи гостей" ü "Мы идём в гости" ü "Чаепитие" ü "Праздник" ü "Именины мухи Цокотухи" ü "Обезьянка ждёт гостей" ü "Какой сегодня день" ü "Семья"   11. Поможем убрать со стола (чтение сказки Федорено горе) Д/задача:закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом. (Освоение детьми действий с сюжетными игрушками, показ игры воспитателем, дети начинают самостоятельно производить какие - то действия не связывая их с сюжетом, некоторые дети включают в игру не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом: идут в магазин за покупкой, но не выполняя действия по сюжету т.е. берут всё, что хочется; накрывают на стол, готовят кушать на плите, угощают гостей, но только при поддержке со стороны воспитателя; накрывают выставляя всё, и не убирают, гости присутствуют до конца игры, нет чувства меры. чай пьём бесконечно) Задачи: Повторение игр. закрепление действий, развития навыка игры (ближнее развитие по Выготскому Л.С.)   №1. «День рождения (Муха Цокотуха или любой другой персонаж, кукла, игрушка, непосредственно ребёнок)». Цель: расши­рить знания детей о спосо­бах и после­до­ва­тельности серви­ровки стола для праз­д­нич­ного обеда, закре­пить знания о столо­вых предметах, воспи­ты­вать внимательность, заботливость, ответственность, жела­ние помочь, расши­рить словар­ный запас: ввести поня­тия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».   №2. «Поможем убрать со стола...........................» Д/задача:закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом.   № 3. Строим дом. Цель: позна­ко­мить детей со стро­ительными профессиями, обра­тить внима­ние на роль техники, облег­ча­ющей труд строителей, научить детей соору­жать пост­ройку неслож­ной конструкции, воспи­тать дружес­кие взаимо­от­но­ше­ния в коллективе, расши­рить знания детей об особен­нос­тях труда строителей, расши­рить словар­ный запас детей: ввести поня­тия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».   № 4. "Пора кушать". Задачи: Накрыть стол, расставить приборы. Сварить суп, кашу на плитке (в пустой кастрюльке или положив в нее пуговицы, шарики, бусины, палочки и пр.) и покормить куклу из ложечки, палочкой, из ладошки. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет. Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой (палочкой), покормить куклу, мишку. Испечь пирожки (можно использовать шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезанные из цветной бумаги фигурки, можно слепить их из пластилина, теста), угостить кукол и зверей. Накормить куклу из тарелки супом, кашей, хлебушком, порезать ножом (палочкой) сосиску, колбаску (для этой цели могут использоваться шарик, кубик, палочка, детали от конструктора или мозаики, фантик, шарик). Вскипятить молоко, налить сок, напоить кукол, дать им печенье, конфету (используются пластмассовые детали конструктора или мозаики, фантик, шарик) рисунками без детализации с обозначением только цвета, например, зеленый овал – огурчик, оранжевый – морковка, красный кружок - яблочко или помидор, зеленый круг в полоску - арбуз) Помыть посуду, вытереть ее полотенцем. Вымыть посуду можно ладошкой или кусочком губки, вместо полотенца использовать кусочек ткани.   № 5. "Баюшки-баю" Задачи: Запеленать куклу. Погладить, обнять ее. Побаюкать на руках. Положить в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку. Спеть колыбельную песенку или прочитать стишок   № 6. "Надо, надо умываться" Задачи: Искупать куклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочек поролона). Вымыть кукле голову шампунем (из пластмассовой баночки), вытереть салфеткой. Приче-сать куклу (расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце. Умыть куклу из тазика. Почистить куклам зубки (можно использовать детскую зубную щетку или палочку). Посадить на горшок (для маленьких игрушек можно использовать крышку от флакона или нижнюю часть пластмассовой банки)   Вторая часть методической разработки направлена на организацию игрового общения воспитателя с младшими дошкольниками в развитии самостоятельной сюжетно-ролевой игры. Задачи: Ø повышение игрового интереса младших дошкольников к сюжетно-ролевой игре посредством игрового общения воспитателя с детьми; Ø развитие игровых умений (распределение ролей, ролевое взаимодействие) младших дошкольников; Ø развитие умений совместно с партнерами по игре и помощью воспитателя создавать игровую обстановку, распределять игровых персонажей, управлять игрушкой, озвучивать персонажей игры. Ø обогащение предметно-развивающей среды группы по игровым зонам настольно-печатными играми, продуктами детского творчества, модульные предметы для придания динамичности среды.   1) «Уложим Дашу спать» (модификация сюжетно-ролевой игры «Семья») . Цели и задачи сюжетно-ролевой игры: формировать у ребенка ценностное отношение к здоровью, жизни; способствовать развитию отношений между детьми.   2) «Купаем куклу Машу» (модификация сюжетно – ролевой игры «Семья») . Цели и задачи сюжетно – ролевой игры: формировать детское представление о чистоте, порядке, заботе; познакомить с понятием «мокрый - сухой », «живой – неживой ».   3) «Мишка заболел» (модификация сюжетно – ролевой игры «Доктор») . Цели и задачи сюжетно-ролевой игры: формировать у детей навык принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действии, использовать во время игры медицинские инструмент, формировать чуткое отношение к заболевшему человеку, животному.   4) «Гипермаркет» (модификация сюжетно-ролевой игры «Магазин») . Цели и задачи сюжетно-ролевой игры: учить детей принимать на себя роль (покупателя) и выполнять соответствующие игровые действия.   5) «Ателье красоты» (модифицированная сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская») . Цели и задачи сюжетно – ролевой игры: формировать представление детей о работе парикмахера; развивать умение использовать инструменты парикмахера; способствовать доброму отношению между детьми.   6) «Автопарк» (модификация сюжетно-ролевой игры «Гаражи») Цели и задачи сюжетно – ролевой игры: дать детям знания о работе шофера, механиков; формировать дружеские отношения в игре.   Работа с педагогическим коллективом Консультация для воспитателей на тему: "Почему ребёнок играет?"   Памятки: «Во что любят играть младшие дошкольники»   «Построение игровой среды для организации сюжетно-ролевой игры ребенка»   Выставка предметов игровой среды для сюжетно- ролевой среды презентация   Фольклорный праздник "Проводы зимы"   Сроки   Октябрь и в течении всего учебного года     Ноябрь   Ноябрь     Индивидуально в течении года Ноябрь   Ноябрь   Декабрь     Февраль   Март   Март Апрель   Май   Сроки   Сентябрь   Сентябрь   Сентябрь В течении года     Сентябрь В течении года   Здесь становиться актуальным: Д.Б. Эльконин В игре воз-никает новая психи-ческая форма мотивов, происходит формиро-вание произвольного поведения, преодоле-ние "познавательного эгоцентризма". Это и есть путь личностного становления ребёнка в игре. [разв. игру дош, Копытина]   Октябрь, в течении года   Октябрь, в течении года   Октябрь, в течении года   Октябрь, в течении года   Октябрь, в течении года     Ноябрь, в течении года   Ноябрь, в течении года   Работать над развитием сюжета и игрушками заместителями.     Ноябрь, в течении года     Ноябрь, в течении года     Ноябрь, в течении года   Декабрь в течении года   Декабрь в течении года   Декабрь в течении года     Январь 2015 год.   Январь в течении года   Февраль в течении года   Февраль в течении года     Февраль в течении года   Март в течении года   Март в течении года  

Ход игры

Дети стоят или сидят полукругом. Случайно, неожиданно вкатывается мяч или воспитатель берёт в руки мяч уже заранее подготовленный желательно воодушевить его т.е. нарисовать ему лицо (создаётся ситуация, условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включение в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую детскую цель) воспитатель включает детей в беседу личностно значимую для них, связанную с их личным опытом).

- Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?

Ответы детей....

- Да конечно вы угадали, я мяч, но не простой, а волшебный

удивлённые возгласы детей: -да!!!

- Конечно. Я весёлый, звонкий мяч. Посмотрите какие у меня глазки, носик и ротик...пауза? (работает мимика лица у воспитателя вопрос)

Ответы детей... весёлый (если у ребёнка возникли затруднения подсказываем, не навязчиво: счастливый, что он делает? и т.д.) улыбается....

- Ребята вы меня знаете, а я вас нет. Я хочу с вами познакомимся, а вы хотите познакомится со мной?

Ответы детей...

- Я буду знакомится с каждым из вас, а вы будете называть своё имя, вы согласны?

Ответы детей...

Воспитатель сначала показывает пример (образец действия) - Меня зовут Мяч. А тебя как зовут? и сам отвечает: - Меня зовут .......

- Очень приятно.

передаёт или прокатывает мяч каждому и при этом проговаривает:

- Меня зовут Мяч. А тебя как зовут?

- Меня зовут Алексей!

- Очень приятно... игра продолжается, если ребёнок стесняется или не может произнести имя (зависимости от ситуации) воспитатель говорит за него или пропускает, но видя. что ребёнок готов возвращается к нему...

После того, как дети все познакомились произнесли в слух своё имя, воспитатель предлагает послушать стихотворение про мяч: "Мой весёлый звонки мяч" С. Маршак

Мяч приглашает своих друзей весёлых и звонких круглых мячей.

Дети выбирают себе мяч и знакомятся с ним, при этом называя своё имя.

Игра с мячами (обследование мяча, экспериментирование с мячом и т.д.)

Воспитатель - Ребята вам понравился мяч?

Ответы детей...

- А играть вам с ним понравилось? и ему тоже понравилось с вами.

Мяч стал нашим другом, а как вы думаете стали его друзьями?

Ответы детей...

- А что же нужно, чтобы подружиться?

Воспитатель слушает версии детей, помогает и вмести приходят к обоюдному согласию, выводу. Чтобы найти друзей надо: (вспоминают, что делал мяч) быть позитивным т.е. улыбаться, нужно уметь знакомиться т.е. называть правильно своё имя.

- Ребята, а мы с вами умеем улыбаться?

Ответы детей...

- А называть своё имя?

Ответы детей...

Какие же вы у меня молодцы, очень скоро у нас появится много знакомых и друзей, потому, что мы научились правильно знакомится. Давайте скажем до свиданье мячику и его друзьям, положим их на место, отнесём в их домик потому, что роднее своего дома ничего не бывает...

Как зовут моего друга?(04.09.2014 год.)

Д/задача: упражнять детей в отчётливом назывании своего имени, развитие речи, внимания, памяти, дружеские отношения, культуру поведения.

Игр/правила: правильно и отчётливо называть своё имя. Задавать вопрос глядя в глаза собеседнику.

Игровое действие:диалог детей со взрослыми и сверстниками (воспитателем, гостями).

Д/ материал:мяч (мягкие игрушки, куклы и т.д.).

Ход игры

Дети стоят или сидят полукругом. Воспитатель берёт в руки мяч,

- Ребята посмотрите, кто нас уже давно здесь ждёт?

заранее подготовленный желательно воодушевить его т.е. нарисовать ему лицо (создаётся ситуация, условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включение в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую детскую цель) воспитатель включает детей в беседу личностно значимую для них, связанную с их личным опытом).

- Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?

Ответы детей.... (дети не просто называют предмет, но и пытаются вспомнить стихотворение С. Маршака "Мяч"

- Да конечно вы меня узнали, я Весёлый, звонкий мяч, и сегодня пришёл познакомится с вашими друзьями.

удивлённые возгласы детей: -да!!!

Дети делают усилие припоминают своих друзей, воспитатель помогает

- Ребята, друзья это те кто всегда с нами рядом (оглядываются смотрят друг на друга, идёт переоценка и фиксация)

- Давайте мячику назовём своих друзей, которые сейчас с нами рядом

Ответы детей....

Воспитатель показывает пример (образец действия) - Мячик, меня зовут Ирина Александровна, а рядом со мной мои друзья Настя...

Поочерёдно передаётся из рук в руки мяч. Дети называют своё имя и имя соседа находящегося с ним рядом. При этом воспитатель напоминает, что говорить надо ласково, улыбаясь, и смотреть друг другу в глаза.

После того, как дети все познакомились произнесли в слух своё имя и имя соседа, воспитатель предлагает послушать стихотворение "Мячик" В. Шипуновой: Мой дружёк - весёлый мячик,

По траве под горку скачет.

Я кричу и хохочу,

Вслед за мячиком лечу:

- Подожди не убегай,

Вместе скатимся давай!

Воспитатель кладёт мяч на пол и прокатывает, дети имитируют движение мяча.

Воспитатель - Ребята вам понравился мяч?

Ответы детей...

- А играть вам с ним понравилось? и ему тоже понравилось с вами.

- Ребята давайте мячику подарим подарки.......

Какие вы у меня молодцы.... (обязательно хвалите ребёнка, фиксируя у него положительные эмоции и желания).

На первом этапе (до трёх лет) педагог, развёртывает игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, стимулирующие ребёнка к осуществлению условных действий с предметом.

Дальнейшая игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия принимает разнообразные формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т.д.

Поможем нашим мамам

Д/задача: развивать речевую активность. Отрабатывать навык соотнесения действия с предметами и словами. Воспитывать терпиливость и внимание.

Игр/правила:дети начинают проводить с предметом действия и сопровождать их словами.

Игровое действие:поиск понравившегося предмета. Действие с предметом и пояснение этих действий словами.

Д/ материал:утюг, кастрюля, сковорода, стиральная машина, газовая или электроплита и т.д.

Ход игры

Дети выбирают предметы и проводят с ними действия по сигналу воспитателя:

- Что делает .........?

- Я маме помогаю гладить платье.

- Что делает..........?

- Я маме помогаю стираю. и т.д.

Кто что наденет

Д/задача: развивать речевую активность. Упражнять детей в последовательности процесса одевания и одновременном объяснении своих действий. закрепить название осенней одежды.

Игр/правила: правильно называть последовательность надевания предметов осенней одежды

Игровое действие:имитация процесса одевания на прогулку

Д/ материал:кукла Катя

Ход игры

Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя хочет пойти на прогулку вместе с детьми. но она не умеет одеваться.

- Давайте покажем Кате, как надо одеваться. Что одевать сначало, а что потом?

Дети имитируют движения последовательности надевания одежды и поясняют свои действия словами.

- Сначала одеваем штанишки, затем кофточку и шапку. После этого надеваем пальто или куртку, завязать шарф и обуться.

Д/игры / предметные

Построим теремок

Д/задача:упражнять детей в названии формы, цвета и величины строительного материала, воспитывать внимание, память, дружеские отношения, культуру поведения.

Игр/правила: отбирать нужный строительный материал, соблюдать очерёдность. Действовать по сигналу воспитателя.

Игровое действие:поиск нужного строительного материала по цвету, форме, величине, совместная постройка теремка.

Д/ материал:строительный материал, игрушки кукольного театра "Теремок", грузовая машина.

Ход игры

Воспитатель рассказывает сказку "Теремок" показывая игрушки, предлагает детям совместно, всем вместе построить домик-Теремок для игрушек. Дети предлагают и подбирают соответствующий строительный материал, и совместно с воспитателем строят домик. строительный материал перевозят на грузовой машине.

Ход игры

Воспитатель рассаживает кукол, разных по величине и цвету платьев. Делит детей на четыре группы. Дети должны подобрать соответствующий строительный материал по величине и цвету и самостоятельно сделать постройку пирамидки.

Параллельно с организацией группового предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей простейшие условные действия с сюжетными игрушками и предметами заместителями. Для этого он развёртывает сюжетную игру на глазах у детей, одушевляя кукол или другие игрушечные персонажи.

Угостим гостей чаем

Д/задача:закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом.

Игр/правила: правильно находить и отбирать посуду к чаю.

Игровое действие:накрывать игрушечный стол для гостей: постелить скатерть, поставить чайные приборы, пригласить гостей за стол.

Д/ материал: столик, стулья, обезьянка, чайник, блюдца, чайные ложечки, сахарница, скатерть, сливочник.

Ход игры

Дети вместе с воспитателем накрывают на стол. Воспитатель говорит и действует за хозяина приёма, обезьянку, т.е. говорит от её имени. Педагог следит, чтобы дети ставили приборы правильно и называли их, соблюдая дружеские партнёрские отношения, помогали друг другу, были взаимовежливы.

Поможем убрать со стола

Д/задача:закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом.

Игр/правила: правильно находить и отбирать посуду к чаю.

Игровое действие:убирать со стола после гостей: убрать скатерть, чайные приборы, помыть посуду.

Д/ материал: столик, стулья, обезьянка, чайник, блюдца, чайные ложечки, сахарница, скатерть, сливочник, чашка для мытья посуды, губка, полотенце для посуды.

Ход игры

Дети вместе с воспитателем убирают со стола. По ходу вопросов воспитателя дети находят соответствующие столовые приборы и выполняют с ними действия по примеру воспитателя.

- Что мы будем делать в начале?

Ответы детей... Убирать со стола

- Куда? (в шкаф для посуды)

- Всю ли посуду можно поставить в шкаф?

Воспитатель подводит детей к тому, что не всю посуду можно сразу убирать в шкаф. Посуду необходимо вымыть, просушить и только потом убрать.

Какую посуду можно убрать сразу, а какую необходимо мыть и только после этого убирать на место. Обезьянка благодарит детей за помощь.

По мере освоения детьми действий с сюжетными игрушками воспитатель переходит к показу игры, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом: варит кашу, накрывает на стол, кормит куклу, моет посуду, убирает со стола. гуляет с куклой, укладывает куклу спать при этом поёт колыбельную песенку. Все эти сюжеты должны включать в себя действия, уже известные детям, наблюдаемые ими в реальной жизни.

На этом этапе работы воспитателю следует на ряду с сюжетными игрушками вводить в совместную игру с детьми предметы заместители.

Для того, чтобы дети в своей самостоятельной деятельности могли развернуть игровые действия, воспитателю следует сохранить предметно-игровую среду, или специально её организовать.

II. На втором этапе (от 3 лет) педагог формирует у детей умение принимать роль,

развёртывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществлять, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь - диалог.

Для перехода к ролевой игре необходимо, чтобы ребёнок умел выделять специфические для определённого взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками. Воспитатель должен отчётливо представлять. какие роли целесообразно вводить в детскую игру на данном этапе. Это должны быть роли взрослых. знакомые ребёнку по его жизненной практике, реализующиеся через понятные для него действия, имеющие яркий отличительный внешний атрибут. Например, роль доктора (доктор измеряет температуру, делает уколы, даёт лекарство; внешним атрибутом является халат), роль шофёра (водит машину, автобус, возит пассажиров, грузы; атрибут - руль).

Воспитатель подготавливает несколько наборов игрушек и ролевых атрибутов и постепенно обязательно обыгрывает их, на глазах у детей, принимая на себя главные роли. Игра воспитателя привлекает внимание детей. Их можно вовлечь в неё, постепенно сначала на примере с куклой, воспитатель - доктор лечит куклу, потом помощника воспитателя и только потом в игру вступают дети, воспитатель передаёт роль доктора детям и сам выступает в роли пациента и т.д.

Во время игры педагог не однократно называет свою игровую роль, связывая её со специфическими ролевыми действиями.

Развитие игры может идти по следующей схеме:

1. воспитатель - игрушка

2. воспитатель - ребёнок

3. ребёнок - ребёнок.

Чтобы обратить внимание детей на ролевой диалог как необходимое условие совместной игры, целесообразно на время игры взрослого с детьми свести до минимума число сюжетных игрушек; ролевые действия лучше осуществлять с предметами-заместителями или с воображаемыми предметами. Таким образом, центр игры смещается с предметных действий на разговор персонажей.

III. Моделирование развития сюжетной игры по концепции

Ход игры

Дети вместе с воспитателем убирают со стола. По ходу вопросов воспитателя дети находят соответствующие столовые приборы и выполняют с ними действия по примеру воспитателя.

- Что мы будем делать в начале?

Ответы детей... Убирать со стола

- Куда? (в шкаф для посуды)

- Всю ли посуду можно поставить в шкаф?

Воспитатель подводит детей к тому, что не всю посуду можно сразу убирать в шкаф. Посуду необходимо вымыть, просушить и только потом убрать.

Какую посуду можно убрать сразу, а какую необходимо мыть и только после этого убирать на место. .................... благодарит детей за помощь.

№ 3. Строим дом.

Цель: позна­ко­мить детей со стро­ительными профессиями, обра­тить внима­ние на роль техники, облег­ча­ющей труд строителей, научить детей соору­жать пост­ройку неслож­ной конструкции, воспи­тать дружес­кие взаимо­от­но­ше­ния в коллективе, расши­рить знания детей об особен­нос­тях труда строителей, расши­рить словар­ный запас детей: ввести поня­тия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: круп­ный стро­ительный материал, машины, подъем­ный кран, игрушки для обыг­ры­ва­ния постройки, картинки с изоб­ра­же­нием людей стро­ительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры:

воспи­та­тель пред­ла­гает детям отга­дать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом)». Воспи­та­тель пред­ла­гает детям пост­ро­ить большой, прос­тор­ный дом, где бы могли посе­литься игрушки. Дети вспоминают, какие бывают стро­ительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они расс­мат­ри­вают изоб­ра­же­ния стро­ите­лей и расс­ка­зы­вают об их обязанностях. Затем дети дого­ва­ри­ва­ются о пост­ройке дома. Расп­ре­де­ля­ются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подво­зят стро­ительный мате­риал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе стро­ительс­тва следует обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самос­то­ятельно играют.

№ 4. "Пора кушать".

Задачи: Накрыть стол, расставить приборы.

o Сварить суп, кашу на плитке (в пустой кастрюльке или положив в нее пуговицы, шарики, бусины, палочки и пр.) и покормить куклу из ложечки, палочкой, из ладошки. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет.

o Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой (палочкой), покормить куклу, мишку.

o Испечь пирожки (можно использовать шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезанные из цветной бумаги фигурки, можно слепить их из пластилина, теста), угостить кукол и зверей.

o Накормить куклу из тарелки супом, кашей, хлебушком, порезать ножом (палочкой) сосиску, колбаску (для этой цели могут использоваться шарик, кубик, палочка, детали от конструктора или мозаики, фантик, шарик).

o Вскипятить молоко, налить сок, напоить кукол, дать им печенье, конфету (используются пластмассовые детали конструктора или мозаики, фантик, шарик) рисунками без детализации с обозначением только цвета, например, зеленый овал – огурчик, оранжевый – морковка, красный кружок - яблочко или помидор, зеленый круг в полоску - арбуз)

o Помыть посуду, вытереть ее полотенцем. Вымыть посуду можно ладошкой или кусочком губки, вместо полотенца использовать кусочек ткани.

<

Наши рекомендации