Рекомендации по составлению теста
1. Сценарий написания теста. Отобрать материал, раскрывающий тему теста.
2. Составить задания и расположить их в порядке сложности.
3. Типы заданий: 1. «Закрытый. Альтернативный», т.е. даются варианты ответов (как минимум, 4;правильный один). Например: СССР прекратил свое существование в … ○1989 ●1991 ○1985 ○1994
2. «Закрытый. Множественный», т.е. даются варианты ответов (как минимум, 5-7, правильных 2-3). Например: Партия, которая не преодолела 5% барьер на выборах.
●СПС ○КПРФ ●«Яблоко» ○«Единая Россия» ○«Родина»
3. «Закрытый. Соответствие», т.е. на установление соответствия между заданиями в двух колонках. Например: Установить соответствие между событиями и датами:
а) Княжение Ярослава Мудрого 1) 1019 – 1054
б) Куликовская битва 2) 1380
в) Основание Санкт-Петербурга 3)1703
4) 1801
4. «Закрытый. Упорядочение», т.е. установление правильной последовательности элементов тестового задания. Например: Упорядочите числа по возрастанию.
56 78 32 12
5. «Открытый», т.е. отвечающий сам должен дать ответ (от одного слова до нескольких предложений). Например: Фамилия первого Президента Российской Федерации - ….
Внимание!Задания должны излагаться в повествовательной форме. Например: Страна, в которой зародилось движение Реформации.
Германия 2) Англия 3) Испания 4) Франция
4. Задание должно быть кратким (в одно предложение), ясным, однозначным.
5. При формулировке задания не используются падежные вопросы, просторечия, жаргонизмы. Желательно задание начинать с существительного. Например: Имя героя….. Понятие, рассматриваемое… Событие, изменившее…
6. Задания должны быть разнообразны и по форме и по содержанию, то есть они должны проверять как теоретический запас знаний, так и понимание художественного текста. Желательно применить все формы тестовых заданий (располагаются по степени сложности).
7. В тестовые задания могут включаться формулы, рисунки.
8. Правильные ответы к тесту даются на отдельном листе.
Рекомендации по составлению презентации
1. Сценарий составления презентации. Выбрать тему; отобрать материал; найти иллюстрации, схемы, дополняющие материал; на бумажном носителе расписать материал по слайдам; внести полученный текст в презентацию.
Внимание! На слайд выносится самая важная и значимая информация. Объем сообщения должен быть небольшим и легко восприниматься зрителем.
2. Для презентации использовать программу Microsoft PowerPoint.
3. В презентации применять на всех слайдах единое цветовое, анимационное оформление. Не рекомендуется использовать сложные анимационные эффекты, яркие, едкие цвета.
4. Объем презентации: 8-12 слайдов.
6. Презентация должна заканчиваться вопросником (8 вопросов), тестом (6-6 заданий; тест делается активным, используются гиперссылки). Внимание! Как составлять тест, кроссворд смотри методические рекомендации.
Внимание! Презентации, сданные позже указанных сроков, не проверяются.
Рекомендации по написанию индивидуальных заданий
1. Сценарий написания индивидуального задания: выбрать тему; ознакомится с рекомендациями в карте самостоятельной работы; выполнить задание.
2. Объем: 2-3 листа, в зависимости от темы. Можно как рукописный, так и печатный вариант.
3. Обратить внимание на сроки выполнения индивидуального задания. Рекомендуется выполнять задания вслед за лекционным материалом.
Внимание! Задания, сданные позже указанных сроков, не проверяются.
План анализа стихотворения
- Дата написания и публикации. Место, занимаемое в творчестве поэта. Творческая история (Поэтическая традиция).
- Основная тема.
- Смысл названия.
- Лирический сюжет и его движение.
- Композиция. Основные структурные части.
- Основные настроения, тональность стихотворения.
- Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.
- Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.
- Лирические персонажи. Их переживания.
- Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний.
- Ритм и размер.
- Лексика. Языковые выразительные средства (метафоры).
- Поэтический синтаксис.
- Звукопись. Фонетическая окраска стиха.
- Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
- Отзыв критиков о стихотворении.
- Звучание стихотворения в наши дни.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Вопросы к экзамену.
1. Средние века как особый этап исторического развития Европы. Своеобразие средневековой литературы. Библия.
2. Кельтский эпос. Ирландские саги о Кухулине и Финне, «Изгнание сыновей Уснеха» и другие.
3. Сборник скандинавских песен «Эдда». Песни мифологические и героические. Прозаические скандинавские саги и их значение в формировании последующей литературной традиции.
4. Развитие героического эпоса во Франции. Основные циклы эпических песен. «Песнь о Роланде». Жанрово-стилистические особенности поэмы.
5. Испанский героический эпос. «Песнь о моем Сиде». Жанрово-стилистические особенности поэмы.
6. Развитие героического эпоса в Германии. Сюжетно-композиционные и стилевые особенности «Песни о Нибелунгах».
7. «Песнь о Нибелунгах»: образ «молодого героя» Зигфрида – его осмысление в поэме как героя рыцарской эпохи.
8. «Беовульф» - памятник древнеанглийской героической поэзии. Особенности его структуры и художественной образности. Своеобразие стиха поэмы.
9. Клерикальная литература. Поэзия вагантов.
10. Развитие рыцарской культуры в ХII-ХШ веках. Поэзия трубадуров, труверов и миннезингеров. Основные жанры, тематика.
11. Развитие рыцарского романа. Основные циклы. Жанрово-стилистические особенности. «Роман о Тристане и Изольде». Художественно-стилевые особенности версии, воссозданной Дж.Бедье.
12. Жанровая система городской литературы Средних веков.
13. Жанр баллады. Основные циклы средневековых баллад. «Баллады о Робин Гуде».
14. Драма и театр позднего Средневековья. Мистерии и миракли, фарсы.
15. Предвозрождение. Данте. Жизнь и творчество. Книга стихов «Новая жизнь».
- «Божественная комедия» Данте. Художественная структура и идейное содержание. Данте как философско-эстетический синтез средневековой культуры и пролог к литературе Нового времени.
- «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера как энциклопедия средневековых жанров.
18. Эпоха Возрождения как «величайший прогрессивный переворот…».
19. Возрождение в Италии. Петрарка как родоначальник итальянского гуманизма. Его жизнь и творчество. Жанр сонета в творчестве Петрарки: «Книга песен».
- Боккаччо. Эволюция творчества. «Декамерон», его структура, идейное и художественное своеобразие. Значение для последующего развития новеллистики.
- Нидерландская культура в эпоху Возрождения. Жизнь и творчество Э.Роттердамского. «Похвальное слово глупости».
- Себастиант Брант «Корабль дураков».
- История создания романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Его структура, художественные особенности. Реалистический гротеск Рабле, содержащий «искры веселого карнавального огня, сжигающего старый мир».
- Проблема воспитания в романе Ф. Рабле.
- Художественное наследие поэтов Плеяды. Жанр сонета в творчестве Ронсара.
- Жанр утопии в литературе эпохи Возрождения. Жизнь и творчество Томаса Мора.
- Предшественники Шекспира в области поэзии и драмы: Сидни, Спенсер, Сарри, Кид, Марло.
- Биография Шекспира и т.н. «Шекспировский вопрос». Современные подходы.
- Жанр сонета в творчестве Шекспира. Традиции и новаторство.
- Жанр сонета в литературе эпохи Возрождения.
- Художественный мир комедий Шекспира (на примере одной, двух комедий).
- Шекспир. Исторические хроники. Общая характеристика. Анализ одной из них.
- Шекспир «Ромео и Джульетта». Своеобразие комедии.
- Трагедия Шекспира «Гамлет». Особенности построения и развития конфликта.
- Образ Гамлета. Гамлет как «борец мыслью». Гамлет и гамлетизм.
- Трагедия Шекспира «Макбет». Проблема узурпации власти.
- «Отелло» - трагедия «обманутого доверия».
- Трагедия Шекспира «Король Лир».
- Эпоха Возрождения в Испании. Жизненный и творческий путь Сервантеса. Роман Сервантеса «Дон Кихот». История создания. Проблема жанра.
- Гуманизм романа Сервантеса «Дон Кихот». Образ Дон Кихота.
- Образ Санчо Пансы, его народная мудрость.
СОДЕРЖАНИЕ
Технологическая карта……………………….......................…………………… ……………...4-6
Первый модуль. История зарубежной литературы эпохи средних веков...................................................................................................................................................7-19
Работа с лекционным материалом…........................……………...................................................7-12
Планы практических занятий………………........................…….................................................12-17
Темы и методические рекомендации для индивидуальной работы…………........................................................……......................................................…….17-28
Второй модуль.История и культура зарубежной литературы эпохи Возрождения....................................................................................................................................19-43
Работа с лекционным материалом…………........................…….................................................19-22
Планы практических занятий………………..........................…...................................................22-26
Темы и рекомендации для индивидуальной работы……...........................................................26-28
Приложение 1. Темы для презентаций и рефератов..................................................................28–29
Приложение 2.Глоссарий…………………………………........................………………...…..30-34
Приложение 3. Основная и дополнительная литература,список художественных текстов..............................................................................................................................................34-37
Приложение 4.Методические рекомендации…….......................………………………….….37-41
Приложение 5.Экзаменационные вопросы……………………………………………………41-43
* ХР – читать по хрестоматии.