Рекомендации по составлению установок

Дженкинс Пегги Дж.

Воспитание духовности у детей

Руководство для занятых родителей / Перев. с англ. —

М.: ООО Издательский дом «София», 2004. — 224 с.

Эта книга — находка для вечно занятых и озабоченных ро­дителей и учителей. Простые и очень глубокие уроки стимулиру­ют воображение и пробуждают Внутреннего Учителя, присут­ствующего в душе каждого ребенка. В то же время книга может помочь самим родителям. Дети гораздо ближе к истине, чем мы, взрослые. Их удивительная интуиция может нас многому на­учить. Книга позволит вам поменяться ролями с вашими детьми и стать их учениками. И тогда начнут происходить удивительные вещи...

Книга предназначена для самой широкой аудитории. Вы можете использовать приведенный в ней материал в той форме, которая, на ваш взгляд, наиболее соответствует вашему мировоз­зрению и потребностям вашего ребенка.

Оглавление

Слова признательности..................9

Предисловие......................... 10

Основа основ......................... 12

Как работать с этой книгой.............. 15

Установка как средство воспитания

духовности........................ 21

СЕЯНЦЫ.

КУРС ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ........ 27

1. Магнетизм благодарности..........29

2. Содержание определяет форму.......33

3. Человек — это видимая форма Духа .... 36

4. Начни день с молитвы............39

5. Наша взаимосвязь с Духом .........42

6. Закон бумеранга...............45

7. Связанные одной нитью...........48

8. Не судите...................51

9. Путь легкий и путь трудный.

Каким путем идти?..............55

10. Уменьшить проблему наполовину.....58

И. Слово—не воробей..............61

12. Скрытые возможности...........64

13. Дух вездесущ ................67

14. Увидеть и поверить.............70

15. Смотри на картину, а не на раму .....72

РОСТКИ.

ПРОДВИНУТЫЙ КУРС

ОБУЧЕНИЯ...................... 75

16. Подобное притягивает подобное .....77

17. Сила установки...............81

18. Думай о том, чего ты хочешь,

а не о том, чего не хочешь.........86

19. Что завладело моим вниманием, завладеет мною...............89

20. Наши мысли нас не покидают.......93

21. Твои слова—оковы или крылья?.....96

22. Творческая сила воображения.......99

23. Осмысленное созидание......... 102

24. Расти—значит изменяться....... 105

25. Мы и Дух едины.............. 108

26. О нашей взаимосвязи с Создателем

и друг с другом.............. 111

27. Чтобы дарить любовь,

нужно исполниться ею.......... 114

28. Мы учимся внимать наставлениям ... 117

29. Мысли—подарки............ 120

30. Смерть и тело............... 123

РАСЦВЕТ. ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ...... 127

31. Благо во всем............... 129

32. Мои мысли —часть вселенского

разума..........'......... 133

33. Мир таков,

каким я его себе представляю...... 137

34. Мы впитываем окружающую нас среду . 141

35. Умей расслабляться............ 145

36. Выбирай мысли, которые тебе по душе . 149

37. Наша мысль обретает реальные формы . 152

38. Ищи в плохом хорошее.......... 156

39. Поднимись над своей проблемой .... 160

40. Как мы используем нашу энергию? ... 166

41. Аспекты сознания............. 170

42. Уверенность пробуждает веру...... 175

43. Прислушайся к Духу........... 179

44. Чаша нашей веры............. 184

45. Отдели свои страхи от проблемы .... 188

46. Одна свеча способна рассеять мрак . . . 192

47. Гнев—это путь к саморазрушению . . . 196

48. Сила слова................. 199

49. Духовность —

переплетенье чувств и мыслей...... 203

50. На связи с Источником.......... 208

Маленький урок специально для вас...... 214

Эпилог............................. 217

Послесловие........................ 220

Об авторе.......................... 221

Основа основ

«Ребенок должен продвигаться к более высокому уровню организации духа при помощи конкретных вещей».

Доктор Мария Монтессори

Цель этой книги — помочь детям обрести веру в исти­ны, которые касаются их непосредственно —как де­тей Создателя. Когда они познают эти истины, с ними и с окружающим их миром начнут происходить удивительные вещи.

Кто-то однажды сказал: «Горе тому, кто вынужден пости­гать основы во времена потрясений». Основы, о которых дети узнают из этой книги, помогут им подготовиться к преодо­лению жизненных трудностей. Благодаря этим основам дети поймут, что они живут не только в интеллектуальном, но и в духовном мире и все окружающее является материальным выражением их веры. Многие люди воспринимают окружа­ющий мир как причину, а себя — как следствие. Надеюсь, что благодаря этой книге дети увидят, что причина — это они, а следствие — окружающий мир. Это поможет им стать инициативными личностями, способными приблизить на­ступление новой эры.

Каждый закон физики имеет свое отражение в мире ин­теллектуальном и в мире духовном. Учась обращаться с ду­ховными законами так же, как с законами физическими, дети обретают спокойствие, уверенность и радость — те бесценные качества, которые в дальнейшем позволят им вы­держать любые жизненные бури.

Уроки, которые содержатся в этой книге, должны просто стимулировать процесс обучения. Это — пособие для заня­тых родителей, готовых посвятить десять минут в день пре­подаванию своим детям высоких духовных принципов. Данная книга также будет полезна для учителей, представи­телей духовенства и юристов. Предлагаемые уроки отража­ют не все необходимые детям духовные законы и принципы. В книгу включены лишь те уроки, которые можно легко преподать большинству детей школьного возраста с помо­щью вполне обычных предметов.

Наиболее эффективным является обучение, осуществля­емое не словами, а посредством символов. С давних времен люди разъясняют новое и непонятное при помощи обычных предметов. Точно так же знакомые детям предметы можно использовать в качестве символов для разъяснения сложных истин.

Для того чтобы преподавать эти уроки, вам не обязатель­но знать ответы на все вопросы. Просто устройте детям представление и подразните их воображение концепциями из этой книги. И пусть Внутренний Учитель, присутствую­щий в душе каждого ребенка, прояснит ему эти концепции наилучшим образом.

Работая над этой книгой, я старалась, чтобы она как мож­но меньше походила на религиозное наставление. Хоть я и использую в ней такие слова, как Бог, Дух, Источник, Создатель и Внутренний Учитель, прошу учесть, что эти сло­ва — всего лишь ярлыки. Наш язык стремится дать опреде­ление тому, что неопределимо. Произнося слова, мы пыта­емся описать то, что в глубине души и так понятно каждому из нас. Пусть эти слова означают то, во что верите вы. Ко­нечно же, вы в праве заменять их по своему усмотрению, так, чтобы выбранное вами слово удовлетворяло принципам вашей веры.

Возможно, не все положения этой книги придутся вам по вкусу. Но если она даст импульс вашей мысли, и вы найдете в ней свежие идеи относительно того, как обучать детей высоким истинам, — я буду считать, что достигла своей цели.

Как работать с этой книгой

«Исследования человеческого мозга показывают, что восемьдесят три процента знаний мы получаем путем наблюдения и практики».

Доктор Эдвард Боно

Методику проведения предлагаемых мною уроков мож­но кратко сформулировать при помощи следующей аббревиатуры — КИП (краткость и простота)*. Краткость и простота изложения позволяют нам удерживать в памяти свои впечатления в течение более длительного времени. Детский ум не нуждается в обилии слов и не воспринимает пространных объяснений. Взрослые, помните об этом!

Уроки расположены в книге без всякой последователь­ности. Вы можете обращаться с ними так же свободно, как если бы перед вами была не книга, а «шведский» стол или блюдо с закусками. Выбирайте уроки в зависимости от по­требностей ребенка и ваших интересов. Старайтесь исполь­зовать для занятий каждую удобную минуту.

Эти уроки подходят для любой возрастной группы — от начальной до средней школы. Даже если на уроке присут­ствуют дети разных возрастных групп, каждый ребенок усвоит материал на своем уровне понимания. Именно поэтому я не стала вводить в свои уроки цитаты или разъясне­ния для разных возрастных групп.

Стройте свои разъяснения так, чтобы они соответствова­ли возрасту вашего ребенка и уровню его интеллектуального развития. Вы вольны изменить или опустить любую часть урока, которая, по вашему мнению, не полностью соответ­ствует вашему мировоззрению. Наиболее удачными будут те уроки, темы которых волнуют вас самих. Энтузиазм зарази­телен. Ведь для детей «пример старших — лучший учитель»*.

Совсем не обязательно буквально цитировать приведен­ные в описаниях уроков монологи (то, что заключено в ка­вычки). Пусть эти монологи послужат отправной точкой для ваших разговоров с ребенком. Подкрепляйте свою мысль примерами, понятными ребенку.

Как показывают результаты исследований, полученная информация сохраняется в детской памяти дольше, когда занятие остается незавершенным. Поэтому лучше остано­вить урок «на полуслове», так, чтобы ребенок ожидал его продолжения, чем стремиться во что бы то ни стало закон­чить тему, рискуя прослыть занудой. Просто запомните, на чем вы остановились и завершите урок на следующем за­нятии.

Длительность большинства из предлагаемых уроков со­ставляет примерно пять минут. Я рекомендую проводить эти уроки в утреннее время. Или же вы можете посвятить занятиям то время, когда ваш ребенок отдыхает после шко­лы, обедает или готовится ко сну. Будьте настойчивы и по­старайтесь сделать занятия регулярными.

По ряду причин знакомьтесь с содержанием каждого урока по крайней мере за три дня до того, как вы предложите его ребенку. Во-первых, так вы сможете заранее подгото­вить весь необходимый дидактический материал. Как пра­вило, он состоит из обычных предметов, часто применяе­мых в домашнем хозяйстве. Но в отдельных случаях вам потребуются дополнительные материалы. Во-вторых, пред­варительно знакомясь с материалом, вы нацеливаете свое творческое подсознание на осмысление темы урока. Это даст вам возможность подобрать необходимые примеры, ко­торые могут заинтересовать вашего ребенка. Кроме того, вы сможете глубже вникнуть в тему урока и, возможно, приду­мать наиболее эффективный способ ее раскрытия. Помни­те, что уроки, описанные в этой книге, предназначены для самой широкой аудитории. Поэтому вы вправе проводить их в той форме, которая, на ваш взгляд, наиболее соответствует вашему мировоззрению, религиозным убеждениям и потре­бностям вашего ребенка.

Перед началом урока удостоверьтесь, что весь необходи­мый дидактический материал находится у вас на столе. Вы можете временно накрыть его тканью. Это придаст вашему уроку некую таинственность и заставит детей ожидать чуда. Вы также можете разместить дидактический материал на специальном подносе или на подставке. Взяв одну или двух кукол, которые будут «помогать» вам вести урок, вы прида­дите ему форму театрализованного представления.

Обязательно найдите время на то, чтобы обсудить с деть­ми их впечатления и ответить на вопросы. Не превращайте свой урок в монолог. Часто дети находятся ближе к истине, • чем мы. Их удивительная интуиция может нас многому на­учить. Стремитесь к тому, чтобы поменяться ролями с ваши­ми детьми и стать их учениками.

Иногда использование тех или иных предметов, предло­женных для урока, может показаться вам нецелесообраз­ным. Замените их, но не отказывайтесь от дидактических материалов как таковых — они помогут вам лучше довести ваши мысли до понимания ребят. Вместо предметов можно использовать картинки, а также словесные «картины» — устные описания. Используя силу воображения, дети фор­мируют в своем сознании впечатления более длительные, чем те, которые остаются у них после устного объяснения, не подкрепленного наглядными образами. Опыт практи­ческой работы с предметами всегда оставляет наиболее сильные впечатления. Поэтому старайтесь использовать ди­дактический материал всякий раз, когда это возможно. Со­гласно научным данным, мы запоминаем 10 % из того, что слышим, 25 % из того, что видим, и 90 % из того, что делаем сами.

Другой способ сохранить информацию в памяти ребен­ка — периодически возвращаться к этой информации в процессе обучения — через повторение. Для того чтобы то или иное положение дошло до сознания ваших учеников, вы должны повторить его несколько раз. Поэтому отдельные уроки следует повторять как можно чаще. Многие из уроков являются различными формами изложения одной и той же темы. Повторение — один из эффективных дидактических приемов.

В ходе каждого урока очень важно прививать ребенку чувство собственного достоинства. Цель урока не может быть важнее, чем чувства детей. Вам следует постоянно за­ботиться о душевном комфорте ваших ребят. Кто-то хорошо сказал по этому поводу: «Прежде всего, мы преподаем себя и свое отношение к другим».

В конце каждого урока вы найдете некую установку, ко­торую можно использовать в качестве заключительного вы­вода. Каждая такая установка провозглашает определенную истину и, значит, является мощным инструментом для из­менения мышления и внутреннего мира ребенка, а также его отношения к окружающему. Более подробно об установ­ках говорится в разделе «Установка как средство воспитания духовности». Обычно установка — это вывод, который де­лается в конце каждого урока. Однако установка может быть также задана изначально, как главная тема урока, либо уче­ники сами формулируют ее в процессе обсуждения. По­вторяя эти установки в течение дня, дети будут постепенно приближаться к истинному пониманию самих себя.

Чтобы сделать эту книгу более действенным инструмен­том обучения, я рекомендую вам завести специальный жур­нал, в который вы сможете заносить свои мысли и наблюде­ния до, во время и после каждого урока. Вы можете расши­рить план своего урока, например включив в него ролевые игры, медитации либо чтение рефератов по науке или ис­кусству. Опишите в журнале, как дети восприняли урок. Сюда же можно внести свои предложения к следующему занятию. Порядок ведения записей в журнале может быть следующим:

1. Название урока

2. Дата проведения

3. Дополнительный материал к уроку

4. Изменения к плану урока

5. Приведенные примеры

6. Иные варианты установки

7. Реакция детей и их вопросы

8. Дополнительные задания к уроку

9. Примечания для повторного обращения к уроку

Возможно, наибольшая польза таких уроков состоит в том, что посредством идей, подобных тем, которые изложены в книге, они позволяют нам увидеть нашу собственную фило­софию. Надеюсь, что эти занятия станут трамплином для вашего творчества. Они позволят вам по-новому взглянуть на обычные предметы, окружающие нас в повседневной жизни. Вы обнаружите, что эти предметы способны раздви­нуть горизонты интеллектуального и духовного мира ваших детей.

Услышу —забуду, Увижу —запомню, Сделаю —пойму.

Китайская пословица

Установка как средство воспитания духовности

В этой книге установки приводятся в завершение каж­дого урока. Поэтому, прежде чем вы приступите к ра­боте над уроками, я предлагаю вам ознакомиться с данным разделом.

Установки, представленные в книге, — это позитивные заявления о том, кто мы, какие мы есть и какими мы можем стать. Кроме того, в этих установках обобщен человеческий опыт. Польза этих установок в том, что они являются ин­струментами осуществления тех изменений в нашем мыш­лении и в жизни, которых мы стремимся достичь. Для этого мы должны прежде всего изменить свое отношение к самим себе. Мы должны привести наше самосознание в гармонию с Божественным совершенством, которое уже присуще нам. Наши убеждения и верования находятся в подсознании, которое сплошь состоит из эмоций, страхов, сомнений, вос­поминаний о реальных событиях, а также из мнений других людей, которые мы принимаем как свои собственные. Наше подсознание с одинаковой легкостью воспринимает как не­гативные, так и позитивные мысли, постепенно образуя то, что представляется нам истиной. Именно туда, в подсознание, направлены установки. Они помогут нам противодей­ствовать тому негативу, который мы выработали в себе сами либо же переняли от других. Поскольку мы — это Дух, мы, в сущности, совершенны. И мы имеем право вызвать это совершенство из глубин своей души.

Особенно быстро установки действуют на маленьких де­тей, поскольку малыши в своей самооценке ближе к истине. Они, в отличие от большинства взрослых, еще не успели под­вергнуться процедуре многолетнего промывания мозгов. Мы, взрослые, большую часть своей жизни подсознательно пользуемся негативными установками, говоря себе: «я не смогу это сделать», «я очень устал», «я плохо себя чувствую», «я медленно читаю», «я делаю много грамматических оши­бок» или «у меня плохая память». Обычно подобные само­уничижительные установки высказываются нами тихо, «про себя», они составляют молчаливый поток нашей внутренней речи.

Почти все, что мы хотели бы в себе изменить, может быть изменено с помощью позитивных установок. Позитивные установки помогают нам защищаться от каждодневных уда­ров по нашему самолюбию, которые мы наносим себе сами. Установки, облеченные в чувства, способны проникать в наше подсознание в процессе усвоения истины — подобно тому, как краснеет стебель сельдерея, если его поместить в воду, окрашенную в красный цвет. С другими полезными ана­логиями вы сможете ознакомиться в уроке «Сила уста­новки».

Прежде чем подсознание усвоит позитивные установки, их истинность должна быть проверена нашим сознанием. Наше подсознание придает форму тому, что мы полагаем истинным в данный момент. Именно чувства, а не слова способны образовывать формы отношения к миру.

Рекомендации по составлению установок

Говорите от себя, называя свое имя или используя место­имения «я» либо «мой». «Я-установки» несут в себе мощный заряд энергии. Очень эффективны также установки, начи­нающиеся фразой «Я могу».

Говорите так, как будто желаемые перемены уже прои­зошли и вы уже стали таким, каким хотите быть.

Используйте настоящее время. Установка, составленная в будущем времени теряет свою ценность. Наше подсозна­ние воспринимает сказанное в буквальном смысле. Следо­вательно, если вы составили свою установку в будущем вре­мени, она навсегда останется в будущем. Избегайте устано­вок вроде «я буду...», «я намерен...» и им подобных.

Ваша установка должна выглядеть так, словно вы уже достигли желаемого результата, а не так, будто вы все еще «на пути к поставленной цели».

Лучший эффект от установок достигается в том случае, когда они иллюстрируются картиной, которую вы рисуете в своем воображении. Всегда легче представить себе свершив­шийся факт, чем какой-то неопределенный процесс совер­шенствования.

Установка должна описывать те черты вашего характера и те нормы поведения, которые вы хотели бы культивиро­вать и неукоснительно соблюдать. Не пользуйтесь отрица­тельными оборотами. Только утверждайте. Вместо «Я не бу­ду выходить из себя» говорите: «Я уравновешен».

В своих установках не сравнивайте себя с другими людь­ми. Не стоит говорить: «Я могу писать так же, как Сьюзен». Полностью сконцентрируйтесь на самом себе: «Я выража­юсь ясно».

Укажите, чего конкретно вы хотите достичь: «Я могу трижды переплыть бассейн» или «На этот раз я великолепно играю на фортепьяно».

Сделайте свои установки более эмоциональными, вклю­чая в них слова, обозначающие чувства: «Я люблю решать математические задачи» или «Я горжусь тем, как я работаю на компьютере».

Наши рекомендации