Основные задачи этапов обучения одному технико-тактическому действию (ТТД)
Этап ознакомления
Этап формирования двигательного умения
Этапформирования двигательного навыка
Овладеть основным Механизмом ТТД
1. Овладеть деталями ТТД в постоянных учебных условиях.
2. Овладеть правильным выполнением деталей в целостном ТТД
1. Совершенствование эффективности выполнения ТТД.
2. Совершенствование физических качеств.
3. Совершенствование ТТД в нестандартных условиях.
4. Ознакомление с прикладными вариантами ТТД
Спортивные педагоги выделяют в каждом шаге обучения три ступени:
— восприятие и созерцание движения;
— обдумывание и программирование;
— выполнение двигательного задания.
Рассмотрим особенности педагогической деятельности на этих ступенях.
При восприятии изучаемых технико-тактических действий необходимо:
— обеспечить усвоение наименования и объяснений техники движений;
— сформулировать такое двигательное задание, которое окажется достаточным для овладения основным механизмом техники;
— продемонстрировать технико-тактическое, действие, с тем чтобы обеспечить более полное восприятие задания.
Наиболее важными аспектами педагогической деятельности являются объяснение и демонстрация техники движения.
Объяснение: объясняются не только внешние, т. е. видимые, характеристики технико-тактического действия, но также и те внутренние (субъективные) ощущения, которые должны возникнуть при правильном его выполнении. Решение этой задачи предельно упрощается при применении следующих двух методических приемов:
— использовании предшествующего двигательного опыта обучающихся;
— актуализации образных выражений типа «насторожись, как кошка перед прыжком», «расколи пяткой лед», «нырни» и т. п.
Этими методическими приемами достигается мобилизация всех органов чувств, что важно, так как занимающийся должен не только слышать объяснение, но и прочувствовать его через двигательные, тактильные, зрительные и другие анализаторы.
Демонстрация двигательного действия. Важно знать, что существуют следующие варианты демонстрации движений: натуральный показ, демонстрация наглядных пособий (схем, плакатов, кинограмм, различных приспособлений), акустическая демонстрация (ритм движения), световая демонстрация.
Наиболее удобным и простым является натуральный показ, который, в свою очередь, имеет следующие разновидности: идеальный показ, адаптированный (упрощенный, приспособленный к уровню подготовленности группы или индивида), имитационный (чаще применяется в работе с квалифицированными спортсменами) и, наконец, лидирующий (когда обучающийся выполняет прием вместе с демонстрирующим).
Адаптированный показ предусматривает, например, наличие таких вариантов спортивной техники, как начальная, промежуточная и мастерская, каждой из которых свойственны типичные параметры пространственных, временных, силовых и ритмических характеристик движения.
Для лучшего восприятия демонстрируемого движения следует избрать наиболее удобную плоскость для просмотра, а также определить достаточное расстояние от занимающихся. Существует заимствованное у художников правило, по которому определяется достаточное расстояние: если амплитуда демонстрируемого движения равна величине А, то для целостного восприятия его (без поворотов головы) следует находиться на расстоянии ЗА.
Во время демонстрации приема следует акцентировать внимание на начальной фазе, обеспечивающей успех основной фазы.
При обдумывании и программировании необходимо:
— выделить время на обдумывание;
— указать правильную последовательность обдумывания;
— использовать такой методический прием, как закрывание глаз для облегчения процедуры обдумывания;
— изложить план выполнения двигательного задания;
— опросить учащихся с целью контроля и закрепления знаний;
— требовать обдуманного выполнения движений.
При практическом выполнении двигательного задания можно использовать три метода разучивания: целостный, по частям, с помощью подводящих упражнений.
Указанные методы можно применять в четырех вариантах:
— когда борец самостоятельно выполняет двигательное задание (в облегченных условиях, или со страховкой, или в обычных условиях);
—- когда борца «принудительно проводят по движению», используя различные технические средства, например тренажеры (этот метод иногда называют методом принудительного прочувствованна) ;
— когда борца ориентируют при помощи разметок или других указателей, ограничивающих направление, амплитуду и другие характеристики движений (метод ориентирования);
— когда борец в ходе практического выполнения приема получает срочную информацию о степени расхождения истинных и заданных параметров движений (пространственных, временных, силовых, ритмических). Данный метод именуется методом срочной информации.
Во всех случаях оптимальное количество повторений не должно превышать 10 раз.
Целостный метод разучивания эффективен тем, что задача обучения решается сразу, но плох тем, что трудно осваиваются координационно сложные приемы и комбинационные действия.
Метод разучивания по частям применять легче. Однако при его использовании может нарушиться скоростно-силовая структура движения, чем объясняется малая его эффективность. Часто требуются большие затраты времени для объединения частей в целостное движение. Следует учесть, что скоростные движения учить по частям опасно.
Метод разучивания с помощью подводящих упражнений. Ему принадлежит особое место. Само наименование метода свидетельствует о наличии логически взаимосвязанных упражнений, последовательное выполнение которых как бы подводит к беспрепятственному выполнению самого разучиваемого движения, что существенно повышает скорость его усвоения. Явным достоинством метода подводящих упражнений является не только увеличение скорости разучивания (за счет использования явлений положительного переноса навыков), но и значительное сокращение частоты травмирований занимающихся.
Исправление ошибок.Прежде всего следует определить содержание каждого шага обучения, чтобы принудительно исключить появление ошибок. Для этого используют методы предметного ориентирования, подводящих упражнений и др. В частности, применение метода предметного ориентирования позволяет исключить ошибки в таких пространственных характеристиках разучиваемого технико-тактического действия, как направление, форма и амплитуда движений. Очень часто методы предметного ориентирования и подводящих упражнений позволяют избежать тех ошибок, которые могут привести к травмам.
Тем не менее полностью избежать ошибок в выполнении двигательного задания невозможно. Поэтому прежде всего отметим, что по значимости все ошибки могут быть подразделены на мелкие, значительные и грубые. В частности, к грубым ошибкам можно отнести те, которые приводят к травмам, при которых нельзя выполнить разучиваемый прием или при которых существенно нарушается основной механизм техники движений.
В зависимости от фаз технико-тактических действий ошибки могут быть зарегистрированы в начале, в середине и в конце приема. Кроме этого, ошибки могут быть классифицированы и на основании трех других признаков: «емкости», типичности и степени автоматизированности. В частности, они подразделяются на локальные, региональные, глобальные (по емкости), типичные, нетипичные и автоматизированные, неавтоматизированные (по степени их автоматизированности).
Безусловной является необходимость в первую очередь предупреждать и устранять грубые ошибки, приводящие к травмам, не позволяющие выполнять прием или существенно искажающие основной механизм техники, а затем — значительные и мелкие.
Следует всячески избегать появления глобальных и особенно автоматизированных ошибок. Для этого следует более четко разрабатывать частные методики разучивания движений.