Предмет и задачи дидактики, её основные категории. Процесс обучения: понятие, особенности, структурные компоненты. Сущность процесса обучения.

Понятие личности в педагогике. Факторы развития личности.

Человек-понятие многогранное. Человек – живое природное существо обладающее сравнительно устойчивым генотипом.

Индивид – отдельный живой организм.человек как вид.

Личность – это общественное существо носитель общественного сознания. Помимо этого личность – это субъект активной деятельности следовательно носитель сознания и самосознания. Свойства личности включают в себя и общее и особенное и единичное.

Индивидуальность – это особенности характера психического склада, совокупность характерных признаков отличающих одну личность от другой.

Ядро личности –самосознание, как осознанное отношение человека к своим мотивам переживаниям и мыслям.

Источник активности личности – его потребность. Переживаемая в виде желаний и влечений. Проходя через сознание и самосознание, потребность становится мотивом его поведения и деятельности

Сознание и самосознание - нравственно – психологический характерологический стержень личности.

Развитие – самое широкое понятие характеризующее становление личности. Развитие – это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств индивида.

Известный советский философ В. П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил:

1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.

Существенным признаком личности являются ее общественная активность и твердость идейно-политических взглядов и убеждений. Сюда, в частности, относится активность в труде, в общественно-политической жизни, в отстаивании идеологических принципов и взглядов и т.д.

Выделяя критерии личностности, В. П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. Вот почему, по мнению В. П. Тугаринова, нельзя всех людей без исключения считать «личностями». В частности, не является личностью младенец, а также умалишенный.

Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер. В этом смысле характеристика понятий человек и личность должна быть дополнена понятием индивидуальности.

Для полноты характеристики человека как общественного существа нельзя обойти также понятие «индивид». Слово это латинского происхождения и в переводе на русский язык означает «единичность». Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам. В этом смысле каждый нормальный человек является индивидом.

Роль активности самой личности в собственном развитии. Понятие о внешних и внутренних факторах развития личности.

Понимание этого явления привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, стали разделять на две группы — внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет решающую роль в развитии личности только при условии, если оно
оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой.

Предмет и задачи дидактики, её основные категории. Процесс обучения: понятие, особенности, структурные компоненты. Сущность процесса обучения.

Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования. Объект дидактики - обучение во всем его объеме и во всех его аспектах. Предмет дидактики - процесс преподавания-учения (процесс обучения) вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, результатами, к которым он приводит. Задачи дидактики состоят в том, чтобы: 1) описать и объяснить процесс обучения и условия его реализации; 2)разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии. Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование. Образование - это, с одной стороны, целостный процесс обучения и воспитания личности, в ходе которого происходит ее формирование и развитие, с другой - это результат обучения и воспитания, т.е. тот объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, а также личностных качеств, которыми овладел школьник по окончании обучения в учебно-воспитательном учреждении. Обучение - это специально организованный, целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика (преподавание+учение), направленный на усвоение школьниками системы знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и способностей. Преподавание - это деятельность учителя по руководству усвоением учащимися содержания образования. Учение - это система интеллектуальных и практических действий школьников, обеспечивающая усвоение ими содержания образования.

Процесс обучения - это развивающееся взаимодействие учителя и учащихся, направленное на достижение поставленной дидактической цели и приводящее к намеченному изменению состояния ЗУН учащихся, опыта творческой деятельности. Процесс обучения реализует три основные функции: образовательную, развивающую и воспитательную. Образовательная функция состоит в формировании ЗУН, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности. Воспитательная функция состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения. Развивающая функция. Обучение ведет за собой развитие. В процессе учения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности.

Особенности процесса обучения, которые в своей совокупности отражают его сущность: 1) обучение - вид социальной деятельности, средство передачи и усвоения социального опыта; 2) обучение носит конкретно-исторический характер. Каждой эпохе присущ свой характер обучения (цели, содержание, методика); 3) обучение - целенаправленный, планомерно организуемый процесс; 4) обучение - двусторонний процесс; 5) обучение есть в сущности процесс познания; 6) обучение - диалектически противоречивый процесс, противоречия выступают в качестве его движущих сил (противоречия: а) задачи учебного процесса и наличный уровень подготовленности и развития ученика; б) социальный опыт и наличный объем ЗУН ученика; в) знания, усвоенные учеником, и умения их применять; г) научные понятия, суждения и житейские представления ученика; д) фронтальность изложения материала и индивидуальное восприятие его учеником).

Структурные компоненты процесса обучения: целевой (цель и задачи), содержательный (содержание образования), организационно - деятельностный (методы, средства, формы), оценочно - результативный (результат обучения). Функции учителя: выдвинуть цель и задачи, стимулировать познавательную активность учеников; раскрыть содержание обучения; организовать практическую деятельность учеников; контролировать ход обучения; оценить результаты. Функции ученика: осознать цель, план и смысл предстоящей деятельности; усвоить содержание обучения (восприятие - понимание - осмысление - обобщение -закрепление); выполнить практическую работу (применить знания, сформировать умения); осуществить самоконтроль и самооценку результата.

Методологическая основа процесса обучения - гносеология - теория познания, сердцевиной которой выступает теория отражения: общий путь познания истины идет от живого созерцания (чувственного восприятия предметов и явлений, благодаря чему возникают ощущения и представления - познается внешняя сторона явления) к абстрактному мышлению (переход от конкретного (чувственного) восприятия к познанию сущности, установлению причинно - следственных связей; результаты обобщения выражаются в понятиях и законах) и от него к практике (проверка правильности выводов и обобщений).

Этапы процесса познания предопределяют звенья учебного процесса: 1) подготовка учеников к восприятию; 2) восприятие учениками нового материала; 3) осмысление воспринятого материала; 4) обобщение; 5) закрепление; 6) применение знаний на практике; 7) контроль, анализ результатов.

Наши рекомендации