Информационное общество как новая форма социальности
Информационное общество — это общество, в котором процессы коммуникации и обмена информацией выходят на одно из самых главных и определяющих по значимости мест.
Уже в 20-е гг. ХХ века возникло противостояние двух философских направлений—философии тренсцендентализма (представленной неокантианцами, среди которых П.Наторп, Г.Виндельбанд, Г.Риккерт, Экассирер, Э.Гуссерль) и диалогической философии, одним из представителей которой становится Мартин Бубер.
Главной особенностью этих направлений, определяющей их различие становится понимание предмета философских исследований: первая строится на рассмотрении отношений человека и мира, вторая, на отношении между субъектами, их диалоге, названном Бубером «Я и Ты».
Бубер считает, что весь мир—это человеч6еская субъективность, которая троится им самим, по собственным законам своей субъективности. Все человеческие отношения делятся им на три сферы: природа, жизнь с другими людьми и отношения с духовными сущностями. Первыю группу отношений он считает доверчивым и пульсирующим, Вторая отличается тем, что принимает речевую форму, третье—окутано облаками и трудно переводимо на человеческий язык.
Отношение Я-Ты строится на принципе взаимности и возможно только при условии понимания и переживания субъективности другого. Такое отношение порождает особый вид социальности, в которой важно со-существование и понимание каждым человеком себя как Мы. Эта социальность обусловлена посредничеством культуры. Существование в таком социуме всегда диалогично и строится на принципах дистанцирования. Дистанцирование представляет нам мир как целостность и нечто отстраненное, но при этом, делает наше существование осмысленным. Поэтому чеовеческое существование не сводимо ни к природному бытию, ни к духовному, а всегда личностно и представлено во встречах с другими людьми и общении и с ними.
Диалог, согласно Буберу бывает трех видов:
5.технически-инструментальный, обусловленный необходимостью осуществления повседневных забот и предметной направленностью понимания
6.монолог, выраженный в форме диалога, направленный не на другого, а на самого себя
7.подлинный диалог, в котором анализируется все личностное знание, совпадающее с бытием партнера по диалогу.
8.Бубер вводит понятие «межчеловеческого» смысла отношений.
Даниел Белл, американский социолог, один из основателей концепции постиндустриального общества, считает, что труд и капитал как главные структурные элементы индустриального общества будут заменены информацией и знанием в обществе постиндустриальном. Информация при этом будет выступать основным производственным ресурсом, а знание останется источником его прогресса. (Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999).
Moudrykh Vladislav в книге «Теория эволюции разума как канверсии интеллекта органического носителя в неорганическую мыслящую материю» (М.: Аграф, 1999. – 592 с.) пишет о необходимости создания «единого стандарта общения и телекоммуникации – цифровых понятий трансформации каждого в универсальный конвертор на первом этапе письменной речи – лишенной пока еще звуковых внешних модуляций, служащей цели унитарной трансляции о восприятия информации в письменности – как начала семантической революции мышления, позволяющей в течении ближайших 10 лет элиминировать постыдное наследство первобытного прошлого человека – Вавилонское столпотворение языков народов Земли» (С.22). Автор рассматривает постиндустриальную революцию, представленную интерактивностью коммуникаций как новый этап эволюции человека с позиций его рациональности.
А.Тоффлер в книге «Третья волна» пишет о информационных технологиях и их стремительном развитии как третьей волне динамики человеческого развития. Это фундаментальный переход от медленных и привычных форм передачи информации к информационно-интерактивному Download компьютерных файлов и ключевой фактор эволюционного перехода функций носителя разума от биологической живой мыслящей материи к небиологической форме неживой мыслящей материи в виде компьютерного микропроцессора.
Тоффрер пишет об ускорении практических всех процессов, связанных с существанием человека.
Альфред Корзубский, сделавший попытку математического описания времени доказал, что ускорение реально и связано с процессами передачи информации между разными поколениями. В математике информацию назвали негативной энтропией или негэнтропия, подчеркнув ее динамическое, разрушающее начало.
Согласно такому подходу смысл культурного развития заключается не в сохранении, а в разрушении старой информации и усвоении информации новой. Ускорение процессов снятия или усвоения информации в культуре, подверженная логарифимическому закону (что математически доказал Шеннон) и изначально свойственно всем эволюционным процессам.
Разрушение старой информации по Пригожену связано с особым состоянием, названным им диссипативной структурой (неустойчивость), отличающимся неустойчивостью и нестабильностью.
Человечество в своем развитии прошло несколько стадий сохранения важной родовой информации :
· Биогенетическая память;
· Сознание;
· Бессознание;
· Коллективное бессознательное в виде архетипов;
· Символизация в форме искусства;
· Письменность и др. знаковые системы;
· Техника в виде компьютеров
· WWW как новый тип коллективного бессознательного, но вне человеческого организма.
С появление компьютеров начинается процессраспространения разума не только за пределы человеческого организма, но и за пределы поверхности обитания одной планеты.
«Конверсия мыслящей органической материи в мыслящую неорганическую завершится стиранием границ сознания отдельного интеллекта (имманентно – собственных черт современного понимания личности) в едином пространственно-энергетическом конгломерате разума» (Moudrykh Vladislav Теория эволюции разума как канверсии интеллекта органического носителя в неорганическую мыслящую материю. М.: Аграф, 1999. – 592 с., С.77).
По Moudrykh Vladislav этапы конверсии материи и эволюции разума можно представить следующим образом:
· Конверсия неорганической материи в органическую (около 3 млрд. лет, с 4 млрд. лет до н.э. по 1 млрд. лет до н.э.). На этом этапе произошло появление первой биологической программы поведения в виде общей и механической ориентации организма по отношению к источнику раздраженя, получившая название ТАКСИС. Она разграничила собственно органические существа от неорганических. Далее осуществляется длительный процесс совершенствования биологическиз организмов от разрозненных сенсорных реакций дол возникновения нервной системы.
· Развитие сетевой нервной системы в первый биологический носитель псевдоинтеллекта (центра нервной деятельности) –продолжается более 930 лет от 1 млрд. лет до н.э. по 70 млн. лет до н.э.). Впервые мозг возникает у червя под названием планария и составляет скопление около 3000 нейронов.Основной итог этого периода – развитие головного мозга, названным «старым мозгом» современными учеными. (не тот ли это Змей, повлиявший на судьбу Адама и Евы из райского сада?)
· Окончание формирования бионосителя интеллекта – продолжающийся 69800000 лет с 70 млн. лет до н.э. по формирование человека современного типа.
· Развитие интеллекта доминтного бионосителя. Завершается этот период появлением вспомогательных копий головного мозга и его программ. Этот процесс сопровождался появлением вербальной и семантической конструкций, динамикой соотношения инстинкта и научения, появлением развитых технологий в области коммуникации.