Степень научной разработанности темы
Творчество Владимира Маяковского в контексте ранней советской рекламы и политического плаката
Фролова Полина Михайловна
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
По направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью»
Квалификация (степень) «бакалавр»
(очная форма обучения)
Научный руководитель: Василенко
Кандидат философских наук, ( )Сергей Александрович
доцент
Рецензент : Палеолог
Кандидат исторических наук, ( ) Максим Владимирович
доцент
Зав. Кафедрой: Исаков
Доктор исторических наук, ( )Владимир Алексеевич
профессор
Москва 2015
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….СТР.3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УСЛОВИЯ И РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ РЕКЛАМЫ И АГИТАЦИОННОГО ПЛАКАТА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА…………………………………………... СТР 8
1.1.Специфика советской рекламы и политического плаката 1920-1930х годов…………………………………………………………………….............СТР.8
1.2. «Окна РОСТА» как новый эффективный метод политической агитации в начале XX века………………………………………………………………. СТР.14
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛАДИМИРА МАЯКОВ- СКОГО КАК РЕКЛАМИСТА…………………………………......................СТР.25
2.1. Концепция рекламной деятельности Владимира Маяковского как отражение требований времени……………………………………...............СТР.25
2.1.1 Новые рекламные жанры Владимира Маяковского............................СТР.26
2.1.2. Государственно- управленческая реклама……………………………СТР.28
2.2 Рекламист полного цикла и творческий союз В. Маяковского и А. Родченко как разделение труда…………………………….……………………............СТР.30
ГЛАВА III. РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО В СОЗДА-
НИИ СОВРЕМЕННЫХ АГИТАЦИОННЫХ И РЕКЛАМНЫХ
МАТЕРИАЛОВ ………………………………………………..……….........СТР.34
3.1 . Анализ «Хозяйственных агиток» как нового жанра торгово-промышленной рекламы. Прямая и скрытая реклама …………………………………….....СТР.34
3.2 Исследование образов в политических плакатах «Окна РОСТА» …....СТР.44
3.3.Заимствование стиля Владимира Маяковского в современном мире...СТР.49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...........СТР.59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….....СТР.63
ПРИЛОЖЕНИЕ.…………………………………………………………......СТР 68
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Владимир Маяковский являлся олицетворением нового типа поэта – ак -тивного борца за новое, светлое будущee нaродa. Он вошёл в литературу как участник группы поэтов – футуристов, любящих и пропагандирующих новизну, устремлённость в «завтра». Все свое поэтическое мaстерство он отдaл на служ- бу революции – «чтоб выволочь республику из грязи».
Начало ХХ столетия в отечественной истории знаменуется временем социальных трансформаций. Реальность стремительно менялась, и новый темп жизни, череда грандиозных общественных событий, таких как революции, вос-стания, начало НЭПа - всё это потребовало новых форм выражения: агитация, плакаты, лозунги, реклама. Деятельность Маяковского в этом направлении и стала олицетворением советской идеи.
На протяжении ХХ века именно реклама выполняла функции пропаган- ды, агитации и современного PR. Русские конструктивисты, разработавшие ос- новные языковые приемы и коммуникативные приемы новой, современной рек- ламы заявляли: « Рекламировать - значит вербовать. Цель рекламы- довести до сведения и пропагандировать. Отсюда ее близость ко всякой агитации и пропа- ганде». (О.Брик)[1]
Да, творчество Владимира Маяковского как футуриста, «певца револю-ции» широко известно далеко за пределами нашей страны. Но в его биографии существует еще одна яркая страница. Его работа в области агитации и рекламы – не менее значимая и интересная часть жизни самого поэта. Это и особый этап, определивший становление советской рекламы.
Так, недостаточная исследованность творчества советского поэта Вла- димира Маяковского как рекламиста, занимающегося рекламой патриотической направленности, рекламой как искусством для масс; рекламой, которую можно назвать летописью своей эпохи, – обусловила актуальность темы данной работы.
Сегодня, в эпоху информационных технологий, в условиях жесткой кон-
куренции, монополии и олигополии, государственные предприятия, частные коммерческие фирмы, а также коллективы и отдельно взятые субъекты активно используют рекламу. Для достижения наиболее эффективного коммуникацион-ного воздействия на свою целевую аудиторию рекламисты всё чаще прибегают к рекламному опыту предыдущих поколений. Интерес к истории рекламы, к истокам российской практики рекламирования также определили актуальность темы исследования.
Объект исследования- советская реклама и политический плакат 20-30х годов XX века.
Предмет исследования -роль Владимира Маяковского в советской рекламе и политическом плакате.
Степень научной разработанности темы.
Творчество великого поэта Владимира Маяковского является достаточно популярной темой для изучения. Общие принципы рекламы рассматриваются в работах Алена Т.К.[2], Дюпона Л.[3], Колокольцевой Т.Н. [4] Характеристике советс-
кой рекламы в 1920-1930 годах уделяются главы в работах Ученовой В.В, тру-дах Соколовой О.В., Матросовой Е.С.,Савельевой О.О., а также Грицука А.П.[5]
Поскольку творчество Владимира Маяковского неразрывно связано с ра-
дикальным художественным течением XX века- авангардизмом, то наиболее любопытными в этой сфере показались работы Харджиева Н.И. «Статьи об авангарде»[6] в двух томах, Бюргера П., а также публикация Бобринской Е.А.[7]
Наиболее интересными работами в изучении деятельности Владимира Маяковского как рекламиста являются труды Козленкова В.А.[8],Соколова М.А., Эвентова И.С, статья Сафроновой Е.Ю. «Маяковский как «отец» русского копи райтинга». Разобраться в вопросах изучения биографии, а также особенностей поэзии Владимира Маяковского помогли труды таких авторов как Сарнова Б.М,[9] Кациса Л.Ф.[10],Лавута П.И.,Чернышевой О.В.,монография Катаняна В.А.[11]
Также в основу бакалаврской работы вошло первое полное собрание сочинений Владимира Маяковского в 12 томах 1934 года, где даны научно выверенные тексты произведений поэта, собрание сочинений Маяковского 1978 года, выпуски журналов Левого Фронта искусств (ЛЕФ), издававшиеся в Москве в 1923-1925 годах под редакцией Владимира Маяковского, а также отдельные статьи поэта и его современников, посвященные «Окнам РОСТА», агитации и рекламе.
Цель исследования – выявление наиболее существенных характеристик агитационной и рекламной деятельности Маяковского в контексте мирового опыта и их влияние на современную рекламу
Основные задачи исследования:
1) Рассмотреть специфику советской рекламы 1920-1930х годов;
2) Выявить основные приемы, методы, техники, жанры, принципы, разработанные и используемые Владимиром Маяковским в его рекламной деятельности, а также в политическом плакате
3) Изучить копирайтерскую деятельность Владимира Маяковского пос-редством анализа его рекламных работ;
4) Исследовать стилистическую особенность политических плакатов «Окна РОСТА»;
5) Определить особенности социокультурной и политической направлен ности агитационного творчества В. Маяковского, показать её патриотическую составляющую с помощью наглядных примеров;
6) Оценить вклад В. Маяковского в развитие рекламного дела в России и использование заимствования результатов его работ в современном мире.
При написании дипломной работы автором были использованы следующие методы научного исследования:
–сравнительный метод;
–классификация;
–изучение монографических публикаций и статей;
–аналитический метод;
– обобщение.
Краткое описание структуры:
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследова-ния. Работа состоит из введения, трех глав глав и заключения.
Введение характеризует актуальность и социальную значимость рассмат риваемой темы,особенности дипломной работы и основное смысловое содержа- ние ее разделов.
В первой и второй главе обобщаются теоретические сведения из разных литературных источников по данной теме, анализируются точки зрения отечес- твенных и зарубежных авторов к рассмотренным пунктам.Проводится оценка и обоснование позиции автора дипломной работы.
Третья глава содержит практическое исследование автора по поставлен-ной проблеме. Приводятся различные методы и техники конкретного авторско- го исследования, рассматривается прогноз и развитие исследуемого предмета.
Заключение содержит логическое изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сфор-мулированными во введении работы. Описываются результаты исследования автора, краткое изложение выводов по поставленной теме.