Тема 5. Искусство Северного Возрождения

Вопросы:

1. Периодизация, особенности развития искусства Северного Возрождения.

2. Творчество А.Дюрера, И.Босха, Я. ван Эйка, П. Брейгеля Старшего, Р. ван дер Вейдена, Л. Кранаха Старшего, Г. Гольбейна Младшего.

Вопросы для обсуждения:

  1. Смысл понятия « Северное Возрождение».
  2. Дайте периодизацию Северного Возрождения. Какое значение имело Северное Возрождение в развитии европейской культуры?
  3. В чём сходство и различие искусства Итальянского и Северного Возрождения?
  4. Назовите известных деятелей искусства. Северного Возрождения.
  5. Ян ван Эйк как основоположник искусства Северного Возрождения.
  6. О мистических видениях, средневековых аллегориях и конкретной живой действительности в творчестве Иеронима Босха (Нидерланды).
  7. Искания Альбрехта Дюрера (Германия) – «нетипичного» художника Северного Возрождения.
  8. Перечислите ведущие жанры в искусстве Северного Возрождения.
  9. Демократические и фольклорные черты в живописи Северного Возрождения.
  10. Жанровая живопись в творчестве Питера Брейгеля – старшего.
  11. Перечислите ведущие жанры в творчестве Р. ван дер Вейдена.
  12. Развитие ренессансной скульптуры и архитектуры во Франции.
  13. Перечислите особенности маньеризма Северного Возрождения.

Рекомендуемая литература

1.Арган Дж. К. История итальянского искусства. – М.: Радуга, 1990.

2.Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. – М.: Искусство, 1990.

3.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – М.: Искусство, 1985.

4.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. II: Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М.: Искусство, 1989.

5.Караськова О. Средние века. Возрождение. – СПб.: КОРОНА принт, 2003.

6.Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. – М.: Радуга, 1984.

7.Памятники мирового искусства. Выпуск VIII, вторая серия. Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII – XV веков. – М.: Искусство, 1987.

8.Шрамкова Г.И. Искусство Возрождения: Италия, Нидерланды, Германия, Франция. – М.: Изобразительное искусство, 1977.

9.Якобс М. Семь веков западноевропейской живописи. – М.: Арт-Родник, 1998.

Тема 6. Искусство Западной Европы 17- 18 вв.

Вопросы:

1.Дать представление о системе жанров в 17 - 18 вв.

2.Проявление стилей барокко и рококо в живописи и архитектуре.

3.Архитектура, театр и живопись: стили классицизм и ампир.

Вопросы для обсуждения:

1. Опишите развитие научного мировоззрения в европейской культуре 17 в.

2. Определите понятия «барокко» и «классицизм».

3. Назовите 3 этапа в архитектуре барокко и даты этих этапов на примере искусства Италии.

4. Кто является основоположником стиля классицизма?

5. Кто является теоретиком театра эпохи классицизма? Назовите основоположника классицизма в литературе и на сцене.

6. Перечислите персоналии французского Просвещения. Какой вклад они внесли в развитие данного периода?

7. Определите сущность сентиментализма (течение 2-й половины 18-19 вв.).

8. Что такое рококо? С каким из европейских правителей этот стиль обычно ассоциируют?

9. Какие музыкальные произведения создал Людвиг ван Бетховен? К какой школе его можно отнести и почему?

10. Творчество Й. Гайдна. Какие реформы он произвёл в музыкальном искусстве?

11. Вклад А. Вивальди в историю музыки. Основные произведения композитора.

13. Что такое стиль «ампир»? В каких видах искусства он отобразился?

Рекомендуемая литература

1.Базен Жермен. Барокко и рококо. – М.: 2001.

2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. II: Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М.: Искусство, 1989.

3.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2000.

4. Острой О.С. Изобразительное искусство середины ХIХ века. – М.: 2002.

5.Памятники мирового искусства. Выпуск VI, первая серия. Европейское искусство XIX века. 1789 – 1871. – М.: Искусство, 1975.

6.Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв. – М.: Наука, 1966.

7. Федоров А.Г. История искусства зарубежных стран XVII-ХVIII в.в. – М.: 1964.

8.Якобс М. Семь веков западноевропейской живописи. – М.: Арт-Родник, 1998.

Тема 8. Искусство Западной Европы 19 века.

Вопросы:

1.Специфика творчества Т. Жерико и Э.Делакруа.

2.Специфика творчества Гюстава Курбе и Ж. – Франсуа Милле.

3.Характеристика графического искусства Оноре Домье.

4.Природа преимпрессионизма как феномена искусства 19 века..

5.Анализ произведений - репрезентантов творчества Э..Мане и К.. Коро.

Вопросы для обсуждения:

1. Формальные признаки стиля произведения «Бег свободных лошадей в Риме» Т. Жерико: единство персонажей в аспекте представления этапов целостного движения человечества.

2. Тенденции развития портретного жанра в произведениях Т. Жерико раннего и позднего периода творчества.

3. Произведение «Плот «Медузы» как целостный репрезентант романтизма пер-

вого этапа: актуальные художественные приемы, спектр художественных идей.

4. Взаимодействие художественных идей произведения «Бег свободных ло-

шадей в Риме» и «Плот «Медузы», содержательные различия.

5. Живописные компоненты построения модели энтузиазной религиозности

произведений романтизма. «Охота на львов» и «Алжирские женщины»

Э. Делакруа.

6. Жанр портрет в искусстве классицизма и романтизма (на материале порт-

ретов Ж.-О.-Д. Энгра и цикла портретов умалишенных Т. Жерико).

7. Критерии тождества и различия классицизма и романтизма («Стратоника»

Ж.-О.-Д. Энгра и «Смерть Сарданапала» Э. Делакруа).

8.Теория реализма в трактатах Г. Курбе.

9. Программа реализма в произведении «Мастерская живописца: аллегория

живописи».

10. Роль пейзажного жанра в живописи Г. Курбе: картина «Волна».

11. Роль портретного и автопотретного жанра в творчестве Г. Курбе: «Авто-

портрет с собакой» и «Здравствуйте, господин Курбе».

12. Реалистическая концепция мифологии искусства в произведении «Купаль -

щицы» Г. Курбе.

13. Анализ теоретических высказываний об искусстве Ж.-Ф. Милле.

Религиозное содержание реалистического метода произведений Милле.

14. Анализ картины «Сборщицы колосьев» как репрезентанта стиля Ареаклас-

сицизм в аспекте реализм.

15. Диктатная религиозность произведений Ж. Милле – на материале анализа

картины «Пастушка».

16.Литографии политической направленности в творчестве О. Домье: «Гар-

гантюа», «Империя – это мир».

17. Литографии социальной направленности в творчестве О. Домье: серия

«Супружеские нравы».

18. Взаимодействие скульптурного и графического творчества О. Домье в про-

изведении «Законодательное чрево».

19.Сравнительный анализ произведения «Завтрак в мастерской» Э. Мане и

«Мастерская живописца» Я. Вермеера.

20. Сравнительный анализ произведения «Завтрак на траве» Э. Мане и произ-

ведений «Сельский концерт» Тициана и «Суд Париса» Рафаэля.

21.Сравнительный анализ произведения «Бар в Фоли-Бержер» Э. Мане и

«Менины» Д. Веласкеса.

22. Анализ произведения «Купание Дианы» К. Коро как репрезентант преим-

прессионической модели мира.

Рекомендуемая литература

1. Варакина Г.В. Основные этапы истории европейского искусства. Учебное

пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс 2006.

2. Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб.:1998.

  1. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб.: АО
  2. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997

5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2000.

6. Памятники мирового искусства. Выпуск VI, первая серия. Европейское искусство XIX века. 1789 – 1871. – М.: Искусство, 1975.

  1. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. – М.: Олма-Пресс,2000

8. Янсон Х.В. Основы истории искусств. – М.: Искусство, 2001.

Наши рекомендации