Тема 5. Искусство Северного Возрождения
Вопросы:
1. Периодизация, особенности развития искусства Северного Возрождения.
2. Творчество А.Дюрера, И.Босха, Я. ван Эйка, П. Брейгеля Старшего, Р. ван дер Вейдена, Л. Кранаха Старшего, Г. Гольбейна Младшего.
Вопросы для обсуждения:
- Смысл понятия « Северное Возрождение».
- Дайте периодизацию Северного Возрождения. Какое значение имело Северное Возрождение в развитии европейской культуры?
- В чём сходство и различие искусства Итальянского и Северного Возрождения?
- Назовите известных деятелей искусства. Северного Возрождения.
- Ян ван Эйк как основоположник искусства Северного Возрождения.
- О мистических видениях, средневековых аллегориях и конкретной живой действительности в творчестве Иеронима Босха (Нидерланды).
- Искания Альбрехта Дюрера (Германия) – «нетипичного» художника Северного Возрождения.
- Перечислите ведущие жанры в искусстве Северного Возрождения.
- Демократические и фольклорные черты в живописи Северного Возрождения.
- Жанровая живопись в творчестве Питера Брейгеля – старшего.
- Перечислите ведущие жанры в творчестве Р. ван дер Вейдена.
- Развитие ренессансной скульптуры и архитектуры во Франции.
- Перечислите особенности маньеризма Северного Возрождения.
Рекомендуемая литература
1.Арган Дж. К. История итальянского искусства. – М.: Радуга, 1990.
2.Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. – М.: Искусство, 1990.
3.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – М.: Искусство, 1985.
4.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. II: Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М.: Искусство, 1989.
5.Караськова О. Средние века. Возрождение. – СПб.: КОРОНА принт, 2003.
6.Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. – М.: Радуга, 1984.
7.Памятники мирового искусства. Выпуск VIII, вторая серия. Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII – XV веков. – М.: Искусство, 1987.
8.Шрамкова Г.И. Искусство Возрождения: Италия, Нидерланды, Германия, Франция. – М.: Изобразительное искусство, 1977.
9.Якобс М. Семь веков западноевропейской живописи. – М.: Арт-Родник, 1998.
Тема 6. Искусство Западной Европы 17- 18 вв.
Вопросы:
1.Дать представление о системе жанров в 17 - 18 вв.
2.Проявление стилей барокко и рококо в живописи и архитектуре.
3.Архитектура, театр и живопись: стили классицизм и ампир.
Вопросы для обсуждения:
1. Опишите развитие научного мировоззрения в европейской культуре 17 в.
2. Определите понятия «барокко» и «классицизм».
3. Назовите 3 этапа в архитектуре барокко и даты этих этапов на примере искусства Италии.
4. Кто является основоположником стиля классицизма?
5. Кто является теоретиком театра эпохи классицизма? Назовите основоположника классицизма в литературе и на сцене.
6. Перечислите персоналии французского Просвещения. Какой вклад они внесли в развитие данного периода?
7. Определите сущность сентиментализма (течение 2-й половины 18-19 вв.).
8. Что такое рококо? С каким из европейских правителей этот стиль обычно ассоциируют?
9. Какие музыкальные произведения создал Людвиг ван Бетховен? К какой школе его можно отнести и почему?
10. Творчество Й. Гайдна. Какие реформы он произвёл в музыкальном искусстве?
11. Вклад А. Вивальди в историю музыки. Основные произведения композитора.
13. Что такое стиль «ампир»? В каких видах искусства он отобразился?
Рекомендуемая литература
1.Базен Жермен. Барокко и рококо. – М.: 2001.
2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. II: Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М.: Искусство, 1989.
3.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2000.
4. Острой О.С. Изобразительное искусство середины ХIХ века. – М.: 2002.
5.Памятники мирового искусства. Выпуск VI, первая серия. Европейское искусство XIX века. 1789 – 1871. – М.: Искусство, 1975.
6.Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв. – М.: Наука, 1966.
7. Федоров А.Г. История искусства зарубежных стран XVII-ХVIII в.в. – М.: 1964.
8.Якобс М. Семь веков западноевропейской живописи. – М.: Арт-Родник, 1998.
Тема 8. Искусство Западной Европы 19 века.
Вопросы:
1.Специфика творчества Т. Жерико и Э.Делакруа.
2.Специфика творчества Гюстава Курбе и Ж. – Франсуа Милле.
3.Характеристика графического искусства Оноре Домье.
4.Природа преимпрессионизма как феномена искусства 19 века..
5.Анализ произведений - репрезентантов творчества Э..Мане и К.. Коро.
Вопросы для обсуждения:
1. Формальные признаки стиля произведения «Бег свободных лошадей в Риме» Т. Жерико: единство персонажей в аспекте представления этапов целостного движения человечества.
2. Тенденции развития портретного жанра в произведениях Т. Жерико раннего и позднего периода творчества.
3. Произведение «Плот «Медузы» как целостный репрезентант романтизма пер-
вого этапа: актуальные художественные приемы, спектр художественных идей.
4. Взаимодействие художественных идей произведения «Бег свободных ло-
шадей в Риме» и «Плот «Медузы», содержательные различия.
5. Живописные компоненты построения модели энтузиазной религиозности
произведений романтизма. «Охота на львов» и «Алжирские женщины»
Э. Делакруа.
6. Жанр портрет в искусстве классицизма и романтизма (на материале порт-
ретов Ж.-О.-Д. Энгра и цикла портретов умалишенных Т. Жерико).
7. Критерии тождества и различия классицизма и романтизма («Стратоника»
Ж.-О.-Д. Энгра и «Смерть Сарданапала» Э. Делакруа).
8.Теория реализма в трактатах Г. Курбе.
9. Программа реализма в произведении «Мастерская живописца: аллегория
живописи».
10. Роль пейзажного жанра в живописи Г. Курбе: картина «Волна».
11. Роль портретного и автопотретного жанра в творчестве Г. Курбе: «Авто-
портрет с собакой» и «Здравствуйте, господин Курбе».
12. Реалистическая концепция мифологии искусства в произведении «Купаль -
щицы» Г. Курбе.
13. Анализ теоретических высказываний об искусстве Ж.-Ф. Милле.
Религиозное содержание реалистического метода произведений Милле.
14. Анализ картины «Сборщицы колосьев» как репрезентанта стиля Ареаклас-
сицизм в аспекте реализм.
15. Диктатная религиозность произведений Ж. Милле – на материале анализа
картины «Пастушка».
16.Литографии политической направленности в творчестве О. Домье: «Гар-
гантюа», «Империя – это мир».
17. Литографии социальной направленности в творчестве О. Домье: серия
«Супружеские нравы».
18. Взаимодействие скульптурного и графического творчества О. Домье в про-
изведении «Законодательное чрево».
19.Сравнительный анализ произведения «Завтрак в мастерской» Э. Мане и
«Мастерская живописца» Я. Вермеера.
20. Сравнительный анализ произведения «Завтрак на траве» Э. Мане и произ-
ведений «Сельский концерт» Тициана и «Суд Париса» Рафаэля.
21.Сравнительный анализ произведения «Бар в Фоли-Бержер» Э. Мане и
«Менины» Д. Веласкеса.
22. Анализ произведения «Купание Дианы» К. Коро как репрезентант преим-
прессионической модели мира.
Рекомендуемая литература
1. Варакина Г.В. Основные этапы истории европейского искусства. Учебное
пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс 2006.
2. Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб.:1998.
- Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб.: АО
- Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997
5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2000.
6. Памятники мирового искусства. Выпуск VI, первая серия. Европейское искусство XIX века. 1789 – 1871. – М.: Искусство, 1975.
- Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. – М.: Олма-Пресс,2000
8. Янсон Х.В. Основы истории искусств. – М.: Искусство, 2001.