Задания для СРС во внеучебное время

Тема занятия «Культура Нового времени».

2. Мотивация изучения темы.Рассмотреть разнообразие историко-культурного пространства, и увидеть общее и отличие нового типа культуры. Привить студенту потребность к самостоятельному, свободному, творческому, активному подходу и осмыслению средневековой культуры как взаимообусловленному процессу эволюции человека в природной и искусственной среде. Сформировать и развить творческие способности: гармоническое развитие интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств личности.

Цели занятия.

3.1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060105 Медико-профилактическое дело (ОК-1, ОК-2, ПК-20)

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - историю развития культуры, основные культурологические понятия и категории, используемые для описания социальных и культурных процессов; основные принципы организации и функционирования культуры в обществе; содержание представлений о сценариях будущего развития цивилизации.

«Уметь» проблематизировать социальную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; применять принципы аксиологического анализа в решении конкретных этических и социокультурных проблем; применять категориальный аппарат культурологии для рефлексии социальной динамики; определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни.

«Владеть» - культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; основными способами ясного, убедительного, последовательного и аргументированного изложения собственной позиции по различным вопросам социальной жизни; опытом культурной рефлексии социальной динамики.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Курс «Культурология» - одна из гуманитарных социально-экономических дисциплин федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. При изучении дисциплины «Культурология» студенты могут использовать знания, полученные в общеобразовательных школах, гуманитарных лицеях, колледжах, а так же из курсов «История первобытного общества», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Мировая художественная культура», «Обществознание».

1. Этапы становление и развития культуры и общества Нового времени. («История Нового времени» школьный курс).

2. Лучшие достижения материальной и духовной культуры XVII в («МХК» школьный курс).

3. Лучшие достижения эпохи Просвещения XVIII в. («МХК» школьный курс).

4. Лучшие достижения культуры XIX века («МХК» школьный курс).

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

1. Характеристика эпохи Нового времени (периоды и основные черты).

2. XVII в. – эпоха зарождения и становления рационализма: формирование новой картины мира, метафизическая система в философии, зарождение 2 стилевых систем: барокко и классицизма).

3. Основные стили в искусстве XVII в.

4. Эпоха и культура Просвещения – как стремление к свободомыслию, развитию движения и идеологии. Жанры искусства – рококо, классицизм, сентиментализм.

5. Гуманизм эпохи Просвещения.

6. XIX в период завершения складывания культуры индустриального общества (рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм). Жанры искусства – романтизм и реализм.

Задания для СРС во внеучебное время

1. Какой культ был провозглашен в эпоху Просвещения?

а) культ разума;

б) культ личности;

в) культ здоровья.

2. Как называется мировоззрение, культурная традиция, для которой характерны абсолютизация социальной роли науки, рассмотрение ее в качестве универсального средства решения всех проблем, ее противопоставление философии и другим формам культуры, убежденность в том, что методы точных и естественных наук универсальны и их необходимо распространять на все остальные науки?

а) рационализм;

б) сциентизм;

в) антисциентизм.

3. Назовите немецкого философа, с опубликованием статьи которого «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?», вошло в широкий оборот наименование целой эпохи.

а) Фейербах;

б) Шопенгауэр;

в) Кант.

4. Укажите название философско-мировоззренческой установки, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры.

а) гностицизм;

б) вестернизация;

в) европоцентризм.

5. Выберите фамилию человека, который не участвовал в создании «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» (1751–1780 гг.):

а) Д. Дидро;

б) Дж. Локк;

в) Д’ Аламбер;

г) Вольтер;

6. Какое определение из приведенных ниже соответствует понятию «секуляризация»?

а) отторжение или передача церковных земель и имущества в светское владение;

б) высвобождение всех сфер жизнедеятельности общества и личности от религиозного влияния;

в) верны все определения.

7. Укажите немецкого мыслителя, который в своей работе «Идеи к философии истории человечества» проповедовал многообразие развития культур, считая, что каждая из них самоценна.

а) Гердер;

б) Шиллер;

в) Спиноза.

8. В европейской культуре XVII–XIX вв. формируется новая картина мира, согласно которой Вселенная – это:

а) мир, которым управляет божественная воля;

б) непознаваемое и неуправляемое явление;

в) система, где действуют научные законы.

Темы рефератов.

1. Влияние промышленной революции на культуру Западной Европы.

2. Новая социальная структура общества XIX века.

3. Кризис абсолютизма в отражении стиля рококо.

4. Классицизм – стиль эпохи Просвещения и буржуазно-революционных устремлений.

5. Музыка эпохи барокко.

6. Соотношение светского и религиозного начала в культуре эпохи Нового времени

Наши рекомендации