Тема 16. Искусство Франции эпохи Возрождения.

Искусство Франции середины и второй половины XV века.

Заключение в 1453 году мира между Францией и Англией и завершение периода Столетней войны. Сложение национального государства с абсолютистским строем. Становление в искусстве Франции середины и второй половины XV века новых художественных принципов при сохранении готической традиции вплоть до начала XVI века. Военный поход Карла VIII в Италию и его значение для французского искусства.

Архитектура Франции середины и второй половины XV века.

Новые тенденции в светской архитектуре. Замки, городские дома купцов и финансистов. Требование удобства, комфорта при сохранении готического характера архитектуры. Дом Жака Кера в Бурже (сер.XV века). Переход от замка-крепости к замку-поместью. Замок Плесси-ле-Бурре (1466): снижение высоты башен, хорошая освещенность жилых помещений. Военный поход Карла VIII и появление во Франции итальянских декораторов, скульпторов, архитекторов. Замок Блуа, крыло Людовика XII (1498-1503). Архитекторы Жан Сурдо и Симон Гишар. Соединение традиционных французских форм с итальянскими орнаментальными мотивами.

Скульптура XV века.

Надгробная скульптура Бургундии. Антуан Лемуатюрье(?), «Надгробие Филиппа По» (1483, Париж, Лувр). Родом из Авиньона, многие годы работал в Бургундии. Развитие художественной концепции Клауса Слютера – тенденция к эмансипации скульптуры, отделению ее от архитектуры. Мишель Коломб (1430/31-1512) – первый ренессансный скульптор во Франции. Работал в Туре. Новый характер пластики, преодоление готической линейности, мягкость моделировки. Обращение к искусству Италии (использование античных мотивов). «Битва св. Георгия с драконом» (1508-1509, Париж, Лувр).

Живопись Франции середины и второй половины XV века.

Ведущая роль живописи в искусстве Франции XV века. Роль готики в становлении нового стиля. Художественные открытия в миниатюре конца XIV – начала XV века. Мастер «Часослова маршала Бусико» (Жан Коэн?, работал в начале XV века), первые попытки завоевания пространственной глубины. Братья Лимбурги, Поль, Жан, Герман, - «Роскошный часослов герцога Беррийского» (1416, Шантийи, Музей Конде), новое видение традиционных тем (миниатюры календаря), переход от отдельных наблюдений попытке воссоздания целостной картины мира. Трагический период в истории Франции (Битва при Азенкуре 1415 года, оккупация Парижа в 20-е годы). Подъем в живописи в 40-е годы XV столетия. Главные центры живописи – города Прованса и долины Луары.

Живопись Прованса. Становление нового пластического мышления, влияние скульптуры: «Алтарь из Экса» (1442-1445, Экс-ан-Прованс, Церковь Марии Магдалины). Ангерран Картон (ок.1410-1466) - сочетание готической традиции (характер трактовки объема, экспрессия) и новых, идущих из Нидерландов тенденций (интерес к пейзажу, к освещению). «Коронование Марии» (1453-1454, Вильнев-лез-Авиньон, Городской музей), «Пьета» (1454-1456, Париж, Лувр). 70-е годы - усиление в живописи Прованса под влиянием Нидерландов повествовательных тенденций, интереса к пейзажу. Роль города Экса, резиденции короля Рене Анжуйский, поклонника нидерландской живописи. Мастер короля Рене - «Сердце, плененное любовью» (ок.1465, Вена, Национальная библиотека). Никола Фроман (ок.1435-ок.1485), «Воскрешение Лазаря»(1461, Флоренция, Уффици), «Неопалимая купина» (ок.1467, Экс-ан-Прованс, собор).

Долина Луары. Жан Фуке (ок.1420-1477/1481). Один из крупнейших художников Франции XV века. Доминирующая роль в творчестве мастера ренессансных тенденций. Был в Италии. Хорошо знал нидерландскую живопись. Формирование художественной манеры под влиянием миниатюры и скульптуры. Пластическое мышление. Тенденция к обобщению, геометризации форм. «Портрет Карла VII» (датировка колеблется между 1445-1461 гг., Париж Лувр) «Портрет канцлера дез-Юрсена» (ок.1460, Париж, Лувр); портрет Этьена Шевалье в «Диптихе из Мелена» (ок.1450, части диптиха в Картинной галерее в Берлине и Антверпене). Один из крупнейших мастеров миниатюры. «Часослов Этьена Шевалье» (ок.1450-1460, Шантийи, Музей Конде), «Большие французские хроники» (ок.1460, Париж, Национальная библиотека) и др. Взаимообусловленность объемной формы и глубинного пространства, проблемы движения, освещения. Мастер из Мулена (Жан Хей ?, работал в 1480-1500). Композиционная уравновешенность, просветленность образа, мягкость линий и т.д. «Муленский триптих» (1501, Мулен, Собор), «Франсуа Шатобриан со св. Маврикием» (ок.1500, Глазго, Художественная галерея) и др.

Искусство Франции XVI века.

Превращение Франции в абсолютную монархию. Время Рабле, Ронсара и поэтов «Плеяды», Монтеня. Светский характер культуры, утверждающей ценность разума, античную ученость и т.д. Расцвет гуманизма. Тесные связи с Италией. Французский двор первой половины столетия как важнейший центр гуманистической культуры. Придворный характер французской культуры.

Архитектура Франции XVI века. Ведущая роль светского и гражданского строительства. Создание дворцового ансамбля - одна из главных архитектурных проблем времени. Преодоление архитектурного пространственного динамизма готики и формирование новой концепции архитектурного пространства. Готическая традиция и некоторые особенности ренессансной архитектуры во Франции (предпочтение вертикальных композиционных решений, высокие кровли, пластическое обогащение фасада и т.д.). Основные этапы в развитии французской архитектуры XVI века. Первая треть XVI века – переходный период. Внешнее восприятие новых форм (декор, художественные приемы). Ведущая роль замковой архитектуры. Замок Блуа, корпус Франциска I (1515-1524, архитекторы Жан Сурдо, Шарль Виар, Доменико да Кортона). Замок Шамбор (строительством последовательно руководили Жак и Дени Сурдо, Пьер Неве и др). Замок Фонтенбло (1528-1540, Жан Лебретон) и создание единого ансамбля, проблема синтеза искусств, оформление внутренних помещений итальянскими мастерами (Россо - галерея Франциска I, Приматиччо – галерея Генриха II). Новый этап в развитии французской архитектуры – конец 30-х - 50-е годы, зрелость французского Ренессанса. Ренессансный стиль как основополагающий принцип архитектуры (изменения плана, композиции, пространственных решений). Слияние в архитектуре антикизирующей и французской тенденций. Пьер Леско (ок.1510-1578), сотрудничал совместно с Жаном Гужоном: Лувр (1546-1574), западный фасад - зрелый Ренессанс. Филибер Делорм (1502/15-1570), массивность, тяжеловесность его архитектурного стиля: Анэ (1547-1552), галерея Генриха II в Фонтенбло, гробница Франциска I в Сен-Дени. Жан Бюллан (ок.1515-1578), стилистически близок Делорму: замок Экуан (использование большого ордера), гробница Генриха II в аббатстве Сен-Дени. Жак Андруэ Дюсерсо (ок.1510-после1584), последний из французских ренессансных архитекторов: замки Велей-сюр-Уаз, Шарлеваль.

Скульптура Франции XVI века.

Создание национальной школы скульптуры. Разнообразие творческих индивидуальностей. Жан Гужон, первое упоминание относится к 1541 году. Один из крупнейших скульпторов французского Ренессанса. Цель искусства – создание идеально-прекрасного образа. Слияние античности с опытом национальной пластики (при мягкости моделировки большая роль линии, ее ритмическое богатство, отношение к драпировке как «душе статуи», уходящее своими истоками в искусство готики). «Фонтан Невинных» (1547-1549, Париж), одно из самых совершенных творений мастера. Декор дворца Карнавале в Париже, зал Кариатид в Лувре и др. Лижье Ришье (ок.1500-1567). Мастер из Лотарингии. Антипод Жана Гужона. Связь с предшествующей скульптурой (предпочтение религиозной тематики, традиционность композиций, способы передачи драпировок) при усвоении опыта итальянской пластики (анатомическая правильность фигур, свобода движений). «Голова Христа» (Париж, аббатство Сен-Дени), «Надгробие Ренье Шанона» (ок.1547, Бар-ле-Дюк, церковь св. Петра). Пьер Бонтан (ок.1506-1570). Гробница Франциска I (архитектор Делорм, ок.1556, Париж, аббатство Сен-Дени) – главное произведение мастера. Надгробие капитана дворцовой стражи де Меньи (1557, Париж, Лувр), новый тип надгробия - воплощение этического идеала верности долгу.

Жермен Пилон (1539-1590). Работал в Париже. Соединение в творчестве мастера двух тенденций. Верность натуре: «Гробница Генриха II и Екатерины Медичи» (1563-1570, Париж, аббатство Сен-Дени), надгробные статуи Рене Бирга (1484-1485, Париж, Лувр) и его жены Валентины Бальбиани (1572-1584, Париж, Лувр). Антикизирующая тенденция: «Урна для сердца Генриха II («Три грации», ок.1563, Париж, Лувр), «Диана-охотница» (приписывается Пилону, после 1555, Париж, Лувр). Мистический характер работ позднего периода: «Скорбящая Богоматерь» (терракота, ок.1586, Париж, Лувр).

Живопись Франции XVI века.

Ведущая роль монументальной и станковой живописи. Развитие жанра портрета. Распространение карандашного портрета и превращение его в самостоятельный вид творческой деятельности. Жан Клуэ (1475/1485-1541), Художник короля Франциска I. Портретист. Новое восприятие человека как самодостаточной, независимой личности. «Портрет Франциска I» (ок.1530, Париж, Лувр). Один из самых значительных мастеров карандашного портрета. «Портрет Жана де ля Барра» (1520-1525, Шантильи, музей Конде), «Портрет адмирала Бонниве» (ок.1516, Шантильи, музей Конде) и др. Первая школа Фонтебло. Россо Фьорентино, Франческо Приматиччо, Николо дель Аббате, Лука Пенни и др. - итальянские художники маньеристы. Близость художественной концепции итальянского маньеризма культуре Франции (аристократизм, идеал условной красоты, готизирующие тенденции). Россо - галерея Франциска I (1530-е гг.). Франческо Приматиччо - комната герцогини Д’Этамп (1541-1544), Бальный зал (1540-1550-е гг., вместе с Никколо дель Аббате). Станковая живопись: «Диана-охотница» (Лука Пенни ?, ок.1555, Париж, Лувр), Мастер Флоры – «Рождение амура» (Париж, Лувр), Жан Кузен Старший «Ева первая Пандора (сер. XVI века, Париж, Лувр). Антуан Карон, любимый художник Екатерины Медичи - «Похороны амура» (ок.1566, Париж Лувр). Значение деятельности итальянских мастеров первой школы Фонтенбло для французских художников. Вторая школа Фонтенбло. Конец XVI века, способствовала распространению маньеризма в северных странах: Туссен Дюбрейль «Пробуждение дамы» (к.XVI, Париж, Лувр), Амбруаз Дюбуа «Хариклекс и Хриклея» (ок.1604-1605, Фонтенбло, Национальный музей замка) и др. Франсуа Клуэ Младший (1505/1510-1572). Развивает традиции отца Жана Клуэ Старшего. С ним связан расцвет портретного жанра во Франции. Создатель французского парадного портрета - «Портрет Генриха II» (1559, Флоренция, Уффици), «Портрет Карла IX» (1568, Вена, Музей истории искусств). «Портрет Елизаветы Австрийской» (ок.1574, Париж, Лувр), «Портрет Пьера Кюта»(1562, Париж, Лувр), друга художника. Контакты со школой Фонтенбло – «Купание женщины» (ок.1571, Вашингтон, Национальная галерея). Карандашные портреты Франсуа Клуэ, тщательность, законченность исполнения, передача фактуры, композиционные изменения (погрудные изображения), более непосредственное, в отличие от живописного портрета, восприятие модели. «Портрет Екатерины Медичи» (1560-1570, Париж, Национальная библиотека), «Портрет Карла IX, ок.1566, С.-Петербург, Эрмитаж), «Портреты Маргариты Французской в детстве» (ок.1560, Шантильи, музей Конде) и др.

Сближение в конце столетия французского карандашного портрета с живописным, усиление репрезентативного начала.

Наши рекомендации