Северного Возрождения.Основные представители Северного Возрождения.

В XIII-XIV вв. В Нидерландах сложились вольные торгово-ремесленные города, развивается торговля. В конце XV в. Культурные центры Севера укрепляют свои связи с Италией. Тут прочнее сохранились старые традиции готического искусства. Борьба за гуманистические идеалы имела в северных странах более острый характер. художественная сила Нидерландов еще в средние века проявилась в миниатюрной живописи. Любовная прилежная поэтическая пристальность взора на мир была унаследована от миниатюры большой живописью XV века (начата Яном Ван Эйком). При этом появились новейшие художественные свойства: пристальный сосредоточенный взор на человека, в глубину его глаз. У нидерландцев нет чувства титанизма и всемогущества человеческой личности: они видят её ценность в бюргерской добропорядочности, в качествах, посреди которых не последнее место занимает смирение и благочестие, сознание собственной малости перед лицом мироздания. Нидерландские живописцы редко изображают людей с красивыми, правильными лицами. Итальянский гуманизм проникнут пафосом великого в человеке и страстью к классическим формам, нидерландцы приемлют и поэтизируют «среднего человека», им не достаточно дела до классической красы. Нидерландцы питают пристрастие к деталям. У нидерландцев отношение к вещественным деталям другое, религиозно-почтительное: они являются для них носителями тайного смысла. Меньшая сравнимо с итальянцами антропоморфность восприятия, преобладание пантеистического начала и ровная преемственность от готики сказываются во всех компонентах стиля нидерландской живописи. У итальянских кватрочентистов неважно какая композиция, как бы она ни была насыщена подробностями, тяготеет к более либо менее серьезной тектонике. Группы строятся наподобие барельефа, то есть главные фигуры живописец традиционно старается разместить на сравнимо узенькой передней площадке, в ясно очерченном замкнутом пространстве. У нидерландцев композиции менее замкнуты и менее тектоничны. Обожают игру линий, но полосы служат у них не скульптурным задачкам построения размера, а, быстрее, орнаментальным. Ннет отчетливой акцентировки центра композиции, усиленного выделения основных фигур. Внимание художника рассеивается по обилию мотивов. Складывается тип композиции, где нет центра, а пространство с традиционно высоким горизонтом и «слоистое», вроде как в китайской живописи, заполняется многими равноправными группами и сценами. При этом главные действующие лица оказываются где-нибудь в уголке. Подобные композиции встречаются в конце XV века у Иеронимуса Босха. Весьма важной особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности. По являются различные жанры светского музыкального искусства - фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада Англии, мадригал, возникший в Италии, но получивший повсеместное распространение.Нидерланды. Ян ван Эйк – «Мадонна канцлера Роллена» - перед мадонной изо преклоняющийся канцлер. Вместо активного действия в своих картинах выдвигает созерцательность. Портрет супругов Арнольфини – особое внимание к мелким деталям, красота предметного мира (бронзовая люстра, лохматая шерсть собачки). Вейден – «Снятие с креста» - фигуры резкие, лица искожены горем, экспрессивность. Гус - алтарь Портинари (потрясение пастухов, скорбный облик Марии, почти физически ощущаемая пространственная пустота вокруг младенца). Босх – мрачные и мистические видения, демонология со здоровым юмором – «Корабль дураков». Брейгель Старший (Мужицкий) – пейзажи – «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года», «Битва Карнавала и Поста», быт крестьянский жанр – «Крестьянский танец»; «Вифлиемское избиение младенцев» - резня в нидерландской деревне испанцами.Германия. Запаздало на столетие от Италии. 16в. Дюрер – наблюдение за природой, соотношение предметов в пространстве, человек в пейзаже. Тема смерти. «Страсти Христовы». Автопортреты, «Мадонна с четками». Гравюры «Всадник, смерть и дьявол», «Меланхолия» - крылатая женщина в окружении песочных часов, весов, колоколов и таких атрибутов. Ганс Гольбейн младший – портреты с натуры, безжалостные иногда, колористичные. Серия гравюр»Триумф смерти».Франция. 15в. Разрыв с готикой, характер придворной культуры.Фуке – придворный живописец. Всего в 2 цветах – син и крас – написана мадонна маленского диптиха, моделью кот послужила возлюбленная Карла 4 – что невозможно в средневек. Клуэ – портрет - умение показать главное в модели (портрет Франциско 1). Пилон – драматические, мрачные образы, богатство пластического языка.





Кризис Возрождения. Маньеризм. Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. К концу XVI в. это разочарование стало повсеместным. В первой половине XVI в. публикуется сочинение Коперника о гелиоцентрической системе. Земля перестала быть центром мироздания. Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной. Кризис гуманизма выразился также в создании утопий. Первые утописты Т. Мор и Т. Кампанелла были гуманистами. Утопией - по названию вымышленной Т. Мором страны - называют фантастическое, не имеющее корней в реальности устройство идеального общества. Маньеризмом называется течение в европейском искусстве XVI в. Оно происходит от итальянского слова maniera – «худ почерк». Маньеризм в своем наиболее общем выражении обозначает антиклассическое течение, сложившееся в Италии около 1520 г. и развивавшегося вплоть до 1590 г. Искусство маньеризма отходит от ренессансных идеалов гармонического восприятия человека, который оказывается во власти сверхъестественных сил. Мир предстает неустойчивым, шатким, в состоянии распада. Образы полны тревоги, беспокойства, напряженности, художник удаляется от натуры, стремится ее превзойти; средством исполнения служит сумма определенных приемов. Среди них – произвольная вытянутость фигур, сложный змеевидный ритм, нереальность фантастического пространства и света. Первый этап итальянского маньеризма охватывает 20-40-е гг. XVI в. и представляет собой сравнительно узкое течение, наиболее ярко воплощенное в живописи. Самым крупным и одаренным мастером сложной творческой судьбы был Якопо Понтормо. В его известной картине «Снятие со креста» композиция неустойчива, фигуры вычурно изломаны, светлые краски резки. Первое поколение маньеристов завершает Франческо Маццола, любил поразить зрителя: например, написал автопортрет в выпуклом зеркале. Намеренная нарочитость отличает его известную «Мадонну с длинной шеей». Второй этап маньеризма (1540 –1590 гг.) превращается в Италии в широкое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. Маньеризм становится придворно-аристократическим искусством, которое затем утверждается во Флоренции и Риме. Самый крупный мастер – художник двора Медичи Бронзино, особенно известный своими парадными портретами. В них отозвалась эпоха кровавых злодеяний и нравственного падения, охватившего высшие круги итальянского общества. Знатные заказчики отделены от зрителя невидимым расстоянием; застылость их поз, бесстрастие лиц, богатство одежд, жесты прекрасных праздных рук – словно внешняя оболочка, скрывающая внутреннюю ущербную жизнь. Созданный маньеризмом тип придворного портрета оказал влияние на портретное искусство XVI – XVII столетий в других странах, где он обычно развивался на живой, здоровой, подчас более прозаичной местной основе. Искусство маньеризма было переходным: уходила в прошлое эпоха Возрождения, наступало время нового европейского художественного стиля – барокко.

Художественно-эстетическое своеобразие барокко. В 16 в на смену эпохи Возрождения пришел вычурный маньеризм. Его динамичный преемник барокко господствовал в 17-18в. Характерно движение за реформирование и обновление католической церкви. Барокко стремится захватить и потрясти душу. Искусству присущ глубокий драматизм, а путем сочетания архитектуры, скульптуры, музыки достигались поразительные эффекты. Именно в это время зарождается опера. Беспокойный динамизм плавно изогнутых поверхностей и противоборство формы и пространства. Первый живописец – Караваджо – беспокойный нрав. Всю жизнь в бегах. Писал картины полного драматизма, показывая поворотные моменты в жизни. «Призвание св. Матфея». Отказался от символики, помещая необычные явления в обычную обстановку. Отказался от идеализации своих персонажей. Натурщики его – крестьяне и проститутки. Так, изображенный в «Призвании» мытарь выглядит как заурядный горожанин, подсчитывающий собранные им деньги. Писал прямо с натуры – что было непринято, тк остальные проводили тщательную проработку. Использование светотени. Караваджизм – созд им система – получил широкое распространение еще при его жизни. Подлинным титаном эпохи барокко был Рубенс («Снятие с креста», «Леда», автопортреты с женой). Для Барокко типична технака иллюзионизма. Напр., написанная на стене дверь или вид из открытого окна. Плафоны, созданные так, что невозможно разглядеть границы стен, над залом словно распахивается небо. Бернини – расносторонний гений барокко. Он поставил либретто, создал декорации, эскизы костюмов и изобрел сценические механизмы. Был архитектором собора св Павла в 26 лет. Его скульптуры помещали с спец созданный для них архитектурный интерьер – прием характерен для барокко. «Аполлон и Дафна». Создал Балдахин - 29м навес над престолом из бронзы. Возвел коллонады на площади св Петра. Фонтан 4 рек (Дунай, Нил, Ганг и Ла-Плату). Эрмитаж – влияние барокко – Растрелли. В первой половине 18 века отчасти как поздняя фаза барокко складывается стиль рококо. Классицизм все чаще подвергает барокко критике за «вычурность» и «безвкусие» (сам термин изначально нес негативный оттенок). Сходя на нет, барокко эпизодически возрождается в историко-романтических стилизациях (таких, как необарокко в зодчестве 19 века).

Художественно-эстетическое своеобразие классицизма. Классици́зм — художественный стиль в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное. Основой классицистического мировоззрения является онтологическое, вневременное, понимание красоты, убеждение в том, что красота вечна.Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах. Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятникахнаходятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. Спокойные прямоугольные формы, сдержанное и в то же время разнообразное декоративное оформление, полный достоинства, но не вычурный вид, выверенные пропорции. Подражание античной архитектуре. Ясные геометрические формы, основанные на симметрии всех частей по отношению к продольной оси. В плане чаще всего круг, квадрат, прямоугольник. Ясность композиционного построения: главный корпус — боковые корпуса (флигели). Центральная часть главного корпуса подчеркнута ордерным портиком с треугольным фронтоном, нередко скульптурой. Фасады украшены лепниной, нижний этаж обычно рустован. Подчеркнута тектоника. Зрительное облегчение форм снизу вверх.

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки. Живопись. Пуссен. «Тайная вечеря», «Поклонение золотому тельцу», «Моисей младенец». Ему принадлежит та заслуга, что благодаря любви к классицизму, которую он умел внушить своим соотечественникам, на некоторое время был приостановлен развившийся у французских художников вкус к вычурному и манерному. Клод Лоррен. С большим мастерством изображал игру солнечных лучей, свежесть утра, полуденный зной. Фигуры, которыми обыкновенно оживлены его пейзажи, принадлежат, в основном, не его кисти, а его друзей — Лаури, Миля. Старался произвести впечатление красотой линий, уравновешенностью изображаемых масс, ясной градацией тонов в близких и дальних планах, эффектным контрастом света и тени. «Морской порт». Жак Луи́ Дави́д «Любовь Париса и Елены», «Наполеон на перевале Сен-Бернар».

Скульптура. Анто́нио Кано́ва «Амур и Психея», «Персей с головой медузы». Торвальдсен выполнил Надгробие папы Пия VII.Архитектура. Палладио выиграл конкурс на право перестройки городской ратуши XIII в. Палаццо делла Раджоне. Создал новый тип городского дворца — палаццо (трёхэтажное здание с величественным фасадом, выходившим на улицу, и уютным двором, композиционный центр здания был внутренний дом, обнесённый арочными галереями). В палаццо Кьерикати соединены черты небольшого дворца и общественного сооружения, элементы лоджии и палаццо. Два яруса больших дорических колонн в первом этаже и ионических во втором окружают в виде галерей анфилады залов с центральным большим залом во втором этаже, выходящем стеной на фасад. Виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. Скамоцци – ученик его - участвовал в проектировании Зальцбургского собора, одним из первых применил бастионную систему укреплений, достраивал начатые Палладио в родном городе здания, включая театр Олимпико и виллу Капра. Роберт Адам - Кедлстон-холл. Клод-Никола Леду - павильон мадам дю Барри в Лувесьенне, возвел театр в Безансоне. Вокруг Парижа 50 таможенных застав сохранилось только четыре.

Наши рекомендации