Библиографический список. 1.Бенеш О. Искусство Северного Возрождения

1.Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. – М., 1973.

2. Вебер М. Избр. произведения. – М., 1990.

3. Всемирная история. В 24 т. / А.Н. Бадан, И.Е. Войнич, Н. Волчек и др. Т. 10. – Минск, 1996.

4. История Европы с древнейших времён до наших дней. В 8 т. / Л.Т. Мильская, В.И. Гутенбург, М.А. Барг и др. Т. 3. – М., 1993.

5. Культура Возрождения и Реформации. – М., 1986.

6. Мартин Лютер. О рабстве воли / Роттердамский Э. Философские произведения. – М., 1987. – С. 290 – 545.

7. Мор Т. Утопия. – М., 1978.

8. Роттердамский Э. Похвала глупости. – М., 1983.

9. Роттердамский Э. Философские произведения. – М., 1987.

10. Соловьёв Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991.

Заключение

Первая часть учебного пособия «Культурология» раскрывает не все вопросы учебного курса. Она позволяет получить представление только по ряду вопросов:

· о структуре культурологии как научной дисциплины;

· о научных теориях, становление которых составило теоретический фундамент для изучения культуры;

· о внутреннем строении «пространства» культуры и ее функциях в обществе;

· о различных видах культурных изменений;

· о наличии разных типов культуры.

Наиболее полно в этой части представлен традиционный тип культуры, начиная с Архаики и заканчивая Средневековьем.

В содержании разделов, посвященных «картинам мира» можно обнаружить много схожих идей. Например, в главе «Культура архаических обществ» и «Культура Древней Руси» или в « Древних цивилизациях» и описании китайской картины мира. Эти совпадения не случайны, а скорее закономерны, они показывают схожесть разных культур, принадлежащих к одному типу. Материалы лекций иллюстрируют принцип: единое многообразно.

В главах, посвященных культуре России и культурам стран АТР, показан процесс культурного заимствования на примере Византии и Руси, Китая и сопредельных Кореи и Японии.

Культурное заимствование представлено не как «слепое» копирование первоначальной культурной матрицы, а как процесс трансформации и адаптирования к сложившейся традиции. Эта закономерность актуальна и для современной ситуации.

Учебное пособие (1 часть) заканчивается изложением культур переходного типа: от традиционного к современному, индустриальному. Возрождение и Реформация создают нетрадиционную картину мира и новое мировосприятие, дающее начало современной цивилизации.

Современная цивилизация, отличающаяся небывалой динамичностью, формирует научную картину мира, новые виды коммуникаций, культурный феномен «вестернизации» и массовой культуры.

Общественная оценка и научный анализ этих явлений неоднозначен.

Рассмотрению индустриальной культуры и процессов модернизации будет посвящена 2 часть пособия.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ………………………………………………………………….3

Раздел 1. Теория культуры.

1. Введение в культурологию……………………………………………….5

1.1.Структура и состав культурологического знания. Фундаментальная культурология и прикладная культурология……………………………5

1.2. Предмет и объект культурологии. Методы исследования………………9

1.3. Понятие культуры…………………………………………………………10

2. Теории культуры: становление и развитие…………………………….11

2.1. Становление философии культуры……………………………………….12

2.2.Социология культуры……………………………………………………...17

2.3.Психология культуры…………………………………………………..….19

2.4. Научные школы социальной и культурной антропологии……………..22

2.5. Семиотика культуры………………………………………………………28

3. Культура как система ……………………………………………………..34

3.1. Морфология культуры…………………………………………………….34

3.2. Функции культуры………………………………………………………...35

3.3. Динамика культуры……………………………………………………..…36

3.4. Типология культуры……………………………………………………….37

Раздел 2. Традиционный тип культуры

4. Культура архаических обществ…………………………………………..41

4.1. Проблема антропогенеза и культурогенеза………………………………42

4.2. Архаическое сознание и его особенности………………………………..45

4.3. Понятие «картины мира». Архаическая картина мира…………………..50

4.4. Мифы и особенности мифологического мировосприятия………………54

4.5.Бесписьменный код архаической культуры………………………………59

5. Ранние городские цивилизации

Возникновение древних цивилизаций.

5.1. Культура и цивилизация: соотношение понятий………………………...61

5.2. Проблема генезиса древних цивилизации

Социокультурные признаки возникновения цивилизаций…………………..62

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ

Глава 1

1. Верны ли суждения?

А. Культурология как научная и учебная дисциплина включает в себя философию, историю, социологию культуры, социальную и культурную антропологию.

Б. Культурная антропология изучает культуру в контексте философских проблем.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) Оба суждения неверны.

2.Проблемы культурной политики изучаются в рамках:

1) философии культуры;

2) культурной антропологии;

3) прикладной культурологии.

3.Культурные объекты

1) принадлежат природе;

2) принадлежат отдельной стране;.

3) искусственно созданы.

4.Наиболее распространенное определение культуры как:

1) коллективного интеллекта человечества;

2) как совокупности искусственных порядков;

3) способности к символизации мира;

4) как способа адаптации к среде.

Глава 2

1.Впервые применил слово «культура», означавшее «возделывание земли» в переносном смысле – применительно к воздействию философии на ум человека:

1) Кант;

2) Цицерон;

3) Августин Блаженный;

4) Гердер.

5)

2.Общественная солидарность, по мнению Дюркгейма, основана на:

1) индивидуальных представлениях ;

2) на культурном расколе;

3) на коллективных представлениях.

3.Процесс усвоения индивидом социальных ролей и образцов поведения называется:

1) социализацией;

2) инкультурацией;

3) трансформацией.

4.Возникновение «картины мира» связано с функцией культуры:

1) распределительной;

2) креативной;

3) адаптивной;

4) нормативной.

5.Традиционное сознание возникает на основе:

1) традиционной картины мира;

2) в процессе образования;

3) передается по наследству.

6 Какие суждения являются верными?

1) Э. Тайлор одним из первых обосновал необходимость научного изучения культуры.

2) Э. Тайлор понимал культуру как совокупность отдельных элементов – орудий труда, верований, ритуалов и др.

3) Э. Тайлор отрицал идею прогрессивного развития человечества.

7. Какие идеи высказывали представители классического эволюционизма:

1) развитие человеческой культуры носит однолинейный характер;

2) возможно выделить одинаковые стадии развития для всех обществ;

3) развитие человеческой культуры носит многолинейный характер.

8. Какие суждения верны?

1) неоэвлюционизм пересмотрел идеи классического эволюционизма.

2) неоэволюционизм отказался от идеи однолинейной эволюции человечества.

3) неоэволюционизм отказался от идеи эволюционного развития культуры.

9. В центре внимания диффузионистов находится:

1) энергетическая концепция культуры;

2) выделение элементов социального взаимодействия и определение их места и функций;

3) исследование бессознательного;

4) процесс пространственного перемещения различных элементов культуры.

10. Особенностью функционального подхода является:

1) рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов и выявление зависимости между ними;

2) изучение архетипов коллективного бессознательного;

3) изучение процесса пространственных перемещений различных явлений культуры;

4) рассмотрение развития культуры во времени.

11. Знаком считают:

1) только определенные объекты (предметы, явления действия)

2) .только графические изображения, использующиеся в точных науках

3) любой объект может стать знаком при наличии определенных условий.

4) . только буквы алфавитного письма.

12.Знаки могут быть представлены

1) .только в предметной форме;

2) только в акустической форме;

3) .только в графической форме;

4) .все вышеперечисленное.

13.Под «символом» в семиотике понимается

1) . конвенциональный знак;

2) естественный язык;

3) . предмет, указывающий собой на иной смысл, нежели он сам представляет;

4) . все вышеперечисленное.

14. Под «культурным текстом» в семиотике понимают

1) .любой письменный текст;

2) .литературное произведение;

3) .любой объект(явление, действие) культуры, если оно несет некую информацию и имеет значение(смысл);

4) .инструкцию по применению какого-либо технического устройства.

15. Для понимания любых культурных текстов необходимо знать

1) значения слов;

2) культурный код;

3) инструкцию по применению;

4) нотное письмо;

5) правила игры.

Глава 3

1. Для обозначения организационно-функционального строения культуры употребляют следующие понятие:

1) типология;

2) синтез;

3) морфология культуры.

2. Социальные группы, которые разделяют в целом ценности доминирующей культуры, но добавляют к ним свои, свойственные только им, называются:

1) контркультуры;

2) «ядро» культуры;

3) субкультуры.

3. Процесс противостояния господствующей культуре, рождения новых ценностных установок составляет:

1) контркультуру;

2) «ядро» культуры;

3) субкультуры.

4. Как называется культура, которая усваивается без специального научения, через обыденные социальные контакты:

1) обыденная культура;

2) специализированная культура;

3) элитарная культура.

5. Как называется совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей:

1) функции культуры;

2) адаптивная функция культуры;

3) сигнификативная функция культуры.

6. Каким термином называются изменения, происходящие внутри культуры

1) функции культуры;

2) динамика культуры;

Морфология культуры.

7. Выделение совокупности признаков по определенному критерию называется:

1) морфология культуры;

2) динамика культуры;

3) типология.

Глава 4

1. Что означает термин «антропогенез»?

1) процесс становления человека современного типа (Homo sapiens);

2) один из терминов, характеризующих свойства психики современного человека;

3) Одомашнивание диких животных;

4) Именование профессиональной специализации ученого.

2. К версиям культурогенеза относятся:

1) теория возникновения искусства;

2) диффузионизм;

3) символическая;

4) орудийно-трудовая;

5) психоаналитическая;

6) игровая.

3. К особенностям архаического мышления относятся:

1) логичность;

2) использование понятий;

3) ассоциативность;

4) образность

4.Бинарные оппозиции – это:

1) способ упорядочить мир;

2) двоичные противопоставления;

3) результат этнографических наблюдений;

4) разыгравшееся воображение кабинетного ученого.

5.Архаическая картина мира – это:

1) одно из названий пещерной (наскальной) живописи;

2) название научной работы антрополога Б.Малиновского;

3) научное понятие, имеющее следующее содержание: «отражение объективной реальности в субъективных формах, свойственных разным культурам».

6. Отсутствие в архаике идеи прогресса связано:

1) с восприятием времен;

2) с делением пространства на сакральное и профанное;

3) с лично-именным способом передачи знаний.

7.. К архетипическим образам (символам) творения Вселенной относят:

1) архетип Тени;

2) символ мирового дерева;

3) символ мировой горы;

4) символ солнца.

8. Мифологические знания отличаются от научных:

1) своей достоверностью и аргументированностью;

2) письменной фиксацией;

3) множественностью интерпретаций одного и того же явления;

4) ассоциативностью и образностью.

9. Инициация – это:

1) ритуал перехода, в процессе которого человек получал новый социальный статус;

2) ритуал, в котором посвящаемый получал Имя предка;

3) брачный ритуал;

4) обучение ремеслу.

Глава 5

1. Современное значение понятия «цивилизация» включает (выберите наиболее полный ответ):

1) принадлежность к городскому образу жизни;

2) показатель прогресса общественного развития;

3) определенную степень развития общества, характеризующуюся сложной системой отношений в обществе.

2. Кому принадлежит высказывание о том, что цивилизация – это завершающаяся стадия развития общества, а культура характеризует творческую сферу общественной жизни, сферу духа.

1) Аристотелю;

2) О.Шпенглеру;

3) Н.Бердяеву;

4) А.Тойнби.

3. Генезис первых цивилизаций связан:

1) с постоянной перекочевкой на новые места;

2) с изменением природного ландшафта;

3) с благоприятными климатическими условиями;

4) с завоевательными походами.

4. К социокультурным признакам цивилизаций относятся:

1) укрепление кровнородственных отношений;

2) появление городов и храмового зодчества;

3) возникновением нового коммуникационного кода - письменности;

4) укрепление отношений равенства и сотрудничества;

5) возникновением новых технологий по управлению людьми.

5. Письменный код древних цивилизаций выполнял функции:

1) экономического учета;

2) фиксации сакрального знания;

3) сообщения новостей;

4) наблюдения за точным исполнением приказов;

5) фиксации прошедших событий.

6. Мегамашина представляет собой (выберите наиболее полный ответ):

1) механизм для передвижения по суше;

2) армию;

3) технологии по управлению людьми;

4) технологии по переработке урожая.

7 Теократическая картина мира в качестве основной идеи имела представления (выберите несколько ответов):

1) идею о творении мира Демиургом;

2) о существовании «космического порядка», который должен поддерживаться на земле;

3) о развитии индивидуальности отдельного человека;

4) о возможном восстании против царя;

5) о божественном происхождении правителя.

8. В доосевых религиях наиболее важными являлись идеи о:

1) единобожии;

2) подобии «верха» и «низа» ( принцип: «как наверху, так и внизу»);

3) о божестве как абстрактной сущности;

4) существовании иерархии богов (верховное божество и боги покровители места).

9. Традиционный тип культуры характеризуется следующими признаками:

1) фабричным производством;

2) аграрным производством;

3) социальной мобильностью и возможностью приобретения желаемого статуса;

4) динамичностью развития;

5) демократическим управлением общества;

6) профессионально-именным способом передачи знаний;

7) господством теократической картины мира.

10. «Осевое время» связано со следующими событиями (выберите несколько ответов):

1) возникновением великих империй древности;

2) с интеллектуальной революцией, в результате которой появляется человек с рациональным мышлением;

3) с расцветом мифологической картины мира;

4) «закатом» древних цивилизаций;

5) с расцветом Древнего Египта;

6) с возникновением новых религий, в последствии ставших мировыми.

Глава 6

1. Два основных природных фактора, характерных для Греции:

1) степь и лес;

2) пустыня и горы;

3) горы и море;

4) равнина и реки.

2. Полис – форма социального устройства в античной Греции являлся:

1) городом с прилегающей сельской округой;

2) семьей с домашним хозяйством;

3) гражданской общиной с демократическим управлением (самоуправлением);

4) бюрократическим государством с сакральной властью правителя.

3. Наряду с полисной демократией в античной Греции существовало:

1) крепостное право;

2) рабство;

3) гаремы;

4) касты.

4. Принцип состязательности, который древние греки вносили во все сферы культуры, называется:

1) вагон;

2) фургон;

3) агон;

4) загон.

5. Созданная в древней Греции особая сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний о действительности, познание мира ради постижения истины называется:

1) наука;

2) техника;

3) религия;

4) магия.

6. В восприятии времени античные греки больше всего ценили:

1) загробное существование;

2) настоящее;

3) будущее;

4) воображение.

7. К олимпийским богам греческого пантеона относятся:

1) Зевс;

2) Аполлон;

3) Ра;

4) Кришна.

8. Главная действующая сила греческой трагедии, которой не могут противостоять даже боги:

1) юмор, ирония;

2) судьба, рок, фатум;

3) любовь, страсть;

4) сила и храбрость.

9.Душевная разрядка, возникающая в процессе сопереживания, которую испытывал зритель в греческом театре, называется:

1) катарсис;

2) кайф;

3) стресс;

4) невроз.

10. Античная культура Греции относится:

1) к культуре вины;

2) к культуре стыда;

3) к смеховой культуре;

4) к религии спасения.

Глава 7

1. К какому типу культуры относится Средневековое общество:

1) архаическому;

2) традиционному;

3) переходному.

2.В Раннем средневековье осуждается:

1) новация;

2) традиция;

3) обычай.

3. В Средние века слово «сословие» означало:

1) принадлежность к социальной группе

2) впечатление;

3) ожидание.

4.Характеристика Средневековой культуры как семиотически насыщенной справедливо относительно:

1) крестьянина;

2) рыцарства;

3)ремесленника.

5. Союзы ремесленников назывались:

1) орденами;

2) монастырями;

3)цехами или гильдиями.

6.В картине мира Раннего средневековья время принадлежало:

1) Богу;

2) Дьяволу;

3) Человеку.

7. Как называется место между адом и раем, в котором находится грешник:

1) космос;

2) край земли;

3) чистилище.

Глава 8

1. Язык восточных славян относится:

1) к индоевропейской языковой семье;

2) к семито-хамитским языкам;

3) к тюркским языкам.

2. Название этноса «славяне» - это:

1) этноним;

2) эпоним;

3) этникон.

3. Античные историки и писатели (Гай Плиний Старший, Пулий Корнелий Тацит, Клавдий Птолемей и др.) называли славян:

1) скифами;

2) венедами;

3) русами.

4. Византийское влияние на русскую культуру носило:

1) насильственный характер;

2) диалогический характер;

3) случайный характер;

4) активный, целенаправленный характер.

5. Кто провел религиозную реформу в Древней Руси?

1) княгиня Ольга;

2) князь Владимир;

3) князь Игорь.

6. Особенностями мифологии восточных славян являются:

1) открытый характер;

2) бинарность;

3) аскетизм;

4) эвгемеризация;

5) консервативность.

7. Кто из восточно-славянских богов считается прародителем (прародительницей)?

1) Лада;

2) Сварог;

3) Мокошь;

4) Род;

5) Чур.

8. Принятие восточными славянами восточного христианства в качестве национальной религии вызвали:

1) ментальные особенности восточных славян;

2) геополитическое положение Древней Руси;

3) исторически сложившиеся внешнеполитические связи с Византией;

4) государственные интересы Древней Руси;

5) все вышеперечисленные факторы.

9. Основателями славянской азбуки являются:

1) братья Борис и Глеб;

2) братья Кирилл и Мефодий;

3) братья Фома и Ерёма.

Глава 9

1. Началом «Осевого времени» в русской культуре можно считать:

1) сер. I тыс. до н. э.;

2) крещение Руси;

3) реформы Петра I.

2. По мнению И.В. Кондакова, двоеверие это:

1) переходный этап между языческим и христианским периодами в истории русской культуры;

2) структурная основа менталитета русской культуры;

3) единое целостное мировоззрение, состоящее из языческих и христианских элементов.

3. Появление в русской средневековой культуре фигуры юродивого совпадает по времени:

1) с угасанием святости;

2) с началом распространения христианства на Руси;

3) с церковным расколом 1653 г.

4. Юродство – это явление:

1) городской культуры;

2) крестьянской культуры;

5. Юродство:

1) это феномен смеховой культуры;

2) это феномен религиозной (христианской) культуры;

3) занимает промежуточное положение между смеховым миром и миром церковной культуры.

6. Скоморошество и юродство:

1) это различные типы ритуального антиповедения;

2) это виды девиантного поведения.

7. Ученики и последователи преп. Нила Сорского назывались:

1) осифлянами;

2) нестяжателями.

Глава10

1. Согласно научным представлениям Восток как тип культуры характеризуется

1) прогрессивным типом развития;

2) циклическим типом развития;

3) непрогрессивным типом развития.

2. Цивилизации Древнего Востока зарождаются обычно:

1) в экваториальном лесу;

2) на островах и полуостровах;

3) в долинах великих рек.

3. Китайская картина мира является:

1) горизонтальной моделью мира;

2) вертикальной моделью мира;

3) математической моделью мира.

4.В китайской картине мира среди пространственных зон наибольшей ценностью обладал:

1) восток;

2) запад;

3) центр.

5. По представлениям древних китайцев от правителя зависели:

1) государственный порядок;

2) космический порядок;

3) климатические условия и плодородие полей.

6. В основе общественных отношений в конфуцианстве лежит идеал:

1) «спонтанной активности»;

2) «сыновней почтительности»;

3) «страха перед законом».

7. Основой поступления на государственную службу и продвижения по служебной лестнице в Китае являлись:

1) деньги;

2) знатное происхождение;

3) экзамены.

8. Идеал человеческого поведения в даосизме:

1) естественность и свобода;

2) строгое соблюдение ритуала;

3) исполнение профессионального долга.

9. Высшим философским, этическим и эстетическим идеалом в даосизме была:

1) государственность;

2) гуманность;

3) природа.

Глава 11

1. Буддийская картина мира является:

1) вертикальной моделью мира;

2) горизонтальной картиной мира;

3) физической моделью мира.

2. Смысл человеческой жизни в буддизме – достижение:

1) богатства;

2) долголетия;

3) спасения.

3 В странах Восточной Азии (Китай, Япония и др.) был распространен в основном:

1) буддизм Махаяны;

2) буддизм Хинаяны;

3) буддизм тхеравады.

4. Буддийские монастыри и монашеская община выполняли в Китае такие социокультурные функции как:

1) образование;

2) погребение умерших;

3) венчание;

4) благотворительность.

5. Концепция «бун» в буддизме Таиланда была ориентирована:

1) на достижение рая в загробной жизни;

2) на достижение счастья в будущем перерождении;

3) на достижение богатства в этой жизни.

Глава 12

1. Китайскую модель государственности отличает:

1) централизованное государство;

2) самоуправление регионов;

3) сакральная власть правителя;

4) демократия;

5) престиж военной службы;

6) престиж гражданской службы.

2. Китайская иероглифическая письменность являлась для стран Восточной Азии:

1) священным языком;

2) государственным языком;

3) литературным языком.

3. «Растением цивилизации» для всего Дальнего Востока является:

1) кукуруза;

2) рис.

4. Феномен «двуязычия» в странах АТР, подвергшихся китайскому влиянию заключался в том, что:

1) все знали два языка: родной и китайский;

2) письменный язык был доступен только элите;

3) существовало два вида письменности: иероглифическая и фонетическая.

5. Вьетнамская архитектура и скульптура отличается преобладанием монументальных сооружений:

1) преобладанием мини-форм;

2) высоким авторским началом.

Глава13

1. Эпохой Возрождения называют:

1) распад колониальных империй;

2) территории археологических раскопок в Италии;

3) историко-культурную эпоху, связанную с переходом от Средневековой культуры к Нововременной.

2. Отличительные особенности эпохи Возрождения исследователи связывают:

1) с трансформацией средневекового мировоззрения;

2) с подражанием идеям, свойственным античности;

3) с полным отказом от средневекового мировоззрения;

4) с умственным переворотом, произошедшим в головах людей.

3. Социальной базой эпохи Возрождения были:

1) все сословия средневекового общества;

2) только горожане;

3) только городская элита.

4. Какие идеи средневековья подверглись трансформации в Возрождении:

1) богоподобия человека;

2) принцип чинности;

3) принцип креационизма.

5. Антропоцентризм – это:

1) вопрос возникновения человека современного типа;

2) указание на центральное положение европейской культуры по отношению к другим культурам;

3) мировоззренческая идея, указывающая на центральное положение человека в мире.

6. К основным идеям мировоззрения эпохи Возрождения относят:

1) фатальную предопределенность судьбы;

2) стремление к активной деятельности (странствия, приключения);

3) идею о том, что человек сам творец своей судьбы;

4) стремление соответствовать принятым в корпорации нормам;

5) творческое, исследовательское отношение к миру.

7. «Идеальный» человек этого времени – это:

1) человек, обладающей яркой индивидуальностью;

2) человек богобоязненный;

3) человек образованный.

8. Гуманизм эпохи Возрождения связан с:

1) чертами характера;

2) комплексом гуманитарных знаний;

3) занятиям по интересам в свободное время;

4) с возникновением светского, нерелигиозного знания.

9. Что означает термин «варьета», применимый к итальянскому Возрождению:

1) развлекательное заведение;

2) разнообразие в природе;

3) разнообразие черт характера;

4) разрушение сословной иерархии.

Глава 14

1. Северное Возрождение связано с:

1) первой промышленной революцией в Англии;

2) Реформацией;

3) буржуазной революцией в Нидерландах.

2. Северное Возрождение – это:

1) копирование Итальянского Возрождения;

2) специфическое культурное явление.

3. Руководителем Реформации был:

1) Т. Мор;

2) Э. Роттердамский;

3) Мартин Лютер.

4. Гуманизм и Реформация – это:

1) родственные по своему содержанию явления;

2) радикально чуждые явления;

3) одно и то же.

5. Автором немецкого перевода Библии является:

1) У. Тиндал;

2) Т. Мор;

3) М. Лютер.

6. Гуманизм XIV– XVI вв. – это:

1) движение за новую светскую культуру;

2) антикатолическое движение;

3) человеколюбие.

5.3. «Картина мира» древних цивилизаций………………………………….68

5.4. Типологические черты ранних городских цивилизаций………………..71

5.5. Концепция «Осевого времени» К. Ясперса………………………………74

6. Культура античности.

6.1.Специфика античной цивилизации………………………………………..76

6.2. Периодизация Древнегреческой культуры. Географические и климатические условия………………………………………………………………...77

6.3. Формирование основ полисной цивилизации. Полисная система жизненных ценностей греческой культуры……………………………………...78

6 4. «Картина мира» древних греков. Дионисийское и аполлоновское начало в античной Греции…………………………………………………………….82

6.5. Возникновение философии и науки………………………………………88

7. Средневековая культура Западной Европы.

7.1.Культура западного Средневековье как традиционный тип культуры…90

7 2 Корпоративное устройство средневеково общества……………………..92

7.3. Средневековая «картина мира»…………………………………………...96

Культура Древней Руси

8.1. Истоки русской культуры………………………………………………..102

8.2. Языческая (мифологическая) картина мира древних славян…………..104

8.3. Древняя Русь как место встречи цивилизаций, пересечение культурных традиций………………………………………………………………….111

8.4. Христианизация Руси в социокультурном контексте………………….115

9. Культура русского Средневековья…………………………119

9.1.Двоеверие и русская средневековая картина мира…………………….120

9.2«Мир святости» в русской средневековой культуре……………...……125

9.3 Юродство как феномен русской культуры…………………………….128

9.4. «Смеховой мир» русского Средневековья…………………………….132

10. Китайская цивилизация – основа традиционной культуры стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)……………………………….138

1.1 Восток и Запад как типы культуры. ……………………………….138

1.2 Картина мира древних китайцев – основа традиционной культуры стран АТР……………………………………………………………..…141

10.3. Конфуцианство и его социокультурное значение в Китае…………146

1.3 Даосизм и его роль в китайской культуре…………………………149

11. Буддизм в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

11.1 Буддийская картина мира………………………………………………152

11.2 Буддизм в Китае и странах Восточной Азии…………………………154

11.3. Буддизм в Юго-Восточной Азии (на примере Таиланда)…………..155

Наши рекомендации