Цвет в истории культуры
История мировой культуры и искусства одной из своих граней представляет историю отношения человека к цвету. Невозможно даже и вкратце охватить всего того многообразия. Поэтому рассмотрим лишь несколько исторических эпох, притом выделив частные примеры.
Сначала о роли цвета в византийской и русской культуре. Каждая культура в отдельности и каждая историческая эпоха имеет, если так можно выразиться, свой собственный колорит, свои характерные цвета.
В Византии искусство мозаики достигло высочайшего уровня. Мозаика –это искусство цветовых пятен и колорит играет в ней одну из важнейших ролей.
Доминирующими цветами были золото и «императорский» пурпур.
И в мозаиках и в произведениях декоративно-прикладного искусства применяется очень торжественное по впечатлению сочетание синего с золотым.
Корона императора Константина IX
Император Юстиниан со свитой и в окружении духовенства. Мозаика
На мозаике, представленной на иллюстрации, изображен император, несущий в руке чашу- дар храму.
Наряду с величественной мозаикой, по мнению некоторых исследователей, уже со времен Константина Великого приобретает живопись миниатюр.
В V веке большое распространение получили « пурпурные» кодексы - великолепные манускрипты, которые были написаны на окрашенном в пурпурный цвет пергаменте. Причем в некоторых случаях по пергаменту писали золотыми и серебряными буквами. Использовалась еще и краска под названием « миния» (сурик или самородная киноварь) насыщенного красно-оранжевого цвета. Поэтому иллюстрации в книгах стали называть миниатюрами, а их авторов миниатюристами.
Широкое развитие в Византии получает техника перегородчатой эмали. Настоящие шедевры были созданы в этой технике.
Россия восприняла культуру Византии. На Руси, вместе с принятием христианства, налаживаются тесные культурные связи с Византией. Русь получает от Византии произведения литературы и искусства. Все русское искусство развивалось на основе византийской культуры. Тем не менее, Русь создала самобытное искусство. Красный, по-славянски означает «красивый», в таком значение это слово вошло в русские пословицы и выражения. Этот цвет присутствует и в русской архитектуре, и в живописи, и в декоративно- прикладном искусстве, и в костюме. Использование теплой гаммы. Вообще для русской культуры характерно. Насыщенный охристый цвет, светло-желтый, разные оттенки темно-вишневого цвета.
Теремной дворец. Архитекторы А.КонстантиновБ.Огурцов,Т.Шатурин, Л.Ушаков
Престольная или Золотая комната Теремного дворца . 1635-1636 гг.
Выдающийся художник и историк искусства Игорь Грабарь так писал о Теремном дворце:« Из обстановки заметно выделяются цветные печи.Особенно хороша из них печь нежно-фиолетовых оттенков в престольной комнате.» В той же книге: «Павел Алеппский во второй половине XVIIвека, описывая храмы и дома московитов, украшенные рублеными из кирпича орнаментами и изразцами, приходил в восторг от изящества работы и удивлялся искусству, с каким мастера из грубого материала -кирпича вырубали тонкие узоры». Далее автор пишет, что«ценинное( гончарное) искусство быстро привилось к натуре северного славянина, склонного к узорочью и краскам». И.Грабарь (История русского искусства, т.2). Видете, автор расценивает русских людей, как ценителей цвета.
Тонкое колористическое решение отличает гармонию побеленной архитектуры с вставками изразцов благородных, сложных оттенков. Действительно изразцами( глинянными обожженными плитками, покрытыми с одной стороны стекловидной поливой, а с другой-имеющими выступ-румпу для крепления в стене) декорировали и фасады и интерьеры.
Изразцы крыльца трапезной Изразец крыльца звонницы
Борисо-Глебского монастыря Борисо-Глебского монастыря
Красный цвет- один из наиболее выразительных.Как уже упомяналось, он очень активно использовался в национальной русской культуре. Его преобладание можно увидеть и в костюме и в произведениях декоративно- прикладного искусства и в решении интерьеров.
Русский костюм А. П. Рябушкин Свадебный поезд
В Городце, городе прославившимся народным искусством, молодежь с радостью занимается народными промыслами. Даже в школах мальчики занимаются резьбой по дереву, а девочки осваивают роспись.
Роспись производит приподнятое, радостное впечатление.Первое ощущение тепла,большой яркости. Тем не мение все мастера очень тонко чувствуют цвет, создают сгармонированную колористическую композицию.
Художница Н.А. Столесникова признается, что предпочитает мягкие тона- палевый, охристый.
Городецкая роспись
Н.А. Столесникова Красные птицы. Панно
Холодные цвета тоже встречаются, однако не были так распространены в национальной культуре. Они скорее характерны для зимнего пейзажа России. И ряд выдающихся художников, в том числе Игорь Грабарь, К.Коровин, В. Серов обращались к холодной, иногда очень изысканной цветовой гамме, но уже в живописных произведениях.
Игорь Грабарь Февральская лазурь
Колорит русской зимней природы хорошо передан в произведении И.Грабаря « Февральская лазурь».