Тема 54. Структура современной русской народной художественной культуры в оценке ученых

В наиболее объективном виде структура (виды) современного народного творчества будет выглядеть следующим образом (типология В.П.Аникина):

· фольклорное наследие;

· современный фольклор;

· «полуфольклорный, полулитературный вид устно-поэтического творчества народных масс» (переработка песен литературного происхождения и т.п.);

· массовое индивидуальное литературное творчество;

К исследованию состояния, структуры современной русской народной художественной культуры проявляют интерес и зарубежные исследователи. Так, чешский фольклорист Б.Бенеш предложил более сложную и достаточно достоверную картину современного русского народного творчества. Он считал, что фольклор в собственном смысле этого понятия включает следующее:

· традиционный фольклор (все культурное наследие прошлого в области народного искусства, так или иначе сохранившееся в современности);

· «советский фольклор» или «фольклор с советским идейно-тематическим содержанием»;

· современный фольклор, состоящий из живых элементов традиционного фольклора и из советского фольклора.

· массовая художественная самодеятельность – явление сложное по своей природе и составу.

В своем индивидуальном творчестве старые мастера народного искусства могут пользоваться традиционными средствами для создания новых произведений искусства и , таким образом, возрастает значение фактора индивидуальности.

С учетом сказанного выше, судьба индивидуальных произведений непрофессиональных авторов, может быть различна – часть их вливается в фольклор, часть – в художественную самодеятельность, часть – в профессиональное искусство.

Относительно структуры и содержания современной русской народной художественной культуры в самом общем виде можно утверждать следующее:

· сохранилась фольклорная сфера современной народной художественной культуры;

· сформировалась нефольклорная сфера современной народной художественной культуры;

· появились переходные или пограничные сферы современной народной художественной культуры.

Некоторые виды традиционной культуры, представляющие художественную ценность для современного общества, уходят из сферы живого бытования в народной среде и сохраняются или переходят в иные формы современной культуры: в книгу, на эстраду, в кино, радио-и телеискусство. Эти виды приобретают как бы вторичное бытие: массовое издание былин, сказок, песен, воспроизведение обрядов, хороводов в клубной художественной самодеятельности, исполнение произведений традиционного фольклора государственными ансамблями песен и танца с элементами театрализации и стилизации, с установкой на демонстрацию «старины», тиражирование памятников народного прикладного искусства в альбомах или их экспозиция в музеях, использование мотивов народного искусства в современном профессиональном прикладном искусстве и т.п.

Но все эти изменения ученые рассматривают не как органическую часть собственно народной культуры, а как ее адаптацию и трансформацию в рамках современной культуры в целом, как процесс формирования современного фольклоризма (в широком смысле слова).

Существование традиционного слоя современной народной художественной культуры не представляет собой что-то стабильное, ему присуще неравномерное и неоднозначное развитие - как затухание, ограничение, так и возрождения, расширение сферы его бытования.

Так, можно говорить о затухании таких жанров фольклора, как заговоры, духовные стихи, былины, старейшие исторические песни, поскольку новые произведения в этих жанрах и не создаются.

Противоречивые процессы протекают и в области обрядового народного творчества. В раннесоветское время, из-за идеологического давления, этот пласт народной культуры пассивно хранился лишь в памяти старшего поколения. В постсоветское время, вследствие ослабления идеологического воздействия на культурную жизнь народа, они возрождаются.

Среди наиболее жизнеспособных жанров русского фольклора оказались устный рассказ, анекдот, традиционные лирические песни литературного происхождения, городской романс, частушки.

Таким образом, в область современной народной художественной культуры следует относить не все фольклорное наследие в целом, а ту живую ее часть, которая, будучи актуализированной или связанной с устойчивыми элементами народной жизни, органически существует в повседневном быту народных масс, удовлетворяет их духовные запросы и непосредственно выражает их мировоззрение, психологию, эстетические вкусы (В.Е. Гусев).

Тема 55. Современные формы бытового творчества и их связь с традиционной народной художественной культурой.

В современной культурной практике существует

Такое творчество мозаично и неоднородно. Оно аккумулирует в себе разнородные элементы (сюжетно-содержательные, образные, стилистические и пр.), идущие как от профессионального искусства, массовой культуры, так и от классического фольклора

Традиционная народная культура прошлого нормировала, регламентировала все сферы жизни. Современное бытовое творчество, неспециализированная культурная практика - это частная сфера, которая охватывает систему ценностей, верований, обычаев, стереотипов поведения, имеющих хождение в различных социальных средах, субкультурах. Все это аккумулируется, закрепляется в разного рода текстах (вербальных, интонационно-мелодических, пластических, иконических, то есть, образных и пр.).

Персонажи многих уличных, бытовых, блатных песен (благородные ковбои, отважные моряки, пираты, а также беспризорники, уголовники, бродяги и др. маргиналы) противопоставляются обыденности. Они попадают в ситуации, где реальность переплетается с вымыслом, фантастикой, экзотикой, носят юмористический оттенок . То же касается анекдотов.

Бытовые тексты уходят корнями:

· в специализированную культуру, профессиональное искусство;

· в традиционную фольклорную культуру;

· в различные современные субкультуры, которые сформировались в разных социальных средах.

Другие черты и содержание бытовой культуры:

· в тестах бытовой культуре имеет место смешение разнородных элементов;

· бытовые тексты, как правило, слабо канонизированы; но традиционные формулы встречаются (например, зачины типа: «жила-была девочка (старуха)...», « в одной квартире жила семья...», «в темном-темном подвале...» и пр.); они встречаются в байках, «страшилках», анекдотах и др.;

· сохранились традиционные схемы построения, рассказывания анекдотов, баек, слухов, произнесение тостов, использование арготизмов (жаргона);

· как и в старину (былички, легенды, сказки), в бытовой культуре присутствуют разного рода демонологическими существами (полтергейсты, карлсоны, инопланетяне, это также вещи-демоны типа Черная рука, Черные занавески, телевизор и пр.);

· в современных «страшилках» утрачен ритуально-магический, мифологический смысл;

· имеет место и традиционная для фольклора инверсия («перевертывание») свойств действующих лиц (литературных, телегероев и др.), когда положительные персонажи утрачивают свои исконные качества, превращаясь в собственных антиподов («садистские частушки», стишки-«ужастиках», где родители не защищают, не оберегают, а истязают детей, а те платят им тем же).

Функционирование, воспроизведение текстов бытового пласта современной народной культуры, как и в фольклоре в прошлом, не является тиражированием копий какого-либо образца, но его вариантами.

Как правило, бытовая культура в описанных формах существуют в субкультурах.Субкультурные движения, прослойки, отдельные тексты, факты в культуре, эпизодически получающие широкое социальное звучание, что ставит их в ранг народной культуры.

Терминология пока не устоялась, проблематика изучения расплывчата. Однако народная культура в современных условиях непосредственно смыкается с областью бытовой культуры.

Наши рекомендации