Тема 63. Актуальные задачи сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современных условиях и роль государственных органов

Существенным отрицательным фактором, влияющим на состояние народной художественной культуры является отсутствие должного внимания к проблемам сохранения народной культуры со стороны органов государственной власти субъектов РФ

Некоторые органы управления культурой на местах не курируют сферу народной культуры в ее разных формах и проявлениях должным образом:

  • слабо анализируют состояние и тенденции развития народной культуры;
  • не ведут постоянной работы по выявлению носителей народных традиций, сбору и популяризации художественного наследия, локальных образцов народной культуры;
  • не в полной мере ими используются имеющиеся возможности для вовлечения в процесс народного творчества различных возрастных и социальных групп населения, создания условий для привлечения детей к занятиям народной культурой;
  • нередко органы управления культуры ориентируются лишь на количественные и финансовые показатели и не уделяют необходимого внимания художественному уровню, творческому качеству создаваемых художественных коллективов;
  • не вникая глубоко в суть и качество деятельности в сфере народного творчества, органы культуры тем самым способствуют девальвации народной культуры России;

Село в силу своих специфических условий производства и образа жизни, остается хранителем и истоком народной культуры, а основным условием ее развития и популяризации является деятельность учреждений культуры. Однако за последние годы здесь также наблюдаются отрицательные тенденции:

  • произошел моральный и физический износ ресурсов сельских клубов и домов культуры, сокращение их сети;
  • продолжается тенденция сокращения сети клубных учреждений и по прогнозам специалистов, эта тенденция; после передачи сельских учреждений культуры в ведение муниципальных и поселенческих органов исполнительной власти, будет усугубляться;
  • в условиях рыночных отношений большинство клубных учреждений лишились финансирования своей основной уставной деятельности и стали заложниками коммерциализации;
  • постоянно растет число кружков и коллективов, в том числе и детских, занятия в которых осуществляется на платной основе

Такое положение ведет к сокращению отечественного культурного потенциала, утрате традиций народной культуры.

Приоритетные задачи в этой сфере предполагают осуществление комплекса мер, имеющих следующие цели:

  • содействие коренному улучшению организации научных исследований состояния и перспектив развития традиционной народной культуры;
  • оказание приоритетной поддержки региональным проектам, направленным на проведение планомерной работы по сохранению и популяризации народного творчества;
  • осуществление изданий научных работ, методических пособий, репертуарных сборников;
  • проведение мониторинга качественного состава и потребности кадров в сфере традиционной культуры;
  • определение мер по повышению уровня и качества подготовки специалистов в области народной культуры.

В целях преодоления кризисной ситуации вокруг народной художественной культурыв виде конкретных мер для развития народной художественной культуры в современных условиях, следует указать на следующее:

· необходимо проповедовать ценности народной культуры в формах, которые позволяют современные средства коммуникации;

· развивать народное искусство в местах традиционных промыслов;

· поддерживать народную художественную культуру с помощью системы образования, для чего необходимо использовать эффективную систему непрерывного образования (дошкольное учреждение-школа-вуз); свою роль в этом деле также выполняет система этнокультурных центров (Некрасова М.А.).

Только совместными усилиями всего общества (народа, государства, талантливых авторов) возможно сохранение ценностей народной художественной культуры и создание условий для их дальнейшего развития.

Вопросы

К государственному экзамену по предмету

«Теория и история народной художественной культуры»

Билет 1

1. Предмет дисциплины «теория и история народной художественной культуры», методы и функции дисциплины

2. . Отражение народной художественной культуры в трудовой деятельности: опосредованная связь с трудовой жизнью

3. Народная педагогика и ее связь с традиционной культурой

Билет 2

1. Основные принципы анализа понятия «народная художественная культура»

2. Русская народная художественная культура и социальная жизнь народа

3. Традиционная народная культура в современной социокультурной ситуации, проблемы фольклоризма в культуре

Билет3

1. Признаки и содержание народной художественной культуры

2. Структура народного декоративно-прикладного искусства как части народной художественной культуры

3. Пути и способы сохранения народной художественной культуры в современных условиях: активная форма

Билет 4

1. Народ как субъект народной художественной культуры

2. Фольклор как часть народной художественной культуры: основные структурообразующие элементы

3. Пути и способы сохранения народной художественной культуры в современных условиях: пассивная форма

Билет 5

1. Понятие традиции и ее роль в сохранении и развитии народной художественной культуры

2. Структура фольклора как части народной художественной культуры: эпический жанр

3. Структура современной русской народной художественной культуры в оценке ученых

Билет 6

1. Специфика передачи традиций в народной культуре: механизм устной передачи в прошлом и настоящем

2. Структура фольклора как части народной художественной культуры: лирический жанр

3. Современные формы бытового творчества и их связь с традиционной народной художественной культурой

Билет 7

1. Понятие культурного стереотипа и его роль в народной художественной

культуре

2. Структура фольклора как части народной художественной культуры: драматический жанр и его отражение в фольклорном театре

3. Постфольклор, «примитив» («наивное искусство»), «третья культура», «промежуточная культура: сущность понятий и специфика связей с народной художественной культурой.

Билет 8

1. Понятие архетип и его роль в народной художественной культуре

2. Этническая хореография как часть народной художественной культуры: происхождение и связь с другими формами культуры

3. Народная художественная культура, промежуточная и массовая культуры постсоветской России (конец XX- начало XXI в.в.)

Билет 9

1. Семиотические аспекты исследования народной художественной культуры: народная художественная культура как текст

2. Основные элементы народного танца как части народной художественной культуры

3. Предметно-материальный мир традиционной народной культуры как национальное художественное достояние России

Билет 10

1. Понятия «импровизация», «вариант», «инвариант» в народной художественной культуре

2. Взаимодействие фольклора и народного декоративно-прикладного искусства как двух форм русского народного искусства

3. Народное декоративно-прикладное искусство России в современных условиях: роль художественных промыслов, народных мастеров

Билет 11

1. Проблемы народной художественной культуры в трудах отечественных и зарубежных авторов

2. Функции народной художественной культуры: общая характеристика

3. Профессиональное искусство и русское народное художественное творчество, их взаимодействие и историческая динамика

Билет 12

1. Русская народная художественная культура в идеологической системе советского периода. Сущность классового подхода в определении понятия «народная художественная культура»

2. Функции народной художественной культуры: классификация функций

3. Кризисные явления в современной русской народной художественной культуре: общая оценка

Билет 13

1. Понятия«народное художественное сознание» и «народное художественное творчество

2. Эволюция функций русской народной художественной культуры в процессе исторического развития общества: досоветский период

3. Кризисные явления в народной художественной культуре: декоративно-прикладное искусство

Билет 14

1. Духовные истоки русской народной художественной культуры: дохристианские традиции

2. Функции народной художественной культуры в советский и постсоветский (современный) периоды

3. Актуальные задачи сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современных условиях и роль государственных органов

Билет 15

1. Становление современной русской народной художественной культуры. Роль межэтнических контактов

2. Народная художественная культура и массовая культура

3. Традиционные праздники и обряды календарного цикла: народное содержание Спасов (Медовый, Яблочный, Ореховый).

Билет 16

1. Древнеславянская и древнерусская культуры: соотношение и содержание понятий.

2. Мультикультурализм и проблемы народной художественной культуры в современных условиях

3. Традиционные праздники и обряды пограничного характера: осенний цикл («зажинки», «дожинки», традиция «завивания бороды»)

Билет 17

1. Отражение представлений о времени в русской народной художественной культуре. Циклический тип календаря

2. Социодинамика русской народной художественной культуры: основные источники исследования и этапы развития народной художественной культуры

3. Традиционные русские народные праздники и обряды: грачевник, сорок сороков, Евдокия Плющиха

Билет 18

1. Отражение представлений о времени в русской народной художественной культуре. Линейный тип календаря

2. . Социодинамика русской народной художественной культуры: основные направления и формы развития

3. Традиционные русские праздники и обряды пограничного характера: осенний цикл (народное содержание христианских праздников Семенов день, Покров, Параскева, Кузьминки)

Билет 19

1. Отражение представлений о пространстве в русской народной художественной культуры. Образ «мирового древа».

2. Социальная структура русской народной художественной культуры (исторический аспект): средневековье и новое время

3. Традиционные русские народные праздники и обряды: народные традиции Троицы

Билет 20

1. Система бинарных оппозиций в древнеславянской мифологии и народном сознании. Уровни древней восточнославянской мифологической системы

2. Социальная структура русской народной художественной культуры (исторический аспект): новейшее время

3. Традиционные русские народные праздники и обряды: народные традиции Пасхи

Билет 21

1. Принятие христианства и его последствия в истории русской народной художественной культуры. Языческие традиции в русской народной художественной культуре

2. Социальная структура русской народной художественной культуры: формировании и роль субэтнических типов народной художественной культуры

3. Традиционные русские народные праздники и обряды: Иван Купала, русалии.

Билет 22

1. Элементы генетического архетипического кода в русской народной художественной культуры: декоративно-прикладное искусство

2. . Региональные особенности русской народной художественной культуры: культура кубанского казачества как подтип южнорусской народной художественной культуры

3. Традиционные русские народные праздники и обряды: Масленица

Билет 23

1. Элементы генетического архетипического кода в русской народной художественной культуры: народная обрядность, устное народное творчество

2. Структура народной художественной культуры в современных условиях: соотношение понятий «народное художественное творчество», «художественная самодеятельность, «любительское искусство»

3. Традиционные русские народные праздники и обряды: свадебная обрядность

Билет 24

1. Морфология (структура) народной художественной культуры

2. Изучение народной культуры казачества в исследованиях ученых Кубани

3. Традиционные русские праздники и обряды: народное содержание зимних святок

Билет 25

1. Отражение народной художественной культуры в трудовой деятельности: непосредственная связь с трудовой жизнью

2. Структура народной художественной культуры в современных условиях: общая характеристика

3. Традиционные русские народные праздники и обряды: родильная обрядность

[1] Дидактические единицы составлены на основе ОПДФ.06 Теория и история народной художественной культуры

Наши рекомендации