Народной художественной культуры

Понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.

Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание - это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому, (следовательно, культура означает приобщение к социуму, обществу).

Любой человек, прежде всего, овладевает той культурой, которая была создана до него, тем самым он осваивает опыт предшественников. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым, обогащая его.

Овладение культурой может осуществляется в форме межличностных отношений и самообразования. Огромная роль средств массовой информации.

Процесс социализации можно представить, как непрерывное овладение культурой и вместе с тем как индивидуализацию личности. Это связано с тем, что культурные ценности накладываются на конкретную индивидуальность человека: его характер, психический склад, темперамент, его менталитет.

Н А Бердяев говорил о противоречии процесса социализации и, следовательно, культуры, представляющей собою сложную противоречивую систему. Ее противоречивость проявляется: 1) между социализацией и индивидуализацией личности, 2) между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку (норма и свобода - два полюса, два борющихся начала в культуре). 3) между традиционностью культуры и тем явлением, которое происходит в ее организме.

Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.

Рассмотренные сущностные черты феномена культуры позволяют представить ее внутреннюю структуру. Для культуры как социального явления основополагающими, системообразующими являются понятия культурной статики и культурной динамики.Первое характеризует культуру в покое, неизменности и повторяемости, второе рассматривает культуру как процесс, движущийся и изменяющийся.

Таким образом, культурная статика и динамика - это характеристика внутренней структуры феномена культуры как социального явления.

Представление о том. что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло еще в глубокой древности И Платон, и Аристотель писали о циклических круговоротах, повторяющих одни и те же стадии в развитии общества. В Новое время Френсис Бэкон и Декарт провозглашали, что "золотой век" человечества еще впереди и нужно сделать все возможное, чтобы его скорее достичь, и все, что будет в будущем, автоматически лучше предыдущего.

В конце XVIII начале XIX вв. идея прогресса стала преобладающей в понимании человеческой истории. А у Гегеля она вообще приняла характер универсальности. В XX в. проблема соотношения истории и культуры стала чрезвычайно актуальной, а сама концепция прогресса подверглась резкой критике. Множество ученых пытались изучить процесс социокультурной динамики, анализировать исторические судьбы культуры.

***

Прогресс народной культуры - это непрерывный процесс вырастания настоящего из прошлого, становление будущего из настоящего. Каждый элемент культурного наследия тысячами нитей связан с прошлым и очевидно это или нет, влияет на последующие поколения.

Культура находится в процессе исторической эволюции, она постоянно создается и утрачивается. Смена одной культурной эпохи другой существенно преображает панораму культуры. Каждая культура отличается историческим своеобразием. В решении вопроса об исторических этапах русской народной культуры существует разнообразие вариантов. Тем не менее, классификация исторических типов русской народной культуры может быть предложена в соответствии с основными историческими ступенями развития этноса:

1. Языческая или дохристианская культура.

2. Домонгольский период (с конца X и до середины XIII в.) или художественная культура Киевской Руси.

3. Народная художественная культура Московской Руси (XIII-XVII вв.).

4. Русская народная художественная культура XVIII-XIX вв.

5. Современная народная культура.

Среди разных научных школ в объяснении того, как и почему меняется культура, имеются существенные различия. Научные школы, отдающие предпочтение материальным факторам в развитии общества, считают, что изменения в культуре происходят в зависимости от роста производительных сил, внедрения новых технологий, изменений в социальных отношениях. В соответствии с ними выделялись основные периоды линейного развития мирной культуры: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая культуры.

Изменение культуры в XX в. принесло огромное количество концепций нелинейного общественного развития. Широкое распространение получили схемы культурного плюрализма, основанные в трудах О. Шпенглера, П. Сорокина. А. Тойнби. Последователи этих концепций полагают, что культурные изменения могут осуществляться в самых разнообразных последовательностях: в форме круговоротов, спиралей, челночных бросков и в виде непроизвольного хаотичного движения. Paзновидности культурных изменений могут быть следующие.

1. Изменение культурных этапов в cooтветствии с типом социальных отношений.

2. Изменение стилей, направлений, жанров, мод.

3. Изменения, ведущие к обогащению культуры, а также ее дифференциации.

4. Культурный застой.

5. Упадок и деградация культуры.

6. Кризис культуры.

7. Циклические изменения.

8. Трансформация культуры.

Источники, формирующие и поддерживающие изменения в культуре, на разных этапах могут быть разными.

1. Инновация - выработка новых идей, образов, принципов действия, целью которой является формирование нового типа мышления, новых норм и ценностей, изменение всей культуры в целом. Для того, чтобы нововведение не было отторгнуто, оно должно соответствовать социокультурной среде.

2. Наследование - этот источник культурных изменений подразумевает обращение к культурному наследию, то есть к тем достижениям, которые, несмотря на давность происхождения, сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи.

3. Диффузия представляет собой распространение культуры из одного центра в другой. Передача культуры одного поколения к другому на протяжении определенного периода времени является традицией. То есть, распространением культуры по «вертикали», а диффузия - распространение культуры по «горизонтали» в социальном и географическом пространстве, где основными средствами выступают завоевания, колонии торговля, миграция и т.д.

Можно назвать следующие факторы, влияющие на культурную диффузию:

а). Степень интенсивности контактов. Чем чаще взаимодействуют между собой различные культуры, быстрее происходит усвоение инородных элементов.

б). Условия контакта. Если нововведения навязаны силой, возникает реакция сопротивления, противопоставление самобытности и национальных ценностей.

в). Состояние общества. Оно должно быть готово к усвоению нововведений. В частности необходимо наличие такой социокультурной группы, которая могла бы стать их носителем, принять эти нововведения не только в своем образе жизни, но и в сознании.

4. Синтез как взаимодействие и соединение двух разнородных элементов, в результате которого возит новое культурное явление, стиль, направление, отличающееся от составляющих компонентов.

Обычно синтез происходит в тех сферах, которые недостаточно развиты, но сама культура сохраняет присущую ей самобытность, способна поддерживать целостность и устойчивость. Так на основе синтеза православно-христианской и языческой традиции русская культура создала новую модель социокультурного устройства.

***

Наши рекомендации