Приёмы обучения сюжетному изображению
Для установления связи между представлением пространства и способами его передачив рисунке уже с младшего возраста следует формулировать темы рисунков как сюжетные(«Цветы растут на поляне»). Кроме этого эффективно, предлагая детям цветной лист бумаги, сразу говорить: «Это зеленая лужайка. Нарисуем на ней цветы (цыплят, жуков и т.п.)» или «Голубой лист - небо, нарисуем на нем облака» и т.п. Такие приемы помогают учить ребят располагать изображение на всей плоскости листа.
В старших группах предварительное планирование на листе бумагиместа расположения отдельных изображенийпомогает осмыслить приемы изображения. Этот прием применяется в момент наблюдения и в первой части занятия - в беседе при формировании замысла: целесообразно на листе бумаги спланировать будущий рисунок - расположение отдельных изображений - соотнести пространство наблюдаемой натуры (природы) с пространством листа, где будет выполняться изображение.
Для обучения выделению главного в теме и по возможности выразительной его передачи в рисунке необходимо: хорошо осмыслить тему, ее содержание. Выделение главного дисциплинирует воображение, направляет основную мысль ребенка в определенное русло, не дает отвлекаться - ограничивает пассивное течение ассоциативного потока мыслей, основанного на слабом, еще недостаточно систематизированном опыте ребенка. Творческое воображение всегда целенаправленно. Часто основная тема теряется. Ребенок изображает предметы, не имеющие прямого отношения к содержанию темы. Рисование последних вызвано пассивным возникновением в сознании ребенка ассоциаций, основанных не на существенных, а на случайных связях (по внешнему сходству и т.п.). Иногда просто непроизвольное движение карандаша на бумаге, оставившего след, напоминающий какую-то форму, уводит ребенка от темы вследствие слабости процессов торможения и отсутствия целенаправленности в его действиях.
Выделение главного способствует большей целенаправленности в выполнении рисунка. Осознав главное, основное в теме, ребенок ставит на первое место изображение основного действия. В некоторых случаях (где это возможно) с него и начинает свой рисунок. Это в первую очередь способствует совершенствованию композиции рисунка. Ребенок в центре листа изображает основных персонажей, основное действие, заполняя в дальнейшем рисунок второстепенными деталями.
Как помочь ребенку выделить главное? Как правило, это происходит в беседе, где с помощью вопросов выясняется, что будут рисовать дети. Что надо изобразить, чтобы сразу это было понятно? Как будет выглядеть в рисунке тот или иной предмет? Где лучше расположить главное изображение?
Если это пейзаж, важно выяснить, какое время года будет изображено? Что и как следует изобразить, чтобы сразу было видно - нарисована осень (зима)? Какие деревья (кусты) можно нарисовать? Какой они породы? Какой величины (ширины) будет полоса земли, неба? Где будут «расти» деревья (кусты)? Что будет изображено внизу листа (справа, слева)? Что будет посредине поляны? Как будут расположены кроны деревьев (на фоне неба, земли)? И т.п.
В предварительной работе очень эффективно рисование пейзажа непосредственно с натуры. На начальных этапах обучения можно изображать более простые: одно- и двухплановые пейзажи. Рисование пейзажа с натуры помогает детям воспринимать пространство земли, неба, взаимное расположение отдельных объектов и способ адекватного построения изображения (намечая сначала линию горизонта, затем планы, изображение отдельных предметов). В этом случае дошкольники значительно легче, с меньшим количеством ошибок, сознательнее осваивают изображение широкого пространства - земля, река, дальний берег; свободнее изображают предметы: ближние ниже на листе, дальние - выше.
Пример такого наблюдения-рисования с детьми 6 лет. Дети рисуют вид на Неман: лужайка, на краю которой растут два больших дерева на расстоянии 6-8 метров друг от друга. Вдали от деревьев видна лента реки, теплоход на ней, противоположный берег и неясные очертания домов, дальний лес и голубое пространство неба над линией горизонта.
Воспитатель: Дети, посмотрите, как красиво здесь. Какое голубое небо как блестит и переливается вода на солнце. Видите: деревья, река, теплоходы на ней (пауза). Давайте попробуем нарисовать такую красивую картину. Сначала подумаем, что мы будем рисовать. Что находится ближе к нам? (Лужайка и два дерева.) Где расположены деревья? (Справа дерево высокое и немного согнулось.) А какая листва на дереве? (Зеленая, желтая, густая.) А с другой стороны, какое дерево, одинаково ли оно по величине с первым? (Ниже, листва гуще.)
- А что мы видим между деревьями, дальше лужайки? (Виден Неман.)
- Какого он цвета? Широкий ли? (Широкий, синий и теплоходы на нём.)
- А что вы видите дальше Немана? (Другой берег, пески.)
- А что видно дальше, за берегом? (Небо голубое и немного серое.) Вот, дети, мы и нарисуем все, что видно между деревьями. Что нарисуем внизу листа? (То, что ближе к нам: траву, широкую лужайку.) Потом что будем рисовать? (Деревья и то, что видно между ними, другой берег Немана и т.д.)
- Давайте подумаем, как нам лучше спланировать рисунок?
- Попробуем наметить линию горизонта (тонкой линией простым карандашом). Сколько места на листе займет полоса земли, неба?
- Полоса земли шире, чем полоса неба. Надо подумать, что мы изобразим на полосе земли, что у нас будет на первом плане, внизу листа? Посмотрите еще раз на этот пейзаж (лужайка). Она широкая? Наметьте карандашом. Что видим за лужайкой? (Неман.) Наметьте ширину полосы-ленты реки. А за Неманом - другой, песчаный берег и видна линия горизонта. Вот мы с вами наметили главные планы в рисунке.
- А теперь подумайте и наметьте, где вы изобразите деревья?
- Мы взяли с вами цветные восковые мелки и карандаши. Сами решите, чем вы будете рисовать.
Если дети изображают событие из жизни или сюжет литературного произведения, то ребенку надо понять основное действие, основную мысль. Произведение читается заранее с пониманием, чувствами, словами-сравнениями, эпитетами и пр. (Про что рассказывается в сказке «Гуси-лебеди»? Почему вы сразу почувствовали, что Машенька смелая девочка, как про это в сказке говорится? И т.п.)
Для изобразительной деятельности важно перевести слуховой образ в зрительный. Ребенку надо помочь зрительно представить будущий рисунок. При предварительном формировании индивидуальных замыслов можно спросить: «Про что вы хотите нарисовать? Какую картинку, эпизод можно изобразить? А что надо нарисовать, чтобы сразу можно было узнать, что Машенька просит яблоню спрятать ее от гусей? Что здесь самое главное, без чего картинка будет непонятна? А где вы нарисуете Машеньку, а яблоню? А во что будет одета Машенька? В какой сарафан ее можно нарядить? Подумайте, как ее надо нарисовать, чтобы сразу было видно, она уговаривает, просит яблоньку...» и т.д. В старших группах детям можно предлагать для рисования один определенный эпизод из сказки. (Как Колобок с Зайчиком встретился.)
По мере развития изобразительных умений и творчества предлагается любой эпизод на выбор. Чем больше возможностей для выбора, тем большая самостоятельность и творчество требуются от детей.
Предварительное чтение и беседы с отдельными детьми или с подгруппами очень важны, так же как и просмотры иллюстраций разных художников с анализом главных персонажей, пространственного расположения предметов и персонажей, изображения действий, передающих чувства и переживания героев.