Особенности культуры 19 столетия, художественные традиции в искусстве
Особенностью мироотношения искусства 19 века является, с одной стороны, продолжение традиций 17 и 18 веков (развитие классицистической и барочной тенденций), с другой стороны – возникает интерес к новаторству и эксперименту в живописи, скульптуре и архитектуре. Причем интерес этот тесным образом связан с научными и техническими открытиями второй половины 19 века (изобретение
фотографии, например). Интерес к экспериментам и научное обоснование основ творчества приводит к появлению индивидуальных концепций творчества к концу
столетия, что потом станет основой многогранной и дробной структуры искусства в 20 веке. Искусство 19 столетия принято разделять на два периода, в соответствии с особенностями художественной жизни первой и второй половины века. Ведущим художественным центром в Западной Европе является Франция, в которой возникают основные стили и направления 19 века: «неоклассицизм», «романтизм», «реализм», «импрессионизм»,«неоимпрессионизм», «постимпрессионизм», «модерн».
2. Характеристика искусства первой половины 19 века. Для первой половины 19 века в целом характерно продолжение традиций 18 века, то есть параллельное существование противоположных художественных явлений в относительной независимости друг от друга. К классицистической тенденции, основывающейся на принципах Просвещения, относятся неоклассицизм и реализм. К барочной тенденции, демонстрирующей уникальность индивидуальности, относится романтизм. Для неоклассицизма 19 века характерно учитывание опыта рококо, выражающееся в поиске такого эталона, который бы имел общечеловеческую значимость. Ярким представителем неоклассицизма в живописи является Огюст Доменик Энгр (1780 – 1867 гг.), излюбленным мотивом работ которого являлись одалиски и обнаженные купальщицы. Именно через женский образ, способный заразить своей эротической искушающей силой, по мнению Энгра, и можно раскрывать содержание классицистических идеалов. Неоклассицизм в живописи искал возможный путь примирения общепризнанных эталонов и неповторимой уникальности каждого отдельного человека. В архитектуре и скульптуре неоклассицизм продолжает развивать принципы классицизма 18 века: творчество Ж.Ж. Юве (Храм Славы в Париже, 1807 г.), Ж.Ф. Шальгрена (Триумфальная арка Звезды в Париже, 1806 – 1836 гг.), Р. Смерка (Британский музей в Лондоне, 1842 – 1847 гг.), Д. Нэша (Террасные дворцы в Риджент-парке, 1826 – 1827 гг.), Д. Соуна (Галерея Гавернор Корт Английского банка, 1803 г.), Ф. Шинкеля (Драматический театр в Берлине (1818 – 1821 гг.). Романтизм возникает как художественное явление, противопоставленное классицизму. В основе романтизма лежит пестование индивидуальности человека и представление о противопоставленности человеческого индивидуума миру. Основное положение эстетики романтизма - изображение необычного (исключительного) героя в необычных (исключительных) ситуациях. В. Гюго писал: «Обыденное - смерть искусства». Этому принципу соответствовали художественные средства романтизма: пафос, возвышенность, приподнятость языка и стиля, резкие контрасты, динамика, широкое использование фантастических и легендарных образов, гротеск.
Романтизм отрицает возможность какого-либо компромисса между общественными и личными идеалами, рождая понятие двумирия – миру реальному противопоставлен мир идеальный и переход из первого мира во второй возможен только через переживание смерти, то есть почти невозможен гармоничным путем. Принято выделять две разновидности романтизма.1) Активный романтизм – французский вариант, акцентирующий необходимость действенной позиции личности в мире. Для произведений активного романтизма характерно обращение к остроактуальным современным сюжетам, изображение человека в экстремальных ситуациях, сложные ракурсы и диагональные композиции, динамичность действия и использование шокирующих деталей. Представители: Теодор Жерико (1791 – 1824 гг.), Эжен Делакруа (1798 – 1863 гг.).2) Созерцательный романтизм – немецкий и английский вариант, сосредотачивающий внимание на погружении человека в идеальный мир раздумий над своей судьбой и судьбой мира. Для произведений этого варианта романтизма характерно обращение к пейзажной живописи с обязательным присутствием человека, минимальный сюжет, «говорящие» названия. Представители: Уильям Тернер (1775 – 1851 гг.), Каспар Давид Фридрих (1774 – 1840 гг.). Особый вариант романтизма представляет творчество английских художников, входящих в состав «Прерафаэлитского братства». Его участники видели свою задачу в реформировании живописи посредством обращения к традициям раннего Возрождения, соединяя их с национальной спецификой английской культуры. Прерафаэлиты провозглашали принцип индивидуальной трактовки ставших уже классическими сюжетов (религиозные, мифологические, исторические, литературные сюжеты), решая привычные сцены в русле национальной специфики и остро индивидуально. Представители: Джон Эверетт Миллес (1829 – 1896 гг.), Уильям Майкл Россетти (1829 – 1919 гг.), Уильям Холмант Хант (1827 – 1910 гг.). Середина 19 века - период формирования реализма в европейском изобразительном искусстве. Реализм как художественное направление появляется в творчестве французских художников и отличается устойчивостью художественных приемов в творчестве разных художников. Наблюдается процесс сближения искусства с повседневной действительностью, с жизнью народа, утверждается интерес к поэтическому пейзажу своей родной страны. Особенно ярко эти процессы воплощены во французскомискусстве. В основе реализма лежит вера в соответствие сущности явления его внешнему виду, а значит вера в возможность через точное и подробное изображение внешнего вида явления, предмета, события или человека передать сущность максимально объективно. По своей сути реализм очень близок классицизму и идеям Просвещения, но его характерной отличительной чертой является поиск объектов для изображения не в эталонной исключительной среде, а в типичной, повседневной. Представители: Оноре Домье (1808 – 1879 гг.), Франсуа Милле (1814 – 1875 гг.), Гюстав Курбе (1819 – 1877 гг.), Камиль Коро (1796 – 1875 гг.). 3. Особенности искусства второй половины 19 века. Вторая половина 19 столетия в живописи и скульптуре характеризуется синтезированием различных художественных традиций и стилей в творчестве одного мастера, в результате чего возникают новые художественные явления, объединяющие некогда противоположные принципы. Ключевой фигурой для живописи второй половины 19 века является Эдуард Мане (1832 – 1883 гг.), творчество которого можно определить как предимпрессионизм, для которого характерно: использование чистых цветов, цветные тени, живопись с натуры, «кадровость» композиции, совмещение нескольких художественных традиций. Направление импрессионизм получает свое название благодаря работе Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», выставленной на первой выставке художников, впоследствии объединенных этим названием. Для импрессионизма в целом характерно обращение к свето-цветовым эффектам как к главному объекту для живописания. Основной художественный метод импрессионизма – живопись чистыми цветами с использованием эффекта оптического смешения цветов в глазу зрителя. Импрессионисты ставили перед собой задачу живописания единой сущности бытия, которую они видели в наличии в этом мире света, проявленного через цвет. Именно поэтому сюжет их произведений – это изменение характера освещения, то есть изменение света – единой основы всего существующего в качестве видимого. По своим внешним художественным особенностям (неясность контуров, единство колорита, живописность, смутность, динамичность мазка) импрессионизм можно отнести к барочной тенденции в искусстве, но по своим задачам (фиксация объективной и единой сущности мира) импрессионизм может быть соотнесен с классицизмом. Представители: Клод Моне (1840 – 1926 гг.), Огюст Ренуар (1841 – 1919 гг.). Камиль Писсарро(1830 - 1903), Альфред Сислей(1839 - 1899), Эдуард Мане(1832 - 1883), Эдгар Дега(1834 - 1917) и др. Направление неоимпрессионизм представляет собой теоретическую стадию импрессионизма. Отличительной особенностью творческой манеры неоимпрессионистов является живопись раздельными мазками различной формы – дивизионизм. Этот метод основывается на теоретических разработках, связанных с оптическими эффектами цветов. Неоимпрессионисты продемонстрировали не только единую основу мира, но и иллюзорность его материальности и незыблемой явленности в качестве объективно существующего, поскольку формы и фон в их произведениях формируются в качестве таковых лишь при рассмотрении с определенного расстояния, тогда как вблизи это всего лишь холст, заполненный отдельными мазками красок. Основатели и представители: Жорж Сёра и Поль Синьяк.
Тема 9. Искусство Западной Европы и Америки конца 19 первой половины 20 ст. 1. Постимпрессионизм в искусстве конца 19 в. 2.Модерн и модернистские течения в искусстве 20 в.
1. Постимпрессионизм в искусстве конца 19 в. Постимпрессионизм в живописи рубежа 19 – 20 веков представлен творчеством нескольких художников, объединенных не едиными творческими принципами, а идейной направленностью на поиск универсальных основ бытия человека. Еще одной общей чертой постимпрессионистов является не только синтезирование различных художественных традиций, но и выработка индивидуальных стилей. Сила дарования, масштабность личности каждого художника во многом стали причиной неизбежного распада содружества импрессионистов. Последняя совместная выставка импрессионистов в 1886 году, а всего их было восемь, убедительно показала, что пути художников разошлись. История импрессионизма как художественного течения завершилась, но борьба за новое искусство продолжалась. Теперь ее вели художники «постимпрессионизма» – периода в истории французского искусства с середины 80-х годов 19 века по 1906 год – год смерти последнего великого постимпрессиониста Сезанна. Постимпрессионизм – эпоха гениальных одиночек: Поль Сезанн (1839 – 1906 гг.), Винсент Ван Гог (1853 – 1890 гг.), Поль Гоген (1848 – 1903 гг.), Анри Тулуз-Лотрек(1864 - 1901). Художники трагического, «проклятого» поколения дерзнули пойти своим путем, непонятые, отвергнутые современниками. Все они начинали с импрессионизма, но красота мгновений – далеко не все, чем жила душа и мысль человека в последние десятилетия богатого событиями 19 столетия. Потребность выразить в искусстве всю сложность ощущения жизни, все многообразие чувств, мыслей, представлений побуждало к поиску художественного языка более многопланового и универсального, чем импрессионистический, и при этом языка собственного: каждый из них мог сказать словами Шопенгауэра, предельно точно выразившего самоощущение личности этого времени: «Мир есть мое представление». Мастера постимпрессионизма значительно обогатили возможности использования цвета, как главного изобразительно - выразительного средства живописи, открыв дорогу новым поискам и экспериментам. Участник первых импрессионистских выставок, Сезанн («Игроки в карты», «Берега Марны», «Пьеро и Арлекин», «Каштаны и ферма в Жа де Буффан») продолжал работать на пленэре, применял в живописи метод оптического смешения красок, добиваясь синтеза цвета и формы. Голландец Винсент Ван Гог – художник с трагически короткой творческой жизнью («Красные виноградники в Арле», «Хижины», «Подсолнухи», «Арльские дамы») сумел извлечь из цвета всю мощь его эмоциональной выразительности, нашел язык, на котором страстно и горячо выразил свои чувства, подняв их до общечеловеческого, символического звучания. Вершиной трудных исканий Поля Гогена («Женщина, держащая плод», «Таитянская пастораль», «А, ты ревнуешь?», «Аве, Мария») стали полотна, созданные им в Океании, на острове Таити, где, как ему казалось, он обрел утраченную современным человеком связь с природой и вечностью. Художник острого взгляда Анри Тулуз-Лотрек («В кафе», «Танец в Мулен Руж», «В цирке Фернандо», «Салон на улице Мулен», афиши и театральный плакат) не питал иллюзий относительно окружающей его жизни, но при этом писал людей с теплотой, окрашенной нотками юмора, за которым внимательные видели тоску и отчаяние. Влияние постимпрессионистов на художественные школы новейшего времени. «Наби» и «Ар Нуво» как завершающие этапы периода развития европейской культуры на рубеже веков.