Основные художественные направления в искусстве Западной Европы I половины XX века

В XX веке искусство столкнулось с усложнившейся действительностью, с нарастанием катастрофичности общественного развития, обострением социальных противоречий, с конфликтами, порожденными научно-технической революцией, с глобальными проблемами, затрагивающими интересы всего человечества

В истории культуры и искусства XX века можно выделить три периода(слайд 10-11):

1) начало XX в – 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);

2) 1920-30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры – социалистической),

3) послевоенные 40-е гг. – вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения).

Культура представляет собой систему, в которой все взаимосвязано и взаимоопределено. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого – запечатлеть мгновение жизни.

На рубеже XIX - XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной. Это многообразие отобразило культурный упадок и деградацию техногенной цивилизации, и метафизический подход к решению глобальных проблем, попытку осознания новой роли человека в мире. Этот культурный процесс рубежа XIX - XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература – декадентские. Отличительной чертой декаданса является растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, – вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения.

Искусство в XX в. развивалась в нескольких параллельных направлениях. При этом ни один из рядов стилевой эволюции искусства и литературы не исчерпывает собой всего их развития и не охватывает его в целом, только во взаимодействии они формируют целостную историю культуры XX в.

Многообразие стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических приемов художественного творчества (романтизма, академизма, реализма) получило название модернизм (слайд 12-13).

В переводе с французского модернизм — «новый, современный». В целом - это совокупность эстетических школ и течений конца XIX — начала XX вв., характеризующихся разрывом с традиционными реалистическими течениями. Основу модернизма составило ощущение дисгармонии мира, нестабильность человеческого существования, бунт против рационалистического искусства и растущая роль абстрактного мышления, стремление к новаторству любой ценой. Если модернизм в широком смысле подразумевает все разнообразие нереалистических направлений в художественной культуре, то модернизм в узком смысле представляет собой художественную систему, обладающую определенным единством, цельностью, общностью художественных приемов. Типичными искусствами модернизма являются символизм, экспрессионизм и акмеизм.

К «модернизму» близок — «авангардизм» (фр. передовой отряд), представляющий собой ее радикальную разновидность. Не следует путать искусство модернизма и авангардное искусство, хотя порой грань между ними провести трудно. Типичными искусствами авангарда являются футуризм, сюрреализм, экспрессионизм слайд 14).

В 1909 г. появляется футуризм, его «крестный отец» - итальянский писатель Ф. Маринетти. Позже возникает новое общество экспрессионистов «Синий всадник», появляются приверженцы дадаизма, аудизма и др.

В 1915 г. в Париже заявляют о себе фовисты — «дикие», в этом же году в Дрездене появляется «Мост» - группа объединившихся художников-экспрессионистов. Тремя годами позже «Моста» формируется кубизм.

Главное различие между модернизмом и авангардом заключается в том, что хотя оба направления стремятся создать нечто принципиально новое, но модернизм рождает это новое исключительно в сфере художественной формы (говоря в терминах семиотики), в сфере художественного синтаксиса и семантики, не затрагивая сферу прагматики. Авангард затрагивает все три области, делая особенный упор на последней. Авангард невозможен без активного "художественного антиповедения", без скандала, эпатажа. Модернизму это все не нужно. Модернист ведет себя, как обычный художник или ученый: он пишет свои замечательные картины, романы или симфонии и обычно не стремится утвердить себя перед миром таким активным способом, как это делают авангардисты. Наоборот, для модерниста скорее характерен замкнутый образ жизни, а если модернисты объединяются в какие-то кружки, то ведут они себя исключительно тихо и даже академично.

Характерные черты искусства ХХ века (слайд 15-16):

  1. заметное увеличение стремления к обобщенности образа;
  2. исчезновение детализации;
  3. возрастание интереса к упрощениям или преувеличениям отдельных деталей;
  4. перемещение центра внимания автора в сторону внутренней жизни образа;
  5. сдвиг в сторону преобразований внешнего вида предмета за счет индивидуального видения художника.

Все формы и все течения декаданса, бунтующие против традиций, получили название модернистских. В чем их сущность? Во-первых, в субъективистском видении мира, во-вторых, в переключении внимания на эстетическое бытие самого произведения искусства, его колористическую и пластическую конструкцию, в-третьих, в провозглашении безусловной роли воображения и фантазии при создании произведения. В итоге происходит противопоставление мира художественного миру реальному.

Модернизм развивался в нескольких этапах и проявился во множестве течений. Начиная с 60-х г. модернизм вступает в стадию постмодернизма, наиболее яркими его формами проявления стал абстракционизм и авангардизм (слайд № 17).

Абстракционизм – крайняя форма модернизма (слайд №18), возник как вызов обществу и как последовательное разрушение реального образа, отражающего мир привычными средствами. Можно сказать, что абстракционизм возник на обломках кубизма, футуризма и ряда других модернистских течений достигших своего упадка. В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее, В. Татлин, М. Ларионов, Р. Делоне, П. Мондриан и др. стояли у истоков абстракционизма.

Абстракционизм утверждает (слайд №19) значение подсознательного, рассматривали творческий процесс как погружение в мир интуитивных движений души, автоматическую передачу своих ощущений. Они исходили из того, что связь искусства с формами жизни себя уже исчерпала и человек осознать мир не способен, а тем более не способен воплотить его в пластических образах в силу многообразия нового мира. Средства отображения смутного подсознательного образа могут быть любые: от классических красок и холста до камня, проволоки, мусора, труб и т. п. Главное в абстракционизме — сочетание цветов, линий, пятен, штрихов, оторванных от природной и социальной реальности. Это беспредметное и бесформенное искусство.

В абстрактном искусстве исключается образная основа, составляющая суть художественного творчества.

На раннем (1920 — 1930 гг.) периоде абстракционизм широкое распространение получил в архитектуре и прикладном искусстве. Его питательной средой были настроения буржуазной интеллигенции.

Поздний (послевоенные годы) этап развития абстракционизма представлен тремя потоками:

  • экспрессивная живопись и графика (вольное, спонтанное сочетание линий и пятен);
  • сюрреализм (тяготение к загадочности, магии, кошмарным психологическим видениям, бредовым ассоциациям, абсурдному взаимосочетанию различных предметов и образов), который наиболее полно представлен в творчестве С. Дали и Р. Могритта. С. Дали создал сюрреализму шумную и блестящую рекламу. В 1929 на выставке в галерее «Геманс» экспонировались его сюрреалистические произведения, иллюстрирующие его теорию «критической паранойи», изложенную в книге «Видимая женщина» (1920). Дали увлекся изображением на холсте образов, вызванных свободными ассоциациями по поводу случайно избранных форм, имеющих какое-либо значение или нет. Отсюда - его картины, на которых, под видимостью тонкой оптической иллюзии, предметы растягиваются (мягкие часы), растворяются, разлагаются, превращаются в другие предметы.
  • абстрактно-геометризированное, технизированное искусство (чисто декоративные решения, абстрактная скульптура из различных видов металла с применением современных средств его обработки).

Наиболее полное развитие абстракционизм получил в США.

На смену абстракционизму пришел авангардизм, всплеск этого направления модернизма пришелся на конец 1960-х годов (слайд 20).

В авангардизме можно выделить:

  1. оп-арт (оптическое искусство);
  2. пространственное искусство;
  3. земляное искусство;
  4. искусство новой фигуральности;
  5. поп-арт (популярное искусство).

Авангардизм лежит в основе идей контркультуры хиппи, выражающих протест против всего на свете, протест ради протеста. Авангардизм — это суррогат искусства, которому чужда красота, понятие прекрасного, гармония. Представители авангардизма творят между искусством и не-искусством. В результате появляются:• оп-арт (оптическое искусство) - орнаментально-геометрические композиции; • пространственное искусство;• земляное искусство;• искусство новой фигуральности;• поп-арт (популярное искусство).

Из перечисленных видов авангардизма наиболее известен поп-арт. Художники, творящие в этом стиле, используют в своем творчестве реальные предметы, рекламу, фотографию, любые другие изображения, вырванные из естественной им среды, и создают из них произвольные комбинации, пытаясь найти взаимосвязь, или же без всякой взаимосвязи. В результате возникает так называемый артефакт (искусственно скомпонованная композиция, конструкция), а не произведение искусства. Эта композиция должна вызывать определенные ассоциации, переживания, возникающие помимо художественного впечатления.

Поп-арт сложился как своеобразная реакция на явление абстракционизма, выступив против его крайней отвлеченности. Поп-арт проявился как агрессия массовой культуры, явил собой все, что она несла, превратив искусство в зрелище, отражая непримиримость к современности. Ярким представителем поп-арта является Р. Раушенберг, американский художник.

В Советском Союзе авангардизм проявился тоже как протест против официальной культуры, против социального реализма, но как «катакомбное», т. е. нелегальное, современное искусство.

В целом, искусство XX в. развивалось по нескольким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один метод не был причиной возникновения новых, ни одно из направлений стиля не охватывало всего развития искусства в целом.

Судьба наиболее ярких художественных стилей оказалась различной: одни (кубизм, дадаизм) – ярко блеснула, но развития не получила, другие (реализм) – подверглись многочисленной модификации и, модернизируясь, «дожили» до конца XX столетия. Для осмысление цельности требует рассмотрения совокупности всех методов и стилей: лишь во взаимодействии они образуют историю искусства XX в.

Наши рекомендации