Мастера тувинского камнерезного искусства Республики Тыва
С незапамятных времён зародилось это искусство - тувинская народная декоративная резьба по камню. Эволюция общественной роли, назначения и признания тувинской народной скульптуры интересна в социологическом плане. В прошлом творчество тувинских резчиков служило формой выражения национального самосознания, способствовало развитию традиций самобытной национальной культуры в условиях духовного и экономического порабощения народа. При общности основных сюжетно-иконографических типов для всей тувинской резьбы по камню в ней привлекает богатство творческих индивидуальностей, многообразие и неповторимость художественных решений, яркое соцветие народных талантов.
Современные резчики по камню развивают лучшие традиции тувинского народного искусства, сохраняя и расширяя диапазон основных тем. Наряду с этим появились и новые тенденции в народном искусстве мелкой пластики. С большой активностью проявляется творческая самостоятельность и оригинальность авторов. С большой свободой демонстрируются декоративные возможности резьбы в деталях вещей, пластическая выразительность подчёркивается гораздо экспрессивнее, она подчас усложняется настолько, что превращается в самостоятельный декоративный приём. [22, с. 33].
В бесконечном многообразии живых творческих поисков, в уважении к традициям прошлого работают тувинские народные мастера-мастера, умеющие не только резать камень, но и любить жизнь, слышать песни родных гор и степей, освобождать волшебные сказки от чародея-чонар-даша(агальматолит). Искусство тувинских мастеров-резчиков является важной частью многонациональной художественной культуры народов нашей страны. [35, с. 13].
С 1965 года, когда был создан Союз художников Тувинской АССР, началось привлечение народных умельцев к творческой жизни, к участию в выставках. Некоторые из них(М. X. Черзи, X. К. Хертек -Хуна, Б. С. Байынды) переехали из далекой Бай-Тайги, где рядом с богатейшими залежами агальматолита в горах издавна развивалась традиция резьбы по камню, или из Ак-Туруга в Кызыл. Началась система учебы молодежи: М. X. Черзи долгие годы вел занятия с подростками при Ак-Туругском детском доме; такую же школу в Бай-тайге, в поселке Тээли, создал X. К. Тойбухаа. Педагогические традиции резчиков старшего поколения, ныне ушедших из жизни, развивают их ученики. У М. X. Черзи, X. К. Тойбухаа, Б. С. Байынды занимались современные ведущие мастера тувинской народной скульптуры. Высоким авторитетом у молодежи пользуются Р. А. Аракчаа, которая работает в Кызыле, и К. М. Саая-Когел, живущий в Кызыл-Даге. К началу 1980-х годов в Туве существуют три постоянно действующих школы камнерезов: в поселке Тээли, где педагогическую работу отца продолжает сын X. К. Тойбухаа — Д. X. Дойбухаа, в поселке Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района, где юными резчиками руководит В. Ш. Салчак, и в Эрзине, где кружок возглавил Б. С. Дупчур.
Из тридцати работавших в Туве в 1983 году мастеров-резчиков двенадцать были членами Союза художников СССР, пять ведут постоянную педагогическую работу и имеют несколько поколений учеников. Особенностью тувинского камнерезного промысла является прочная преемственность традиций и мастерства. Искусство обработки камня передается из поколения в поколение в рамках одной семьи, традиции переходят от отцов к детям.
В развитии традиций своего национального искусства скульптуры, мастера Тувы смело расширяют тематику пластики малых форм и обновляют выразительные средства художественной обработки камня.
В первую половину XX века каменная пластика уже имела свои устоявшиеся традиции. Она фронтальная, антроморфная – в фас, анималистическая, симметричная и уравновешенная в профиль. При использовании декоративных качеств агальматолита мастера обращаются к народному эпосу. Это придавало тувинской скульптуре национальное своеобразие, простоту выразительности и легко схватываемую сущность. В дальнейшем именно эти характерные особенности тувинской пластики сформировали её художественное своеобразие.
Горы Бай-Тайги, окрестности древнего поселения Тээли, богаты залежами цветного агальматолита, который тувинцы называют чонар - даш – буквально «камень, который можно резать». Он действительно прекрасно поддается обработке простым острым ножом, не крошится, обладает даже своеобразной эластичностью, послушно выливается в ту пластическую форму, которую придает ему рука мастера. Красивы и разнообразны цвета и оттенки этого камня: он бывает черным с легким, как иней, серебристо-серым матовым оттенком или с блеском глубокой, как антрацит черноты; бывает белым, как снег; холодным, сероватым, с прожилками жемчужной проседи; бывает золотисто-розовым, нежным, как краски солнечного заката, и порою почти горячим по цвету, красным. В советский период сформировалась традиция вырезания скульптуры из мягкого камня - агальматолита. С этого времени каменная пластика стала одним из наиболее значительных видов народного искусства России. В трактовке отдельных видов, особенно фантастических и экзотических животных дракона, змеи, заметно влияние древней юго-восточной стилистики. Вероятно, воздействие этой традиции и определило высокий художественный уровень анималистических произведений. Красота и выразительность чётко очерченных силуэтов животных, контрасты гладких и гравированных поверхностей материала дополняются оттенками камня не только чёрного, серого, но и имеющего розоватые, голубоватые, зеленоватые вариации.
В скульптуре Тувы начала XX в можно отметить существование двух стилей-манер: с одной стороны – предельная достоверность образа, реалистическая проработанность деталей, с другой – декоративная стилизация формы, элементы фантазии и воображения. Эти начала могут или соединятся, или доминировать одно над другим. С 1965 года, когда был создан Союз художников Тувинской АССР, началось привлечение народных умельцев к творческой жизни, к участию в выставках. Некоторые из них (М. X. Черзи, X. К. Хертек -Хуна, Б. С. Байынды) переехали из далекой Бай-Тайги, где рядом с богатейшими залежами агальматолита в горах издавна развивалась традиция резьбы по камню, или из Ак-Туруга в Кызыл. Началась система учебы молодежи: М. X. Черзи долгие годы вел занятия с подростками при Ак-Туругском детском доме; такую же школу в Бай-тайге, в поселке Тээли, создал X. К. Тойбухаа. Педагогические традиции резчиков старшего поколения, ныне ушедших из жизни, развивают их ученики. У М. X. Черзи, X. К. Тойбухаа, Б. С. Байынды занимались современные ведущие мастера тувинской народной скульптуры. Высоким авторитетом у молодежи пользуются Р. А. Аракчаа, которая работает в Кызыле, и К. М. Саая-Когел, живущий в Кызыл-Даге. К началу 1980-х годов в Туве существуют три постоянно действующих школы камнерезов: в поселке Тээли, где педагогическую работу отца продолжает сын X. К. Тойбухаа — Д. X. Дойбухаа, в поселке Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района, где юными резчиками руководит В. Ш. Салчак, и в Эрзине, где кружок возглавил Б. С. Дупчур. Из тридцати работавших в Туве в 1983 году мастеров-резчиков двенадцать были членами Союза художников СССР, пять ведут постоянную педагогическую работу и имеют несколько поколений учеников. Особенностью тувинского камнерезного промысла является прочная преемственность традиций и мастерства. Искусство обработки камня передается из поколения в поколение в рамках одной семьи, традиции переходят от отцов к детям. В развитии традиций своего национального искусства скульптуры, мастера Тувы смело расширяют тематику пластики малых форм и обновляют выразительные средства художественной обработки.