Тематика лирических произведений
ТЕРМИНЫ (найти, разобрать, понимать)
http://5litra.ru/other/453-podgotovka-ege-po-literature.html
http://vk.com/ege_literature
http://dist-tutor.info/course/view.php?id=172
http://slovar.lib.ru/dict.htm
Литературные роды: лирика.
Жанры литературы: поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет. Композиция. Антитеза. Лирический герой. Риторический вопрос. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: силлабо-тоническая система: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Пиррихий. Спондей. Ритм. Рифма (женская, мужская, дактилическая). Рифмовка (перекрестная, смежная, кольцевая). Строфа. Тоническая система. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Основные темы. Мотивы.
План анализа лирического произведения:
Задача лирики – передать настроение, эмоции лирического субъекта (героя), поэтому все элементы структуры и содержания лирического произведения «работают» на это.
· Историко-биографический комментарий (контекст истории, творчества поэта (период))
(где искать? – в комментариях к собранию сочинения, в конце тома; в биографии поэта)
· Принадлежность к течению (для XX века - акмеизм, символизм, футуризм, имажинизм…) с доказательствами
· Тема: Стихотворение разбивается на лексико-тематические и ассоциативные ряды (утро: восход, заря, пробуждение, рассвет…), ключевые слова, из которых делается вывод, какая тема (возможно указание важности данной темы для автора с обоснованием)
· Композиция стихотворения так же «работает» на тему (смысловые отношения между частями (контраст), деление на строфы, повторы ключевых фраз, монолог или диалог… - как внешнее деление влияет на внутреннее)
· Синтаксические фигуры, которые указывают на особенности композиции, то есть «работают» на тему стихотворения, выделяют особенно важные смысловые сегменты (парцелляция, анафора, параллелизм, градация, рефрен, умолчание, антитеза)
· Размер стопы и рифма так же связаны с композицией и темой (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, 2-х; 4-х; 6-ти стопный, парная, перекрестная и кольцевая рифмы; мужская, женская, дактилическая), указать, как именно связаны
· Жанр (ода, послание, песня, элегия, сонет, эпиграмма, стихотворение, баллада…) так же связан с композицией и темой (указать, каким образом)
· Смена настроения лирического субъекта (героя), из чего читатель может сделать вывод, какие именно чувства испытывает герой (в т.ч. звуки, цвета)
· Речевая структура образа (ЛГ – воплощение эпохи, взглядов автора) (стилистическая принадлежность, пафос, высокая лексика (старославянизмы, книжная) или сниженная; устаревшая или современная; тропы ( метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты…) – с какой целью используются автором, характерны ли для автора)
· Как тема, композиция, лирический герой связаны с творчеством поэта (с основными темами этого периода творчества, с позицией, с судьбой; является ли ЛГ alter ego автора; использовать другие стихотворения автора
РИФМОВКА: +пиррихий, спондей
Способы рифмовки - расположение рифмующих строк в стихотворном тексте.
Парная (смежная) рифма: ааbb
Перекрестная рифма: cbcb
Опоясывающая (кольцевая) рифма: effe
Тематика лирических произведений.
Тема - то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения. Может прослеживаться во всем творчестве ( более крупный элемент, чем мотив)
(Творчество, быт и нравы москвичей 30-х годов, власти, судьбы, смерти - темы романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова)
Мотив - мельчайший элемент художественного произведения; один из образов, созданных автором; наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении "опорные" художественные приемы и средства в их смысловой наполненности.
(Уход человека от привычного ему образа жизни - мотив в творчестве А. П. Чехова; переодевания - в комедиях, и фарсах; узнавание героем его благородного происхождения - в финалах романов, повестей, комедий.)
Лейтмотив - ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение.
(Грозы, сны, сумасшествие, страдание - лейтмотивы романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".)
Тема любви (любовная лирика) | Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства. | А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..." |
Тема природы (пейзажная лирика) | Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы | С. А. Есенин "Береза" |
Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) | Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта | М.Ю. Лермонтов "Смерть Поэта" |
Тема поисков жизненного смысла (философская лирика) | Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти | Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..." |
Тема свободы (вольнолюбивая лирика) | Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности | А. Н. Радищев ода "Вольность" |
Тема дружбы | Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение | А. С. Пушкин "К Чаадаеву" |
Тема одиночества | Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми | М. Ю. Лермонтов "Парус" |
Тема родины (патриотическая лирика) | Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества | А. А. Блок "Россия" |
Тема народа | Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа | Н. А. Некрасов "Железная дорога" |
Лирические жанры
Стихотворение | Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами |
Элегия | Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму |
Эпиграмма | Небольшое по объёму сатирическое стихотворение |
Сонет | Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три |
Эпитафия | Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему |
Песня | Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок |
Гимн | Торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные |
Ода | Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная |
Послание | Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу |
Романс | Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку |
Лирический герой — это субъект высказывания в л. произведении, своего рода персонаж лирики,
художественный двойник автора-поэта, но НЕ тождественный ему, выступающий из текста обширных лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) в качестве лица, наделённого жизненной определённостью личной судьбы, психологической отчётливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определённости (облик, «повадка», «осанка»). Понимаемый таким образом ЛГ явился открытием великих романтических поэтов — Дж. Байрона, Г. Гейне, М. Ю. Лермонтова, — открытием, широко унаследованным поэзией последующих десятилетий и иных направлений. Лирический герой европейского романтизма находится в предельном совпадении с личностью автора-поэта (как «задушевная» и концептуальная правда авторского самообраза) и в то же время — в ощутимом несовпадении с нею (поскольку из бытия героя исключается все постороннее его «судьбе»). Другими словами, этот лирический образ сознательно строится не в соответствии с полным объемом авторского сознания, а в соответствии с предзаданной «участью». <...> ЛГ, как правило, досоздаётся аудиторией, особым складом читательского восприятия, тоже возникшим в рамках романтического движения <...>. Для читательского сознания ЛГ — это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру.
Стихотворные размеры
Хорей | Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения | Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. (М. Ю. Лермонтов) |
Ямб | Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения | В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога... (А. С. Пушкин) |
Дактиль | Трехсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения | Кто бы ни звал - не хочу На суетливую нежность Я променять безнадежность И, замыкаясь, молчу. (А. А. Блок) |
Амфибрахий | Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения | Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи - Мороз воевода дозором Обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов) |
Анапест | Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения | Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела. (А. А. Фет) |
До́льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 1 до 2.
"Дней (0) бык (0) пег, //Медленна (2) лет (1) арба, //Наш (0) бог (0) бег, //Сердце (1) наш (2) барабан."
Владимир Маяковский
Общая формула X Ú X Ú X Ú и т. д. (Ú — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 0, 1, 2). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Можно различать целый ряд модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации дольника не сохраняют равного числа ударений, например многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.
В случае, если допускаются строки с междуударным интервалом 3, говорят о тактовике, если 4 и более — об акцентном стихе.
В русской поэзии дольник культивировали символисты, затем футуристы. Особенным распространением он пользовался в поэзии начала XX века.
Акцентный стих — чисто тоническое стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются (в отличие от дольника и тактовика) любые, в том числе превосходящие 3 слога. Акцентный стих бывает только рифмованным; без предсказуемой фонетической поддержки такой стих считается свободным, или верлибром.
Акцентный стих широко употребителен в народном творчестве, в раёшнике (литературная имитация — Сказка о попе и о работнике его Балде Пушкина); в современной культуре образцом акцентного стиха является рэп.
Литературный акцентный стих наиболее плодотворно разрабатывался с конца XIX века, образцы его имеются у Гиппиус, Блока, Андрея Белого, особенно много — у Кузмина,Саши Чёрного, Маяковского, Шершеневича, Есенина. В советский период акцентный стих употреблялся заметно реже.
Звукопись
Звукопись | Повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи | Я вздрагивал. Я загорался и гас. Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, Но поздно, я сдрейфил, и вот мне - отказ. Как жаль ее слез! Я святого блаженней! (Б. Л. Пастернак) |
Анафора | Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк | Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой... (А. С. Пушкин) |
Эпифора | Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк | Не воздух, а золото, Жидкое золото Пролито в мир. Скован без молота - Жидкого золота Не движется мир. (С. М. Городецкий) |
Аллитерация | Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе | "Пора, перо покоя просит..." (А. С. Пушкин) |
Ассонанс | Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки | Багровое взметнулось полымя Надрокотом аэродрома, А голуби, как будто голые, Неслись на сизом фоне грома. (Л.Н. Мартынов) |
Основныеобразы
Образ— это любое явление, творчески воссозданное в произведении. Образ создается при активном участии воображения автора и читателя. Он обобщает действительность, раскрывая в единичном закономерное, вечное, концентрирует существенные для автора стороны жизни. При этом образ нагляден, он стремится сохранить чувственную целостность и неповторимость воссозданного явления. Образ способен объяснять неизвестное известным или известное неизвестным, он может как облегчать, так и затруднять восприятие предмета, преображать вещь, превращать ее в нечто иное: сложное в простое, простое в сложное. Образ может выходить за рамки одного произведения:
— образы-мотивы повторяются в нескольких произведениях одного или нескольких авторов (например, образ метели);
— образ-топос представляет «общее место», характерное для целой культуры данного периода или данной нации (например, образ дороги, мира как театра);
— образы-архетипы являются наиболее устойчивыми схемами или формулами человеческого воображения (таковы Дон-Жуан и Гамлет).
Образ достраивается в сознании читателя через детали и подробности, описывающие явление. Надо уметь выделить слова, которые прямо указывают на образ (море, ночь, лес), и слова, которые этот образ довоссоздают в читательском воображении (шелестит, изумрудный, нежный). В стихотворении, как правило, можно выделить несколько образов. Они всегда взаимосвязаны. При анализе стихотворения часто бывает важно выделить ключевой образ и образ-символ.
Поэт-мыслитель Ф. И. Тютчев, стремясь запечатлеть свое раздумье о величии и одновременно ничтожестве человека, обращается к образу птицы, рисует ее свободный полет:
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Все выше, дале вьется он
И вот ушел за небосклон.
Поэт не спешит отвести взор от коршуна, он любуется его стремительным полетом. Зарисовка становится зримой благодаря контрастно обозначенному пространству: «поляна» — «небо» и «небосклон», точным словам, смысловой вектор которых направлен вверх («высоко», «все выше», «дале»), нагнетанию глаголов действия: «поднялся», «взвился», «вьется», «ушел».
Заключительный катрен стихотворения Тютчева — это осмысление темы человека, который, обладая стремлением к горнему, обречен влачить свою жизнь в суетном и скорбном мире:
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..
Поэтическая образность создается за счет разной соотнесенности образов. Так, соотнесены по ассоциации небо, небосклон— два мощных, два живых крыла; пот—пыль.Возможно и контрастное взаимодействие образов: небо, небосклон, крылья—поляна, земля; я— коршун.По сходству соотнесены образы поляна— земля;по смежности — пыль— земля.Образы могут соотноситься по умозаключению: я— царь земли.
При анализе образного строя стихотворения следует обращать внимание на следующие аспекты:
— образы, связанные с цветовой палитрой:
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
(В. Я. Брюсов)
— освещение, воссозданное художественными средствами:
А внизу подо мною уж ночь наступила,
ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
(К. Д. Бальмонт)
— звуковые образы:
Нежно под трепетом ангельских крыл
Звонят кресты безымянных могил.
(С.А. Есенин)
— зрительные впечатления:
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою, а низ горы —
деревней был, кривился крыш
корою.
(В. В. Маяковский)
— передача запахов средствами художественного слова:
Свеж и душист твой роскошный венок,
Всех в нем цветов благовония слышны,
Кудри твои так обильны и пышны,
Свеж и душист твой роскошный венок.
(А. А. Фет)
— воспроизведение ощущений:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
(М. Ю. Лермонтов)
— образные ассоциации:
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
(Б. Л. Пастернак)
Композиция и композиционные приёмы и композиционные типы стихотворных лирических произведений.
Исследователь В.М. Жирмунский выделяет три композиционных уровня в лирическом произведении: фонетический уровень, тематический уровень, синтаксический уровень. Единицами фонетического уровня являются звуки, единицами тематического уровняявляются словесные темы. Возникает вопрос: что же такое словесная тема. Любое слово в лирическом произведении является носителем темы (т.е лексико-тематические ряды). «Каждое слово, употребляемое поэтом, есть уже тема и может быть развёрнуто в художественный мотив…Многие художественные направления определяются особенностями своего тематизма, «словесными темами». Для такого литературного направления, как сентиментализм, характерны такие словесные темы, как: «слёзы», «вздохи», «печаль», «кладбище», «меланхолия», «сумрак», «томный», «нежный», «чувствительный» и т. д.
Единицами синтаксического уровня являются ритмико-синтаксические, или ритмико-интонационные конструкции. Существуют два основных композиционных приёма в лирическом произведении: повтор и параллелизм.
Повтор может быть обнаружен на разных уровнях: фонетическом (например, в стихотворении А.С. Пушкина: «Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ли в многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я предаюсь моим мечтам…» – перед нами повтор на звуковом уровне, повторяется звук «у»); на тематическом уровне (в стихотворении А. Фета «На кресле отвалясь…» повторяются такие словесные темы, как «грачи», «стадо», «кружится – это повтор на тематическом уровне); на синтаксическом уровне повторяются целые ритмико-интонационные конструкции. Например, в стихотворении А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» в первой и шестой строфах стихотворения повторяется с небольшими изменениями одна и та же ритмико-интонационная конструкция – «твое лицо в простой оправе» (в первой строфе) и «Твоё лицо в его простой оправе» (в последней строфе); в стихотворении «Я последний поэт деревни» С. Есенина – «и луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час» (во второй строфе) и «скоро, скоро часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час» ( в последней строфе). Повтор как композиционный приём можно обнаружить в любом лирическом произведении, ибо лирика без повторов не обходится.
Лексика
Анализ лексики стихотворения поможет проникнуть в своеобразие поэтического языка конкретного текста и раскрыть особенности поэтической манеры художника.
Следует помнить, что слово в стихотворении всегда приобретает дополнительный смысл, особую эмоциональную окраску. Классифицируя в самом общем виде лексику стихотворения, можно выделить несколько групп:
Высокая лексикасвязана с архаизмами, устаревшими словами, словосочетаниями, грамматическими формами и синтаксическими конструкциями, которые употребляются для усиления художественной выразительности, придания речи торжественности или ироничности.
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
(А. С. Пушкин)
Поэтизмы— это подчеркнуто красивые поэтические слова и обороты.
Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам!..
Творенью пир дает природа,
Свиданья пир дает сынам!..
(Ф.И. Тютчев)
Прозаизмы— слова или выражения, которые воспринимаются как чужеродные в поэтическом произведении, хотя их присутствие в тексте внутренне мотивировано.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то
недокушанных, надоеденных щей;
вот вы,
женщина, на вас белила густо,
вы смотрите
устрицей из раковин вещей.
(В. В. Маяковский)